ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Современные медиа и новые форматы
для обозначения отличий от традиционных средств массовой информации.
Здесь владелец сайта задает собственные правила общения с аудиторией.
Виды медиа по принципу взаимодействия их участников
Виды медиа по тематике и составу аудитории
Особенности коммуникации в цифровых медиа
Дополненная реальность в новых медиа
Экосистемы как новый тип медиа
Жанр и формат в мультимедийной журналистике
Современные медиа и новые форматы
Новые медиа – это
Термин в конце XX века стали применять для интерактивных электронных изданий, новых форм коммуникации и производителей контента
для обозначения отличий от традиционных средств массовой информации.
Этим термином обозначают цифровые, сетевые технологии и коммуникации.Это вычислительные формы медиа, для распространения которых используются компьютеры.
Сочетают доступный в Интернете цифровой текст, изображения и видео с веб-ссылками, творческое участие авторов, интерактивную обратную связь с пользователями и формирование сообщества участников.
Примеры новых медиа
веб-сайты, компьютерная анимация, компьютерные игры, человеко-компьютерные интерфейсы, интерактивные компьютерные инсталляции, виртуальные миры, онлайн-энциклопедия, социальные сети, блоги, мессенджеры, форумы, видеохостинги, подкасты, рекомендательные системы, вроде «Яндекс.Дзен» и другое
Категории медиа
Собственные сайты организаций, в том числе СМИ, обладающие возможностями оперативной обратной связи и/или комментирования для пользователей.
Здесь владелец сайта задает собственные правила общения с аудиторией.
Вторую большую группу составляют так называемые социальные медиа, то есть платформы с открытым авторством, где каждый может создать собственный аккаунт, публиковать контент, создавать сообщества, общаться по интересам и зарабатывать.Сюда относится все многообразие социальных сетей, видеохостинги, подкастинг- и блогплатформы и др.
Здесь «правила игры» задает сама площадка. Наряду с множеством бесплатных и платных возможностей такие медиа могут вводить ряд довольно жестких ограничений (например, по тематике контента или количеству публикаций в сутки).
Например, достаточно жесткой контентной политикой известны Facebook, а также «Яндекс.Дзен»
Социальные медиа
– онлайн средства, которые позволяют людям взаимодействовать с другими людьми и компаниями, а также формировать сообщества, создавая, публикуя и распространяя контент.
Цель –коммуникация.
Социальные медиа – это не только социальные сети, это все интернет-ресурсы, которые позволяют обмениваться информацией в виде текста, графических изображений, музыки, видеороликов.
Пользователь может взаимодействовать с другими участниками платформы, публиковать личную информацию или оставаться в роли наблюдателя.
Аналитик Брайан Солис представил на виртуальной карте все типы социальных медиа, где собраны наиболее крупные и известные площадки.
Виды медиа по принципу взаимодействия их участников
Предназначенные для общения. Обширная категория, в которую входят социальные сети, микроблоги, сайты знакомств и отзывов, форумы, чаты и так далее. Их главная задача – построить диалог между пользователями.
Предназначенные для редактирования информации. Возможность совместного редактирования информации, представленной на площадке путем внесения дополнений, событий и прочего. К таким ресурсам относятся Википедия, Яндекс.Карты.
Предназначенные для обмена мультимедийной информацией. Это сети, на которых можно размещать разного рода информацию, с возможностью комментирования, скачивания и сохранения.
Виды медиа по тематике и составу аудитории
Массовые
Тематические
Цифровые СМИ
Цифровые средства массовой информации (интернет-СМИ, онлайн-СМИ) –
часть более широкого понятия — новых медиа.
По своим техническим характеристикам и функциям цифровые СМИ не могут быть приравнены к традиционным, поскольку представляют собой самостоятельные программные продукты, которые отличаются мультимедийностью, интерактивностью, возможностью обеспечивать «обратную связь» как аудитории, так и их разработчикам.
В отличие от традиционных СМИ, аудитория цифровых СМИ является активным участником коммуникационного процесса и информационным генератором.
Коммуникативная функция цифровых СМИ является одной из основных и ключевых
Особенности цифровых СМИ
Главное достоинство возможностей современных технологий заключается в том, что аудитория имеет возможность общаться не только с официальными лицами редакции посредством различного вида запросов и писем, но и напрямую с авторами.
Таким образом, СМИ стали функционировать в режиме личностного диалога.
Более того, содержательное наполнение, к примеру, сетевых изданий и выбор тем редакцией во многом зависят от коммуникаций аудитории с журналистами.
Просьюмеры
В 1980 г., Элвин Тоффлер в книге «Третья волна» впервые ввел термин «просьюмер» (анг. prosumer), образованный в результате слияния двух терминов «producer» — производитель и «consumer» — потребитель.
«Просьюмеры» - это в том числе и аудитория новых медиа.
Помимо функции распространителей информации просьюмеры также выполняют социально-креативную функцию.
Просьюмеры могут давать индивидуальную оценку информационному ресурсу массовой информации, выступать в роли медиакритиков информационного контента.
Если в традиционных СМИ литературная критика была особой привилегией, доступной высокопрофессиональным журналистам или крупным изданиям, имеющим большое влияние, то в интернет-пространстве медиакритиком может стать практически любой читатель или пользователь.
Просьюмеры могут играть ключевую роль в создании и содержательном наполнении интернет-СМИ. В англоязычном эквиваленте эти интернет-СМИ имеют статус UGC (user generated content).
В России аналогом подобных интернет-СМИ является портал news2.ru.
Таким образом, просьюмеры в интернет-СМИ сочетают в себе три основных качества: являются создателями контента, рецензентами и потребителями контента.
Особенности коммуникации в цифровых медиа
В первую очередь социальные коммуникации в новых медиа трансграничны.
Обмен информацией перестает быть привязанным к физическому местоположению и времени общающихся.
Меняется и порядок процесса коммуникации. Вместо традиционного, иерархического, порядка (от СМИ к аудитории) коммуникации приобретают гетерархический порядок, коммуникации от односторонней модели переходят к многосторонней модели.
Характеристики коммуникации: гипертекстуальность, яркость дизайна, интерактивность, мультимедийность
Новые медиапарадигмы
Хосе Луис Ориуэла, профессор школы коммуникаций Университета Наварры (Испания) новые медиапарадигмы:
пользователь — часть коммуникационного процесса;
контент — личность медиа;
мультимедиа — новый универсальный язык;
здесь и сейчас — единственное доступное время;
гипертекст — новая грамматика;
знания — новая информация.
Основные свойства новых медиа
Гипертекстуальность - система связи между отдельными документами с помощью встроенных гиперссылок.
Интерактивность.
Мультимедийность.
Три уровня интерактивности
Первый уровень — возможностью выбора формата отображения информации (настройка браузера и навигационного интерфейса).
Второй уровень — возможность создавать контент внутри системы: стать соавтором, написать комментарий, пройти опрос, поделиться материалом в социальных сетях и так далее.
Третий уровень — возможностью взаимодействия с другими пользователями системы в реальном времени или с небольшой задержкой.
Мультимедийность
Фокус смещается от медиаформатов (газета, журнал, радио, ТВ) к контенту, который и определяет само медиа.
National Geographic и CNN — это не особый вид СМИ, а медиабренды, у которых есть большой опыт в производстве определённого рода контента (природа и жизнь) или опыт оперативного освещения событий (журналистика).
В цифровых медиа текст, аудио, видео, графика, фотографии и анимация могут органично сосуществовать в одной среде. Мультимедийная идентичность среды объединила все медиа и стёрла различия между разными средствами массовой информации.
Журналистика погружения
это разновидность журналистики, при которой с помощью 3D-технологий и технологий виртуальной реальности создается эффект присутствия в конкретном месте, описываемом в новостных статьях, репортажах с места событий и документальных фильмах.
Журналистика погружения позволяет аудитории от первого лица увидеть и услышать всё происходящее с помощью доступа в виртуальную версию местоположения событий, в которой точно воссоздаются объекты, люди, передаются звуки и ощущения.
В 2012 году Нонни Де Ла Пенья, бывший корреспондент Newsweek и автор газеты The New York Times, создала серию репортажей, используя технологии виртуальной реальности.
В рамках проекта «Сирия», заказанного Международным Экономическим Форумом, зритель прогуливается по спокойной улице, потом оказывается в эпицентре бомбардировки, затем попадает в лагерь для беженцев.
В 2015 The New York Times в сотрудничестве с Google запустил проект виртуальной реальности NYT VR, в рамках которого подписчикам вместе с копией издания было доставлено более миллиона Google Cardboard — специальных устройств, совместимых со смартфонами, для просмотра репортажей и документальных фильмов, созданных в виртуальных мирах.
Дополненная реальность в новых медиа
В июле 2019 года вышел проект «Солнечное затмение и исчезновение Луны» в формате дополненной реальности «РИА Новости».
Пользователи могут узнать, как устроены затмения, почему они происходят в Солнечной системе, а также что случится, если исчезнет Луна.
VR-технологии в новых медиа
В январе 2019 года «РИА Новости» презентовало проект в режиме виртуальной реальности – историю «Слепые в большом городе».
Для работы над ним был применен новый подход: VRтехнология в проекте сочетается с классическим репортажем.
В этой истории медиагруппа впервые использовала не 3D-модели, а видеозапись героев, что позволило сохранить реалистичность проекта, его журналистскую суть.
VR-технология дает то, чего не хватает обычным видеорепортажам, – иммерсивность, вовлеченность пользователя.
Три героя VR-истории – молодые незрячие москвичи, сотрудники музея – культурного центра «Интеграция».
Они рассказывают о своем опыте, о том, как взаимодействуют с миром зрячих, с какими сложностями сталкиваются в быту, какие проблемы решают.
Проживая VR-историю, пользователь получает возможность на собственном опыте ощутить, как незрячие 155 осознают пространство и предметы, ориентируются в городе, воспитывают детей, отдыхают.
ИИ и написание текстов
Со второй половины 2000-х годов западные СМИ стали использовать искусственный интеллект (ИИ) в редакционной работе, поручая компьютеру генерацию простых заметок на основе обработки, к примеру, полицейских отчетов.
В наши дни написание заметок искусственным интеллектом доступно и российским редакциям (например, «Интерфакс», sports.ru).
Отличить новость, написанную машиной, можно разве что по наличию чрезмерно подробных цифровых значений, приведенных вплоть до десятитысячных, в тексте.
Медиасреда
Всё это позволяет говорить исследователям о формировании новой социальной реальности, поскольку значительная часть социальных, экономических и прочих отношений перешла в интернет-пространство, создав особую медиасреду.
Речь идёт о так называемом «информационно-коммуникативном пространстве» или, также, «медиапространстве».
Эта реальность подчиняется своим, особым законам и порядкам, в ней происходят формирование и взаимодействие разных формальных групп, собственной культуры, иерархии ценностей и даже языка.
Экосистемы как новый тип медиа
Яркий пример на российском рынке — выход в свет экосистемы «Сбера». Компания объединила под новым брендом почти все сервисы, которые кропотливо собирала в течение последних нескольких лет.
В итоге в России теперь можно наблюдать становление трех IT-гигантов — «Яндекса», Mail.ru Group и «Сбера».