Файл: «Государственное управление и местное самоуправление: общее и особенное».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие и структура государственного управления
1.2. Государственная власть и местное самоуправление
2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИ В РФ
2.1. Анализ исполнительной власти РФ
2.2. Анализ законодательной и судебной власти в РФ
3. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РФ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ
3.1. Проблемы государственного управления в РФ
3.2. Пути совершенствования государственного управления в РФ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы обусловлена тем, что вопросами изучения государственного управления в РФ занимается множество ученых на сегодняшний день. По проблемам деятельности органов государственной власти написано множество научно-практического материала и исследование данной тематики в нашей работе будет уместным и поможет ответить на многие спорные вопросы.
Для того, чтобы сделать государственное управление эффективнее зачастую прибегают к использованию методов и инструментов аутсорсинга. Благодаря использованию механизма аутсорсинга в государственном управлении можно преодолеть имеющиеся проблемы и сделать управление на уровне государства проще и рациональнее.
Объектом исследования в работе выступает государственное управление в РФ. Предмет исследования - изучение особенностей государственного управления и местного самоуправления. Целью данной работы является исследование особенностей взаимодействия государственного управления и местного самоуправления в РФ.
Задачами данной работы являются:
1.Изучить понятие и принципы государственного управления;
2.Исследовать понятие, типы организации и правовые основы местного самоуправления;
3.Провести сравнительную характеристику органов государственной власти и местного самоуправления в РФ;
4.Выяснить основные направления и формы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в РФ;
5.Рассмотреть проблемы государственного и местного самоуправления в РФ и предложить пути их преодоления
В работе были применены следующие методы исследования: методы сравнения и анализа.
Научную основу работы составили периодические издания и литература, а также труды и работы отечественных и зарубежных авторов по вопросам исследования государственного и местного самоуправления таких как Моисеев А.Д., Мухаев Р.Т., Пикулькин А.В и тд.
Работа состоит из введения, в котором отражается актуальность работы, предмет, объект, цели и задачи работы, двух глав, раскрывающих сущность работы, а также заключения и списка использованной литературы.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие и структура государственного управления
На сегодняшний день, государственное управление является одним из основных инструментов осуществления государственной власти во многих современных странах мира.[1]
Принято считать, что государственное управление есть не что иное, как деятельность органов государственной власти по реализации управленческих решений на государственном и муниципальном уровнях. Государственное управление призвано выполнять определенный спектр функций, которые схематично отображены на рисунке 1.1.
Социальная
Экономическая
Функции государственного управления
Налогообложения
Рис 1.1. Функции государственного управления
Как можно заметить из данных рисунка 1.1., все функции государственного управления условно делят на две большие группы:
1.Внешние;
2.Внутренние.
К первой категории можно отнести функции, связанные с внешней политикой государства – функция обороны, функция мира и порядка.
Ко второй категории можно отнести функции, которые выполняют органы государственного управления внутри самой страны. К данной категории можно отнести – социальную функцию, налоговую и т.д.
На сегодняшний день, вся процедура осуществления государственного управления основывается на соблюдении ряда ключевых признаков. К данным признакам принято относить:
1.Законность;
2.Публичность;
3.Рациональность и т.д.
Государственное управление в современных условиях хозяйствования принято подразделять на так называемые ветви власти – направления, по которым строится эффективное государственное управление. Все данные направления подразделяют на три ветви:
1.Законодательная власть. Данная ветвь власти и основные ее направления реализуются органами, которые издают законы. Как правило, к таким органам относят Парламент;
2.Исполнительная власть Здесь основной спектр властных полномочий возложен на более мелкие структурные подразделения органов государственной власти, а именно Правительство;
3.Судебная власть. Данная ветвь власти состоит, как правило из определенного спектра судов, которые имеют свой спектр полномочий: арбитражный, конституционный и т.д.
Полномочия и реализацию направлений государственного управления призваны выполнять государственные и муниципальные служащие.
Государственные служащие наделены определенным спектром прав и обязанностей в области государственных органов власти, а муниципальные действуют в пределах местного самоуправления.[2]
Специфика и особенности местного самоуправления будут рассмотрены в следующем параграфе.
1.2. Государственная власть и местное самоуправление
На сегодняшний день, местное самоуправление представляет собой реализацию функций и полномочий органов государственной власти непосредственно на местном уровне. Принято выделять органы местного самоуправления, которые схематично отображены на рисунке 1.2.
Рис 1.2. Органы местного самоуправления
Как можно заметить из данных рисунка 1.2., все органы местного самоуправления принято подразделять на несколько групп:
1.Представительный орган муниципального образования. Здесь, как правило речь идет об местной администрации и т.д.
2.Глава муниципального образования. Им является мэр, или иное должностное лицо;
3.Контрольный орган муниципального образования;
4.Иные органы.
Деятельность органов местного самоуправления имеет под собой нормативно-правовую основу. В частности, основными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность местного самоуправления, являются:
1.Конституция;
2.Федеральные законы;
3.Уставы;
4.Иные нормативно-правовые документы.
Учеными принято выделять несколько основных типов осуществления местного самоуправления, к которым относят:
1.Англосаксонский. Данный тип местного самоуправления характеризуется непосредственной автономией органов МСУ и слабовыраженным подчинением нижестоящих органов;
2.Континентальный. Данный тип организации местного самоуправления характеризуется высоким уровнем иерархичности, в котором центральный орган власти – ключевое звено;[3]
3.Смешанный. Данный тип организации местного самоуправления сочетает в себе черты англосаксонского и континентального управления.
Помимо основных типов осуществления местного самоуправления, принято выделять и модели территориальной организации местного самоуправления. К основным моделям территориальной организации местного самоуправления относят:
1.Одноуровневая. Данная модель зачастую имеет определенные подтипы, среди которых поселенческий и районный тип.
2.Двухуровневая
Территориальная организация местного самоуправления может быть представлена на рисунке 1.3.
Рис 1.3. Территориальная организация местного самоуправления
Как можно заметить из данных рисунка 1.3., территориальная организация местного самоуправления может быть представлена в виде:
1.Муниципального района;
2.Городского округа;
3.Внутригородской территории города федерального назначения.
В свою очередь, муниципальный район подразделяется на более мелкие единицы, такие как:
1.Городские поселения;
2.Сельские поселения.
Опыт укрупнения территорий муниципальных образований был положительным в том случае, когда при объединении территорий учитывались исторически сложившиеся межмуниципальные хозяйственные, культурные и др. связи.
Составим сравнительную таблицу и выясним различия между органами государственной власти и местного самоуправления. Исследования по данным органам управления будем проводить по следующим критериям:
1.Характер власти
2.Компетенции органов управления
3.Источники средств
4.Территориальный признак и т/д.
Данные по исследованию представим в таблице 1.
Таблица 1. Различия между органами государственной власти и местных самоуправлением
Государственная власть |
Сравнительный критерий |
Местное самоуправление |
Суверенная, всемогущая, верховная |
Характер власти |
Подзаконная, действует на основе законов |
Осуществляет свою деятельность объемно, контролируя деятельность всего местного самоуправления в целом |
Компетенции органов управления |
Имеет узкую специализацию, направленную на осуществление полномочий в конкретно отведенном субъекте. |
Самостоятельно формируют свой бюджет за счет налоговых и неналоговых поступлений |
Источники средств |
Самостоятельно формирует свой бюджет, отчисляя большую часть в федеральный бюджет государства |
Государственная власть отелена от народа, выполняется дистанционно |
Территориальный признак |
Местная власть приближена к народу, выполняется непосредственно на отведенной территории |
Помимо вышеназванных отличий государственной власти от местного самоуправления, можно также сказать о том, что в отличие от органов государственной власти местное самоуправление действует не от имени всего государства, а непосредственно от имени народа.
Органы местного самоуправления не обладают правом осуществления собственной законодательной власти. Отсутствие права издания законов по тем или иным вопросам, для данной местности заменяющих законы общие, является достаточно важным критерием, отличающим местное самоуправление. Безусловно, органы местного самоуправления издают нормативно-правовые акты, но они по своей природе являются подзаконными актами.
Несмотря на это, местное самоуправление обладает определенным перечнем полномочий, отличных от общего государственного управления.[4]
Помимо отличительных от органов государственной власти черт, местное самоуправление имеет определенные сходства с ним. В частности, к данным сходствам можно отнести то, что являясь разновидностью публичной власти, муниципальная власть имеет ряд признаков, присущих государственной власти:
1 виды публичной власти;
2.используются те же методы управления и организационного построения управленческих структур,
3.выполняются аналогичные функции и т/д.
Таким образом, моно сказать о том, что местное самоуправление можно назвать составным элементом всего государственного управления.
Подведем итог по первой главе: в ней были рассмотрены понятие и структуру государственного управления, а также исследована государственная власть и местное самоуправление.
2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИ В РФ
2.1. Анализ исполнительной власти РФ
Как уже говорилось ранее, вся государственная власть в РФ условно поделена на три ветви:
1.Законодательная власть
2.Исполнительная власть
3.Судебная власть
Высшие органы исполнительной власти РФ можно отобразить графически в виде схемы на рисунке 3.
Рисунок 3 Структура исполнительной власти в РФ
Как можно заметить из данного рисунка, возглавляет исполнительную власть Правительство РФ, которому подчинены министерства, комитеты, агентства и иные органы.[5]