Файл: Распределение и использование прибыли как источника экономического роста предприятий (Прибыль как источник экономического роста предприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Источниками для расчета показателей рентабельности торговой организации служат данные бухгалтерской финансовой и управленческой отчетности, внутренних регистров бухгалтерского учета на предприятии, в том числе бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, пояснения к годовой бухгалтерской отчетности и приложения к ней.

Чигрина Е.А. предлагает следующую классификацию источников информации для анализа прибыли и рентабельности предприятия (рисунок 1).

Источники информации

Внешние

Внутренние

Подлежащие раскрытию для внешних пользователей

Не подлежащие раскрытию для внешних пользователей

Рисунок 1 – Источники информации для анализа прибыли и рентабельности коммерческой организации

Внешние источники, являются менее достоверными, именно для анализа рентабельности, ведь все данные организации формируются в ее формах бухгалтерской и статистической отчетности, на основании которой и проводится анализ показателей рентабельности.

Как отмечает Н.О. Лбова «на практике используются два варианта измерения рентабельности - это отношение прибыли к текущим затратам или к авансированным вложениям».

В практической деятельности коммерческих организаций выделяют различные показатели рентабельности, а их состав зависит от сферы деятельности предприятия.

Рассмотрим каждый показатель рентабельности торговой организации подробно:

  1. Рентабельность продаж. Характеризует величину прибыли от продаж, приходящуюся на единицу реализуемой продукции или товаров. Расчет данного показателя производится с помощью следующей формулы:

Рпр=ПРпр/То * 100%

где, Рпр – рентабельность продаж; ПРпр – прибыль от продаж; То – товарооборот.

  1. Рентабельность деятельности торгового предприятия. Характеризует величину прибыли от продаж, или чистой прибыли, приходящуюся на 1 рубль себестоимости товаров. Расчет данного показателя производится с помощью следующей формулы:

Рд (Ппр)=ПРпр/С * 100%

Или

Рд (Чп)=ЧП/С * 100%

где, Рд (Ппр) – рентабельность деятельности торговой организации по прибыли от продаж; РД (Чп) – рентабельность деятельности торговой организации по чистой прибыли;  ЧП – чистая прибыль; С – затраты на приобретение товаров для перепродажи.

  1. Рентабельность активов торгового предприятия. Характеризует величину прибыли до налогообложения, или чистой прибыли, приходящуюся на 1 рубль имущества торговой организации. Расчет данного показателя производится с помощью следующей формулы:

Ра (Пнб)=Пнб/А * 100%

Или

Ра (Чп)=ЧП/А * 100%

где, Ра (Пнб) – рентабельность активов торговой организации по прибыли до налогообложения; Ра (ЧП) – рентабельность активов торговой организации по чистой прибыли; Пнб – прибыль до налогообложения, А – среднегодовая величина имущества организации.

  1. Рентабельность основных средств торгового предприятия. Характеризует величину прибыли до налогообложения, или чистой прибыли, приходящуюся на 1 рубль основных средств торговой организации. Расчет данного показателя производится с помощью следующей формулы:

Рос (Пнб)=Пнб/ОС * 100%

Или

Рос (Чп)=ЧП/ОС * 100%

где, Рос (Пнб) – рентабельность основных средств торговой организации по прибыли до налогообложения; Рос (ЧП) – рентабельность основных средств торговой организации по чистой прибыли; ОС – среднегодовая величина основных средств торговой организации.

  1. Рентабельность оборотных средств торгового предприятия. Характеризует величину прибыли до налогообложения, или чистой прибыли, приходящуюся на 1 рубль оборотных средств торговой организации. Расчет данного показателя производится с помощью следующей формулы:

Роб (Пнб)=Пнб/ОБ * 100%

Или

Роб (Чп)=ЧП/ОБ * 100%

где, Роб (Пнб) – рентабельность оборотных средств торговой организации по прибыли до налогообложения;

Роб (ЧП) – рентабельность оборотных средств торговой организации по чистой прибыли;

ОБ – среднегодовая величина оборотных средств торговой организации.

  1. Рентабельность собственного капитала торгового предприятия. Характеризует величину прибыли до налогообложения, или чистой прибыли, приходящуюся на 1 рубль собственного капитала торговой организации. Расчет данного показателя производится с помощью следующей формулы:

Рск (Пнб)=Пнб/СК * 100%

Или

Рск (Чп)=ЧП/СК * 100%)

где, Рск (Пнб) – рентабельность собственного капитала торговой организации по прибыли до налогообложения; Рск (ЧП) – рентабельность собственного капитала торговой организации по чистой прибыли; СК – среднегодовая величина собственного капитала торговой организации.

  1. Рентабельность заемного капитала торгового предприятия. Характеризует величину прибыли до налогообложения, или чистой прибыли, приходящуюся на 1 рубль заемного капитала торговой организации. Расчет данного показателя производится с помощью следующей формулы:

Рзк (Пнб)=Пнб/ЗК * 100%

Или

Рзк (Чп)=ЧП/ЗК * 100%

где, Рзк (Пнб) – рентабельность заемного капитала торговой организации по прибыли до налогообложения; Рзк (ЧП) – рентабельность заемного капитала торговой организации по чистой прибыли; ЗК – среднегодовая величина заемного капитала торговой организации.


  1. Рентабельность персонала торгового предприятия. Характеризует величину чистой прибыли, приходящуюся на 1 работника или на 1 рубль затрат, осуществленных на персонал. Расчет данного показателя производится с помощью следующей формулы:

Рпер=ЧП/ССЧ * 100%

Или

Рпер=ЧП/Зпер * 100%

где, Рпер – рентабельность персонала торговой организации; ССЧ – среднесписочная численность персонала; Зпер – затраты на персонал.

При этом стоит отметить, что рентабельность персонала, рассчитанная с применением формулы, как правило, выражается коэффициентом, в виду высокого её процентного уровня.  Анализ рентабельности показателей торговой организации проводится в динамике, что позволяет выявить эффективности ее функционирования во времени.

Таким образом, расчет показателей рентабельности имеет важнейшее значение для определения эффективности текущей деятельности торговой компании и для прогнозирования перспектив ее развития.

1.3 Международный опыт анализа прибыли предприятия

Рентабельность является основным показателем эффективности работы предприятия и характеризует эффективность его хозяйствования. В широком смысле понятие «рентабельность» означает прибыльность, доходность.

В зарубежной практике используется ряд показателей, позволяющих частично устранить вышеназванные недостатки. В данной статье предлагается рассмотреть шесть основных.

1. Return on Common Equity (RСE) или Return on Equity (ROE) (буквально переводится как «возврат, отдача на собственный капитал»), является основным показателем доходности и эквивалентен коэффициенту рентабельности собственного (акционерного) капитала. Данный коэффициент рассчитывается как соотношение чистой прибыли к среднему значению собственного капитала. [1, с.160-162].

2. Return on Assets (ROA) или Return on Total Assets (ROTA) — рентабельность активов, чаще всего рассчитывается как отношение чистой прибыли (или прибыли после выплаты процентов, но до уплаты налогов) к общей сумме активов компании. Данный коэффициент характеризует эффективность стратегии компании в целом, включая то, как построена структура ее финансирования, насколько эффективно размещены долгосрочная и краткосрочная задолженности и др. [5, с.141].

3. Return on Capital Employed (ROCE) — рентабельность рабочего капитала, рассчитываемая путем деления прибыли до выплаты процентов и налогов на разницу между общей суммой активов и текущими обязательствами компании [2, с. 420].


4. Return on Investment (ROI) или Return on Invested Capital (ROIC) — рентабельность инвестиций, рассчитывается как соотношение оперативного характерного результата деятельности компании к среднему значению инвестированного капитала. Этот коэффициент характеризует в процентном отношении среднюю ставку прибыльности инвестированного капитала (сумме основного и оборотного капитала) независимо от формы финансовых вложений предприятия.

5. Return on Sales (ROS) или Profit Margin (РМ) — часто переводится как «норма прибыли», однако соответствует коэффициенту рентабельности продаж (оборота) и рассчитывается как отношение прибыли до уплаты налогов к чистой выручке от продаж [2, с. 421].

6. Показатель ROS отражает только один, хотя важный аспект эффективности производства, оставляя без внимания другой — способность компании поддерживать необходимый ритм производственного цикла, которая зависит от соответствующей организации персонала компании и правильной координации направлений его деятельности.

Рассмотренные показатели рентабельности, безусловно, важны для комплексного анализа деятельности предприятия. Методика их расчета уже адаптирована к отечественной практике хозяйствования и Национальным стандартам бухгалтерского учета.

Глава 2. Комплексная оценка показателей прибыли как источника экономического роста предприятия ООО «Олимп»

2.1 Характеристика деятельности предприятия ООО «Олимп»

Общество с ограниченной ответственностью «Олимп» (ООО «Олимп») является юридическим лицом – коммерческой организацией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли.

Основной целью деятельности Общества является извлечение прибыли, а также расширение рынка сбыта товаров, работ и услуг. Фактически ООО «Олимп» осуществляет операции по оптовой торговле продовольственными товарами. Основными элементами управленческой структуры ООО «Олимп» являются: руководитель предприятия; функциональные подразделения и их руководители (рисунок 3).


Директор

Начальник отдела кадров

Финансовый директор

Главный бухгалтер

Коммерческий директор

Плановый отдел

Бухгалтерия

Отдел продаж

Отдел кадров

Склад

Отдел по работе с клиентами

Отдел маркетинга

Рисунок 2 – Организационная структура ООО «Олимп»

Организационная структура ООО «Олимп» соответствует требованиям рынка и специфике работы компании. В ее основу заложен линейно-функциональный способ управления, что позволяет эффективно координировать работу подразделений. Исполнительным органом является руководитель предприятия - генеральный директор ООО «Олимп», который выполняет организационные функции на предприятии, а также контролирует все финансовые процессы и ему подчиняются все финансовые отделы и подразделения предприятия. Бухгалтерия ООО «Олимп» является самостоятельным структурным подразделением предприятия на правах отдела, непосредственно подчиняется главному бухгалтеру.

Таблица 2

Технико-экономические показатели работы ООО «Олимп»

Показатель

Период

Изменение,

Темп

п/п

тыс. руб.

роста, %

2019 г.

2018 г.

2019 г. - 2018

2019 г. /

г.

2018 г.

1.

Выручка (нетто)

2 327 882

4 334 290

-2 006 408

53,7%

2.

Прибыль (убыток) от

46 881

433 953

-387 072

10,8%

продаж

3.

Прибыль (убыток) до

-177 501

543 686

-721 187

-32,6%

налогообложения

4.

Чистая прибыль (убыток)

-197 864

458 379

-656 243

-43,2%

5.

Среднегодовая сумма всех

3 793 878

2 923 425

870 453

129,8%

активов

6.

Среднегодовая стоимость

660 230

529 754

130 477

124,6%

собственного капитала

7.

Полная себестоимость

2 281 001

3 900 337

-1 619 336

58,5%

товаров, работ или услуг

8.

Рентабельность

-8,7%

11,8%

-20,4%

-73,8%

производства