Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В МЕХАНИЗМЕ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ
1.1 Принцип разделения властей в конституционной системе государства
1.2 Роль контроля в организации и функционировании государственной власти
1.3 Возникновение «нетрадиционных» ветвей власти при реализации принципа разделения властей
2.1 Смешанная республика на примере Франции
2.2 Президентская форма правления на примере США
2.3 Страна с парламентарной формой правления на примере Великобритании
В 1958 г. при непосредственном участии Шарля де Голля была разработана и принята Конституция Пятой Республики.
Тем самым они положили начало современной французской модели разделения властей, для которой характерно наличие четырех ветвей власти, поскольку она существует в рамках смешанной формы правления, сочетая в себе элементы и президентской, и парламентарной республик»[36]. Ведущая роль в системе органов государственной власти Франции, по Конституции 1958 г., принадлежит Президенту Республики.
Президент производит назначения на высшие гражданские и военные государственные должности, аккредитует послов и чрезвычайных посланников. Он председательствует в Совете министров, советах и высших комитетах национальной обороны и в Высшем совете магистратуры. Президент Франции подписывает и обнародует законы, может потребовать от парламента их повторного обсуждения, имеет право передавать закон для экспертизы Конституционному совету, выносить законопроекты по некоторым вопросам на референдум, а также издавать собственные нормативные акты. Глава государства может обращаться к членам парламента с неподлежащими обсуждению посланиями, созывать парламент на внеочередные сессии и распускать Национальное собрание.
При этом следует отметить, что изначально Ш. де Голль выдвинул идею «президентского арбитража» в качестве института, стабилизирующего механизм власти парламентской республики. Так, он отмечал: «В ходе многочисленных пережитых потрясений в нашем обществе накопился яд, который подпитывает нашу древнюю галльскую склонность к раздорам и спорам. Поэтому требуется, чтобы все ветви власти - и исполнительная, и законодательная, и судебная - были четко разграничены и полностью уравновешены и чтобы над возможной политической несогласованностью верховенствовал национальный арбитр, способный обеспечить дух преемственности в условиях существования разношерстных по партийному составу правительств»[37].
Кроме того, масштаб использования президентских возможностей, кроющихся за понятием «арбитраж», зависит как от ситуации в стране, так и от личности президента (например, Ф. Олланд представляется президентом, не в полной мере проявившим себя в качестве эффективного «арбитра»), а о Ф. Миттеране говорится, что он, напротив, использовал «с ловкостью позицию арбитра»)[38].
Следующим по степени значимости органом государственного управления, в соответствии с Конституцией Пятой Республики, является Правительство. Возглавляет Правительство назначаемый Президентом Премьер-министр (как правило, лидер парламентского большинства). Состав Правительства определяется Премьер-министром и утверждается Президентом. Правительство осуществляет управление государством, для этого в его распоряжении находятся административные органы и вооруженные силы, за свою деятельность оно ответственно перед парламентом.
Законодательная власть в современной Франции продолжает осуществляться Парламентом. Состоит он из двух палат: нижней - Национального собрания и верхней - Сената. Депутаты Национального собрания избираются на пятилетний срок в ходе всеобщих, прямых, равных и тайных выборов, проходящих по одномандатным округам в соответствии с мажоритарной системой абсолютного большинства в первом туре и относительного большинства во втором туре. Сенаторы, представляющие интересы входящих в состав Франции территорий, избираются косвенным путем на 9 лет, причем третья часть их состава подлежит обновлению каждые три года.
Особое положение в структуре судебных органов Франции занимает Конституционный Совет, Верховный суд и Суд Республики. Конституционный Совет, состоящий из назначаемых на девять лет в равных пропорциях Президентом, председателем Национального собрания и председателем Сената девяти членов и входящих в него пожизненно бывших президентов Четвёртой и Пятой Республики, уполномочен следить за правильностью процедуры выборов и проверять на соответствие Конституции принимаемые законы. Верховный суд, формируемый путем выборов обеими палатами парламента из своего состава, призван рассматривать случаи государственной измены Президента, а преступления, совершенные членами Правительства, входят в юрисдикцию созданного в 1993 г. Суда Республики[39].
Таким образом, существование французской модели разделения властей, в которой преобладает президентская и исполнительная власть является следствием исторического опыта формирования механизма государственного управления. Так, С.А. Авакьян отмечает: «Голлистская установка на закрепление сильной власти «республиканского монарха» в политической системе, стабилизация Правительства и рационализированный парламентаризм во Франции стали возможными лишь после более чем полувекового безраздельного господства парламента. Ультрапарламентская модель убедительно показала французам свою несостоятельность в послевоенных условиях, «вальс правительств» не помогал Франции выйти из внешне- и внутриполитического кризиса»[40].
В заключение хотелось бы отметить, что в смешанной форме правления проявляются позитивные моменты, выражающиеся в том, что она позволяет комбинировать инструменты системы сдержек и противовесов в самых разнообразных сочетаниях. Несмотря на это существует опасность узурпации власти со стороны президентской или исполнительной власти, поэтому необходим баланс в системе разделения властей, проявляющийся в высокой политико-правовой культуре государственных деятелей и активной роли парламента в государственном управлении.
2.2 Президентская форма правления на примере США
Конституция США 1787 г. закрепила организационное разделение государственной власти между тремя субъектами конституционного процесса - Конгрессом, Президентом и Верховным судом, каждому из которых предоставлялась возможность действовать самостоятельно в определённых Конституцией рамках.
При этом необходимо отметить, что «в соответствии со статьями Конфедерации (Articles of Confederation and Perpetual Union) в системе государственной власти доминирующим институтом был Конгресс. Составители плана Вирджинии исходили из того, что законодательная власть будет избирать исполнительную и судебную власть. План Нью-Джерси также предполагал, что штаты в Конгрессе будут формировать исполнительную власть. Оба плана ориентировали на построение парламентской республики. Президент должен был избираться Конгрессом. Однако десять лет доминирования законодательных органов в отдельных штатах показали, что законодательная власть также может установить тиранию, как и исполнительная. Поэтому среди делегатов Филадельфийского конвента было немало тех, кто опасался доминирования законодательной власти и допускал возможность общенациональных выборов Президента. Так появилась идея независимых друг от друга выборов главы исполнительной власти и выборов в Конгресс»[41].
Таким образом, существенным элементом практики разделения властей в США является то, что все три ветви власти США устанавливаются различными способами:
- Конгресс является носителем законодательных полномочий, состоит он из двух палат, каждая из которых формируется особым путём. Верхняя палата Конгресса — Сенат до 1913 г. выбиралась легислатурами штатов, а в настоящее время (после изменений внесенных XVII поправкой к Конституции) — прямыми выборами. Нижняя палата Конгресса — Палата Представителей, выбирается населением отдельных штатов.
- Президента (глава исполнительной власти) избирает коллегия выборщиков, которая в свою очередь формируется населением отдельных штатов посредством выборов. Президент может быть досрочно отстранен от должности в порядке импичмента за государственную измену, взяточничество либо за другие серьезные преступления.
- Судебные органы формируются при участии законодательной и исполнительной власти (например, судьи Верховного суда назначаются Президентом по совету и с согласия Сената)[42].
Важным элементом реализации принципа разделения властей в государственном управлении США является механизм, который должен создавать условия для автономного функционирования ветвей власти. В статье I Конституции США определена компетенция Конгресса, в статье II - компетенция Президента, а в статье III - основы статуса Верховного суда. Полномочия сформулированы так, что обеспечивают жесткое разделение властей и самостоятельную ответственность каждой из них за реализацию закрепленных за ними полномочий.
Кроме того, Конгресс наделён и таким полномочием как «власть кошелька» - без решения Конгресса никакие денежные выплаты из Департамента казначейства США не производятся. Так, Аллен Шик следующим образом характеризует взаимодействие законодательной и исполнительной власти в финансовой сфере: «Бюджет - это ежегодное поле битвы американской политики. Президент провозглашает одну систему бюджетных приоритетов, Конгресс утверждает другую. Борются все, поскольку от исхода этой борьбы зависят жизненно важные интересы и политические направления, бюджет представляет собой потенциально безграничный источник конфликтов»[43].
Последнее применение данного полномочия Конгрессом США произошло 20 января 2018 года, когда началась приостановка работы федеральных ведомств США из-за отсутствия финансирования. Приостановка была вызвана спорами о продлении иммиграционной политики «Отложенные действия в отношении прибывших детей», а также о выделении средств на строительство пограничной стены между США и Мексикой, одного из ключевых заявлений в ходе президентской кампании Дональда Трампа. Приказ о возобновлении работы был подписан вечером 22 января 2018 года.
Помимо этого Конституция США наделила Конгресс исключительными полномочиями по вынесению импичмента Президенту, вице-президенту, ряду федеральных должностных лиц и судьям. Вместе с тем необходимо отметить, что Правительство не несёт ответственности перед Парламентом. В США ни одна из палат, ни Конгресс в целом не обладают правом выражения вотума недоверия Правительству.
2.3 Страна с парламентарной формой правления на примере Великобритании
Для более эффективного установление особенностей конституционного права Великобритании необходимо применить исторический метод.
«К началу периода, называемого историками Новым временем, власть в Англии в полной мере принадлежала Короне. В период правления Тюдоров (1485-1603) Англией управляли выдающиеся монархи. Это была грандиозная, яркая и самодостаточная эпоха Генриха VIIIи Елизаветы I. Англия стала мощной протестантской державой. Корона находилась в центре социальной, религиозной, правовой и политической жизни. Это была эпоха, когда Монарх не правил, но управлял. Парламенты собирались и распускались по желанию Короны. Когда они собирались, их задачей являлось не столько издание законов, сколько предоставление суверену консультаций и поддержки, особенно финансовой. Отправление правосудия также подпадало под полномочия и контроль Короны»[44].
Но даже в этот период власть монарха не была абсолютной. Уже в 1215 г. была принята Великая хартия вольностей, которая предусматривала определённые ограничения королевской власти. Данный документ закрепил ряд прав свободных граждан, которые они могли бы противопоставить Монарху. Некоторые положения Великой хартии вольностей действуют и поныне.
При этом необходимо отметить, что модель разделения властей в Великобритании с годами претерпевала изменения. Так, в результате Славной революции в 1689 г. был принят Билль о правах, который является одним из основных правовых актов некодифицированной Конституции Великобритании. Он закрепил права Парламента. При этом Монарх законом обязывался соблюдать эти права и не мог отменить этот закон. Без санкций Парламента Монарх не мог издавать законы, взимать налоги, распоряжаться армией, запрещать прения. А в 1701 г. для окончательного оформления взаимодействия Монарха и Парламента при осуществлении государственной власти был принят Акт о престолонаследии, который закрепил за Парламентом также полномочия по изменению линии наследования[45].
На основе изложенного приходим к выводу, что британская модель разделения властей формировалась поступательно на фоне исторических событий, этим и объясняются особенности разделения властей, характерные для парламентской формы правления в Великобритании.
Сегодня принцип разделения властей в Великобритании выглядит следующим образом. В первую очередь он включает в себя институт монархии, а фактически королевской семьи. Монарх, исходя из конституционного законодательства, обладает определёнными полномочиями, которые включают: право подписания законов и связанное с этим право абсолютного вето, право роспуска нижней палаты Парламента, право назначения премьер-министра, других членов Правительства и судей. Он является верховным главнокомандующим и назначает всех высших должностных лиц в вооруженных силах. Ему принадлежит право заключения международных договоров, объявления войны и заключения мира.