Файл: «Государственное управление и местное самоуправление: общее и особенное».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Президент РФ является главой государства. Он выступает в качестве гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Президент занимает в системе федеральных органов государственной власти особое место. Он не включен напрямую ни в одну из ветвей власти – законодательную, исполнительную, судебную.

Президент РФ обладает определенным перечнем полномочий, которые схематично отображены на рисунке 4.

Рисунок 4. Полномочия Президента РФ

Как можно заметить из данного рисунка, Президент РФ обладает достаточно обширным перечнем полномочий, среди которых:

1.Определение основных направлений внешней и внутренней политики РФ

2.Формирование Совета Безопасности РФ

3.Назначение высших должностей в государственном управлении РФ и тд.

Высший исполнительный орган в РФ — правительство. В нем предусмотрены должности председателя, его заместителей, федеральных министров.[6]

Глава правительства РФ назначается на должность президентом РФ. При этом его кандидатуру должны утвердить депутаты Госдумы. Если нижняя палата парламента РФ откажется назначать премьер-министра, который предложен президентом, 3 раза, то Госдума распускается главой государства, после чего формируется заново на выборах.

Правительство РФ, будучи главным исполнительным органов власти в РФ, выполняет определенный перечень функций, которые графически отображены на рисунке 5.

Рисунок 5. Функции Правительства РФ

Как можно заметить из данного рисунка, к функциям Правительства РФ можно отнести следующие:

1.Осуществление управления федеральной собственностью

2.Разработка федерального бюджета

3.Обеспечение единой финансовой, кредитно-денежной политики

4.Осуществление мер по обеспечению законности прав и свобод человека и гражданина и тд.[7]

Правительство РФ, являясь главным органом исполнительной власти, обеспечивает исполнение положений и реализации главного закона государства — Конституции РФ. Помимо этого, Правительство РФ наделено полномочиями для осуществления мониторинга исполнения различными субъектами правоотношений федеральных законов, указов главы государства, международных правовых актов.


2.2. Анализ законодательной и судебной власти в РФ

Переходя к исследованию высших законодательных органов власти РФ необходимо отметить, что законодательная власть представляет собой способность и возможность государства в лице его наделенных специальными полномочиями органов издавать обладающие высшей юридической силой нормативно-правовые акты – законы.

Согласно Конституции РФ и принципу разделения властей законодательная власть России на федеральном уровне осуществляется Федеральным Собранием – парламентом России, а на уровне субъектов Федерации – местными парламентами (законодательными собраниями).

В структуру законодательной власти РФ входят:

1.Совет Федерации

2.Государственная Дума

Федеральное Собрание имеет двухпалатную структуру и состоит из Совета Федерации (эту палату в средствах массовой информации часто называют «верхней»), но Конституция Российской Федерации этот термин не использует и Государственной Думы (ее иногда именуют «нижней» палатой). Двухпалатная структура Федерального Собрания обладает следующими основными чертами:

1. самостоятельность палат — каждая палата имеет свои полномочия, их функции четко разграничены отсутствует подчиненность;

2. неодинаковая компетенция — к их ведению относятся, в

основном, разные вопросы;

3. различный порядок формирования палат.[8]

Согласно Конституции роль палаты Федерального Собрания, которая выражает интересы субъектов Федерации, принадлежит Совету Федерации. Вторая палата — Государственная Дума — призвана представлять интересы населения в целом. Обе палаты Федерального Собрания организуют свою работу самостоятельно и заседают, в основном, отдельно. К полномочиям Совета Федерации можно отнести следующие (рис 6)

Рисунок 6 Полномочия Совета Федераций РФ

Как можно заметить из данного рисунка, к полномочиям Совета Федерации относятся:

1.Назначение выборов РФ

2.Утверждение границ между субъектами РФ

3.Право законодательной инициативы и тд.

Рассмотрим особенности и структуру Государственной Думы РФ. В структуру Государственной Думы РФ входят:

1.Руководитель Государственной Думы

2.Аппарат Государственной Думы

3.Совет государственной Думы

4.Депутатские образования.[9]

В общем виде, структура государственной Думы отображена на рисунке 7


Рисунок 7.Структура государственной Думы РФ

Данные рисунка 7 свидетельствуют о том, что к ведению Государственной Думы относятся следующие вопросы;

1.она дает согласие Президенту на назначение Председателя Правительства — кандидатуру на эту должность в Думе представляет сам Президент, либо его полномочный представитель;

2.решает вопрос о доверии Правительству, которое несет юридическую ответственность перед парламентом. Вопрос о доверии Правительству может решаться Думой по собственной инициативе, либо по просьбе Председателя Правительства;[10]

3.назначает на должность и освобождает от должности ключевые фигуры в нашем государстве — Председателя Центрального банка, который назначается Думой сроком на четыре года, инициатива в подборе данной кандидатуры принадлежит Президенту. Таким образом, полномочия Государственной Думы по назначению Председателя Центробанка состоят в принятии или нет предложений Президента по этому вопросу;

4.назначает Уполномоченного по правам человека (деятельность которого состоит в своевременной защите личности от злоупотреблений государственных органов и должностных лиц);[11]

5.объявляет амнистию — это исключительная компетенция Российской Федерации в лице Государственной Думы. Субъекты Федерации данный вопрос решать не могут. Амнистия — это пол­ное или частичное освобождение от наказания лиц, которые совершили преступление, либо замена наказания на более легкое и тд.

Помимо специальных функций, которые относятся исключительно к ведомости Совета Федерации или Государственной Думы РФ, существует определенный перечень вопросов, которые две палаты законодательной власти РФ решают совместно. К совместным функциям относятся:

1.Обсуждение и принятие законов

2.Обсуждение и принятие бюджета

3.Установление налогов и сборов

4.Вопросы финансового регулирования и тд.[12]

Последней ветвью государственной власти в РФ является судебная власть. В общем виде, механизм осуществления судебной власти в РФ можно графически отобразить на рисунке 8.

Как можно заметить из данного рисунка, совокупный механизм осуществления судебной власти в РФ включает в себя несколько основных элементов, среди которых:

1.Конституционное судопроизводство;

2.Гражданское судопроизводство;


3.Административное судопроизводство;

4.Уголовное судопроизводство.

Судебная власть самостоятельна, действует независимо от законодательной и исполнительной властей, осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Рисунок 8 Механизм осуществления судебной власти в РФ

В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.[13]

Судебная система РФ - это совокупность всех действующих в Российской Федерации в соответствии с Конституцией судов, объединяемая единством задач судебной власти, принципов организации и деятельности судов, построенная с учетом федеративного и административно-территориального устройства государства. В общем виде, структура судебной власти отображена на рисунке 9

Рисунок 9 Судебная система РФ

По Конституции РФ судебная власть является трехзвенной. «Высшими судебными органами являются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Конституционный Суд РФ. К функциям судебной власти относятся вопросы:

1.Осуществления правосудия

2.Осуществление судебного надзора за соблюдением норм закона

3.Установление ограничений правосубъектности граждан и тд.

К полномочиям Конституционного суда РФ можно отнести:

1.Проверка конституционности актов

2.Решение спорных вопросов, связанных с Конституционными основами права и тд.

К компетенциям судов общей юрисдикции относятся вопросы, связанные с рассмотрением гражданских, уголовных, административных дел с участием граждан

К компетенциям арбитражных судов относятся вопросы, связанные с рассмотрением гражданских и административных дел с участием предпринимателей и юр.лиц.

2.3. Основные направления и формы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в РФ


Сегодня, государственное управление подразумевает не только управляющее воздействие, но и организационное сотрудничество государства и его субъектов с местным самоуправлением. Данное воздействие носит целенаправленный характер и оказывает существенное влияние на эффективное функционирование  муниципальных образований.

В условиях тесной взаимосвязи между государственной властью и местным самоуправлением, принято выделять прямые и обратные связи.[14]

В прямых связях основными являются управляющие воздействия. В обратных связях на первое место выдвигаются моменты сотрудничества и взаимодействия,  инициативы снизу, восприятия и результативность прямых связей. В системе государственного управления, важное значение имеет оптимальное сочетание прямых и обратных связей.

Содержание и характер полномочий региональной власти позволяет на их основе определить основные направления взаимо­действия органов государственной власти субъектов Российской Феде­рации и органов местного самоуправления:

1)    правовое регулирование организации и деятельности местного самоуправления и контроль  исполнения соответствующего законодательства;

2)   разработка и при­нятие региональных программ развития местного самоуправления,

3)   совершенствование разграничения компетенции госу­дарственных органов и органов местного самоуправления и т.д.

Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления субъекта осуществляется в следующих основных организацион­ных формах:

во-первых, главными взаимодействующими структу­рами являются сами органы государственной власти и  местного самоуправления;

во-вторых, для решения разовых совместных вопросов создаются  совместные временные группы и комиссии;[15]

в-третьих, для решения вопросов требующих по­стоянного взаимодействия создаются постоянные рабочие группы и комиссии;

в-четвертых, по вопросам, касающимся всех муниципальных образований данного региона, возможна совместная работа через ассоциации муниципальных обра­зований, для чего им придается необходимый ста­тус.

Органы государственной власти осуществляют контроль и регулирование за деятельностью органов местного самоуправления. Данное регулирование осуществляется в нескольких основных формах, которые схематично отображены на рисунке 2.2.

Законодательное регулирование