Файл: Распределение и использование прибыли как источника экономического роста предприятий (Прибыль как источник экономического роста предприятий).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 156
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Прибыль как источник экономического роста предприятий
1.1 Сущность, понятие и значение прибыли предприятия
1.2 Распределение прибыли и оценка эффективности её использования
1.3 Международный опыт анализа прибыли предприятия
2.1 Характеристика деятельности предприятия ООО «Олимп»
2.2 Оценка и анализ прибыли исследуемого предприятия
2.3 Мероприятия по повышению экономического роста предприятий
Финансовые результаты демонстрируют также снижение показателей. В частности, за рассматриваемый период прибыль от продаж сократилась на 387072 тыс. руб., а чистая прибыль – на 656243 тыс.руб.
Данные обстоятельства являются отрицательными факторами. Для выявления причин данного снижения показателей проведем подробный анализ финансового состояния предприятия ООО «Олимп».
За анализированный период баланс предприятия увеличивался. Так, по состоянию на 31.12.2017 г. сумма активов составляла 2 387 613 тыс. руб., на конец 2018 г. показатель увеличился на 1 071 623 тыс. руб. и составил 3 459 236 тыс. руб. На конец анализируемого периода показатель составлял 4 520 тыс. руб.
В разрезе активов наибольший удельный вес занимают оборотные активы. Удельный вес данного показателя занимает в 2017 г. – 74,2%, составляя 1 812 217 тыс. руб., на конец 2018 г. удельный вес увеличился до 75,2%, абсолютное значение оборотных активов также увеличилось и составляло 2 601 186 тыс. руб., по состоянию на 31.12.2019 г. показатель составлял 3 064 237 тыс. руб., что составляет 74,2% от общей суммы баланса. В структуре пассивов наибольший удельный вес занимают краткосрочный обязательства. Отметим, что такое соотношение является отрицательным, поскольку данное значение снижает уровень финансовой устойчивости анализированного предприятия.
2.2 Оценка и анализ прибыли исследуемого предприятия
Следующим этапом анализа рассмотрим структуру прибыли и представим результаты в таблице 3.
Таблица 3
Анализ структуры прибыли до налогообложения
Показатель |
2019 г. |
2018 г. |
Изменение |
|||
2019 г. - 2018 г. |
||||||
тыс. руб. |
уд.вес, |
тыс. руб. |
уд.вес, |
тыс. руб. |
уд.вес, |
|
% |
% |
% |
||||
Доходы |
2 532 793 |
100,0% |
4 669 877 |
100,0% |
-2 137 084 |
100,0% |
доходы от обычных |
2 327 882 |
91,9% |
4 334 290 |
92,8% |
-2 006 408 |
93,9% |
видов деятельности |
||||||
проценты к |
117 180 |
4,6% |
28 574 |
0,6% |
88 606 |
-4,1% |
получению |
||||||
прочие доходы |
87 731 |
3,5% |
307 013 |
6,6% |
-219 282 |
10,3% |
Расходы |
2 710 294 |
100,0% |
4 126 191 |
100,0% |
-1 415 897 |
100,0% |
расходы по |
2 281 001 |
84,2% |
3 900 337 |
94,5% |
-1 619 336 |
114,4% |
обычным видам |
||||||
деятельности |
||||||
проценты к уплате |
103 400 |
3,8% |
47 406 |
1,1% |
55 994 |
-4,0% |
прочие расходы |
325 893 |
12,0% |
178 448 |
4,3% |
147 445 |
-10,4% |
Прибыль (убыток) |
-177 501 |
543 686 |
-721 187 |
|||
до налогообложения |
За анализированный период доходы предприятия уменьшились. Так, по состоянию на 31.12.2018 г. общая сумма составляла 4 669 877 тыс. руб., на конец 2019 г. показатель уменьшился на 2 137 084 тыс. руб. и составлял 2532 792 тыс. руб.
Наибольший удельный вес занимают доходы от обычной деятельности. На конец 2018 г. сумма составляла 4 334 290 тыс. руб., по состоянию на 31.12.2019 г. уменьшился до 2 327 882 тыс. руб.
В структуре расходов наибольший удельный вес составляли расходы по обычным видам деятельности. По состоянию на 31.12.2018 г. показатель составлял 3 900 339 тыс. руб., на конец 2019 г. показатель на 1 619 336 тыс.
руб. и составил 2 281 001 тыс. руб.
Выручка предприятия за анализированный период уменьшилась. Так, на конец 2018 г. показатель составил 4 334 290 тыс. руб., на конец 2019 г. – 2 327 882 тыс. руб. Себестоимость изготовляемой продукции также уменьшилась, по состоянию на 31.12.2018г. показатель составлял 2 926 455 тыс. руб., на 31.12.2019 г. – 1 587 615 тыс. руб.
Отметим, что отрицательное влияние на финансовый результат деятельности повлияло увеличение процентов к уплате, поскольку на предприятии наблюдается увеличение краткосрочной задолженности.
Так, по состоянию на 31.12.2018 г. расходы составляли 47 406 тыс. руб., за анализированный период показатель увеличился на 55 994 тыс. руб. и составил 103 400 тыс. руб.
Таблица 4
Система показателей рентабельности предприятия
№ |
Показатель |
Период |
Изменение, |
Темп |
|
п/п |
тыс. руб. |
роста, % |
|||
2019 г. |
2018 г. |
2019 г. - 2018 |
2019 г. / |
||
г. |
2018 г. |
||||
Исходные данные |
|||||
1.1. |
Выручка (нетто) |
2 327 882 |
4 334 290 |
-2 006 408 |
53,7% |
1.2. |
Прибыль (убыток) от |
46 881 |
433 953 |
-387 072 |
10,8% |
продаж |
|||||
1.3. |
Прибыль (убыток) до |
-177 501 |
543 686 |
-721 187 |
-32,6% |
налогообложения |
|||||
1.4. |
Чистая прибыль (убыток) |
-197 864 |
458 379 |
-656 243 |
-43,2% |
1.5. |
Среднегодовая сумма всех |
3 793 878 |
2 923 425 |
870 453 |
129,8% |
активов |
|||||
1.6. |
Среднегодовая стоимость |
660 230 |
529 754 |
130 477 |
124,6% |
собственного капитала |
|||||
1.7. |
Полная себестоимость |
2 281 001 |
3 900 337 |
-1 619 336 |
58,5% |
товаров, работ или услуг |
|||||
Показатели рентабельности |
|||||
2.1. |
Рентабельность активов |
-4,7% |
18,6% |
-23,3% |
-25,2% |
(ROA) |
|||||
2.2. |
Коэффициент |
-30,0% |
86,5% |
-116,5% |
-34,6% |
рентабельности |
|||||
собственного капитала |
|||||
(ROE) |
|||||
2.3. |
Коэффициент |
-8,5% |
10,6% |
-19,1% |
-80,4% |
рентабельности продаж |
|||||
(ROS) по чистой прибыли |
|||||
2.4. |
Коэффициент |
2,0% |
10,0% |
-8,0% |
20,1% |
рентабельности продаж |
|||||
(ROS) по прибыли от |
|||||
продаж |
|||||
2.5. |
Рентабельность |
-8,7% |
11,8% |
-20,4% |
-73,8% |
производства |
Рассмотрим динамику рентабельности активов. Так, рассчитанное значение свидетельствует о том, что величина чистой прибыли с каждого рубля вложенного в активы организации уменьшается. Данную динамику можно объяснить наличием на предприятии чистого убытка. Отметим, что на конец 2018 г. финансовый результат предприятия был положительным – 458 379 тыс. руб., по состоянию на 31.12.2019г. – чистый убыток в сумме 197 864 тыс. руб.
Рентабельность продаж – показатель финансовой результативности деятельности организации, показывающий какую часть выручки организации составляет прибыль. Наблюдаемая динамика свидетельствует о том, что в течении анализируемого периода доля прибыли в сумме выручки уменьшается. Данная динамика является отрицательной. Так, деятельность предприятия является убыточной.
2.3 Мероприятия по повышению экономического роста предприятий
Эффективная финансовая деятельность организации представляет собой результат грамотного, компетентного управления совокупностью производственно-хозяйственных факторов, которые непосредственно влияют на результаты финансово-хозяйственной деятельности организации.
Для соблюдения финансового состояния и показателей финансовой устойчивости могут быть проведены следующие мероприятия:
- создание резервов из чистой прибыли организации, благодаря чему происходит повышение в стоимости имущества доли собственного капитала
- увеличение величины источников собственных оборотных средств; усиление работы по взысканию дебиторской задолженности, что
- ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности организации, влияющее на снижение величины запасов и затрат, повышение рентабельности продаж, ритмичности поступления средств от дебиторов, запас прочности по показателям платежеспособности.
Кроме этого, эффективными являются мероприятия, проводимые в краткосрочном, среднесрочном и в долгосрочном периодах:
- выделение в составе структурных подразделений и структурных единиц центров расходов и центров ответственности;
- внедрение системы управленческого учета и анализа расходов в разрезе центров ответственности;
- разработка эффективной и гибкой ценовой политики;
- разработка и внедрение эффективной системы материального стимулирования сотрудников.
Описанные выше мероприятия позволят улучшить финансовое состояние и укрепить финансовую устойчивость организации. Проведем факторный анализ прибыли от реализации продукции (таблица 5).
Таблица 5
Исходные данные для проведения факторного анализа
Показатель |
Отчетный период, |
Базисный период, |
Абсолютн |
Темп |
||||
2019 г. |
2018 г. |
ое |
роста |
|||||
изменение, |
(снижения |
|||||||
Условные |
тыс. |
Условные |
тыс. |
|||||
обозначен |
руб. |
обозначен |
руб. |
тыс. руб. |
), % |
|||
ия |
ия |
|||||||
Количество |
q1 |
1 050 |
q0 |
900 |
150 |
116,7% |
||
проданной |
||||||||
продукции |
||||||||
(товаров) |
||||||||
Цена продукции |
p1 |
2 217,0 |
p0 |
4 815,9 |
-2 599 |
46,0% |
||
(средневзвешенн |
||||||||
ая) |
||||||||
Выручка от |
В1 |
2 327 |
В0 |
4 334 |
-2 006 408 |
53,7% |
||
реализации |
882 |
290 |
||||||
продукции |
||||||||
(товаров) |
||||||||
Полная |
S1 |
2 281 |
S0 |
3 900 |
-1 619 336 |
58,5% |
||
себестоимость от |
001 |
337 |
||||||
реализации |
||||||||
продукции |
||||||||
Себестоимость 1 |
Sед. 1 |
2 172,4 |
Sед. 0 |
4 333,7 |
-2 161 |
50,1% |
||
ед. продукции |
||||||||
Прибыль от |
П1 |
46 881 |
П0 |
433 953 |
-387 072 |
10,8% |
||
реализации |
||||||||
продукции |
Следующим подготовительным этапом к проведению анализа необходимо рассмотреть показатели в сопоставимых ценах.
Таблица 6
Показатели деятельности предприятия за 2019 г. в сопоставимых ценах
Показатель |
Базисный период, |
2019 г. в сопоставимых ценах |
Отчетный период, |
|||||
2018 г. |
2019 г. |
|||||||
Условные |
тыс. |
Условные |
форму |
тыс. |
Условные |
тыс. |
||
обозначен |
руб. |
обозначен |
ла |
руб. |
обозначен |
руб. |
||
ия |
ия |
расчет |
ия |
|||||
а |
||||||||
Выручка от |
В0 |
4 334 |
В' |
q1 x p0 |
5 056 |
В1 |
2 327 |
|
реализации |
290 |
672 |
882 |
|||||
продукции |
||||||||
(товаров) |
||||||||
Полная |
S0 |
3 900 |
S' |
4 550 |
S1 |
2 281 |
||
себестоимос |
337 |
393 |
001 |
|||||
ть |
||||||||
Прибыль от |
П0 |
433 953 |
П' |
506 279 |
П1 |
46 881 |
||
реализации |
||||||||
товарной |
||||||||
продукции |
Отметим, что при сохранении средневзвешенной цены на реализованные услуги, анализируемая компания получит прибыль от реализации в размере 5 056 672 тыс. руб., себестоимость увечилась до 4 550 393тыс. руб.
Таблица 7
Расчет факторных влияний на прибыль от реализации продукции
Фактор |
Ед. |
Величина |
Удельный |
изм. |
показателя |
вес, % |
|
Изменение отпускных цен на продукцию |
тыс. |
-2 728 790 |
705,0% |
(∆p1 = В1 - В') |
руб. |
||
Изменение в объеме продукции |
тыс. |
72 326 |
-18,7% |
(Δp2 = П0 x (S'/ S0) - П0) |
руб. |
||
Изменение в структуре продукции |
тыс. |
0 |
0,0% |
(∆p3 = p0 x ((В' / В0) - (S' / S0))) |
руб. |
||
Влияние на прибыль экономии от снижения по |
тыс. |
2 269 392 |
-586,3% |
себестоимости продукции |
руб. |
||
(∆p4 = S' - S1) |
|||
Изменение себестоимости за счет структурных |
тыс. |
0 |
0,0% |
сдвигов в составе продукции |
руб. |
||
(∆pP5 = S0 x (В' / В0) - S') |
|||
Совокупное влияние факторов |
тыс. |
-387 072 |
100,0% |
руб. |