Файл: Договоры и их виды, как одна из форм организации коммерческой деятельности по работе с контрагентами (на примере конкретной организации) (Договор, его классификация и роль в коммерческой деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 214

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В случае изменения или расторжения договора обязательства сторон соответственно сохраняются в измененном виде или прекращаются. Они считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, или с момента вступления в законную силу решения об этом суда. [22]

1.3 Организация договорной работы на предприятии

Договорная работа – это деятельность субъектов хозяйствования, осуществляющаяся в правовом ключе с целью урегулирования отношений с партнерами путем подписания договоров. Использование договоров, имеющих хозяйственную специфику, осуществляется аналогично управленческой деятельности, охватывающей два цикла:

  • заключение договоров - включает в себя подготовку, оформление, согласование условий;
  • исполнение договоров – оперативные мероприятия, учет, контроль исполнения договорных обязательств и его результат. [19]

Чтобы персонал компании действовал эффективно и знал, что делать в той или иной ситуации, вводят положение о договорной работе. В этом локальном акте фиксируют правила и порядок работы с договорами.

Задача положения о порядке ведения договорной работы – закрепить понятный и эффективный механизм взаимодействия руководства, отделов и специалистов компании. Это один из инструментов управления бизнес-процессом. Поскольку у каждой компании свои бизнес-процессы и своя специфика, разрабатывать документ следует с учетом этих особенностей и под нужды конкретной организации. [2]

Положение о договорной работе на предприятии – документ, который устанавливает правила работы с различного рода договорами для всех структурных подразделений компании. Положение относится к нормативным актам организации и является обязательным для исполнения.

Положение указывает на конкретных лиц, которые несут ответственность за разработку и ведение договоров, а также на подразделения предприятия (обычно это юридический и бухгалтерский отделы), специалисты которых обязаны проверять и анализировать данные документы.

Положение регулирует порядок заключения договоров, в том числе по части визирования и подписания, устанавливает правила и нормы их учета, а также общие и индивидуальные условия, соблюдение которых является обязательным в том или ином случае.


Обязанность по разработке Положения обычно возлагается на юрисконсульта организации или стороннего юриста. В некоторых случаях эту работу проделывает сам руководитель предприятия. Однако, вне зависимости от того, кто окажется непосредственным разработчиком Положения, это должен быть человек, знакомый с Гражданским и Трудовым кодексом РФ, а также имеющий представление о должностных обязанностях того или иного работника организации. [20]

Единого, унифицированного бланка Положения нет, так что работники организаций и предприятий могут писать его в произвольном виде или по шаблону, который действует внутри компании. Главное, соблюсти некоторые, обязательные для подобного рода документов, требования.

Документ включает в себя разделы и подразделы с пояснениями:

  1. Как вести преддоговорную работу. Здесь указывают, кто занимается поиском контрагентов, какие документы нужно проверить перед сделкой и как проверяют будущего контрагента. Также отмечают, в каком порядке контрагенту передают аналогичную информацию о компании.
  2. Как учитывать входящую и исходящую документацию в процессе работы с договором.
  3. Как заключают договор, а также по какому алгоритму согласуют текст основного документа и дополнительных (протоколов разногласий, дополнительных соглашений и т. д.).
  4. В каком порядке заявляют о разногласиях и оформляют, что нужно сделать для урегулирования разногласий.
  5. Как внести изменения в договор или расторгнуть его.
  6. Как контролировать исполнение договора и соблюдение условий соглашения.
  7. Как работать с документами, которые подтверждают исполнение обязательств.
  8. Какие требования компания предъявляет к регистрации, учету и хранению договора и других документов, которые имеют отношение к сделке.
  9. Как вести претензионно-исковую работу. [2]

После того, как Положение будет разработано и подписано у директора предприятия, его исполнение становится обязательным. Поэтому, каждый работник, имеющий отношение к работе с договорами, должен быть ознакомлен с ним под роспись.

Нарушение какого-либо из пунктов Положения навлекает дисциплинарную ответственность, которая может быть выражена как в простом письменном замечании, так и в выговоре (с внесением в личное дело), особенно, если оно приводит к срыву договора или материальному ущербу для компании. [20]

Подводя итог главы 1, можно сделать вывод, что договоры являются неотъемлемой частью коммерческой деятельности. Договорная работа для большинства предприятий, является важнейшей, так как именно с помощью заключения соглашений организация берет на себя какие-либо обязательства, а также получает права требований по отношению к контрагентам. От того, насколько юридически грамотно оформлены договорные отношения во многом зависит качество функционирования организации, а договоры становятся гарантией длительного успешного сотрудничества между сторонами.


2. Анализ организации договорной работы на примере предприятия ООО «О’КЕЙ»

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

«О'КЕЙ» – крупная российская розничная сеть, которая специализируется на торговле продуктами питания. Компания открыла свой первый гипермаркет в Санкт-Петербурге в 2002 году. Группа представлена двумя форматами: гипермаркетами под брендом «О'КЕЙ» и дискаунтерами под брендом «ДА!». Бренд «О'КЕЙ» признан одной из самых сильных торговых марок в Санкт-Петербурге и намерен занять такую же позицию в других регионах России.

На 31 декабря 2019 года в группу входило 178 магазинов в России (78 гипермаркетов и 100 дискаунтеров).

В 2003 году реализовано собственное производство – открыты пекарня и кулинария.

В 2004 году компания получила премию «Золотой Гермес».

В 2005 году положено начало региональной экспансии – открылся гипермаркет в Ростове-на-Дону. Также открылся первый супермаркет – новый формат.

В 2007 году компания входит в десятку крупнейших ритейлеров России.

В 2008 году компания становится обладателем Знака качества «Сделано в России».

В 2009 году группа компаний «О'КЕЙ» разместила акции на Лондонской фондовой бирже. Компания входит в ТОП-3 российских продуктовых ритейлеров. Также компания получила награду «Золотой Пеликан» «За милосердие и душевную щедрость».

В 2010 году компания получила премию Адама Смита в номинации «Достижение года».

В 2014 году открылся интернет-магазин с доставкой продуктов на дом.

В 2016 году состоялся запуск нового формата – «Компактный Городской Гипермаркет». Компания получила награду в номинации «Лучшая СТМ непродовольственных товаров» в эконом-сегменте. Также состоялся запуск круглосуточной доставки и проекта «О'КЕЙ-Авто» - нового формата выдачи заказов в интернет-магазине.

В 2017 году состоялось распространение системы терминалов самостоятельных покупок Self-scanning в гипермаркетах Москвы и Санкт-Петербурга. Состоялся запуск мобильного приложения.


В 2018 году Группу компаний «О'КЕЙ» признали Лучшей продуктовой сетью 2018 года и «Выбором потребителей» за «Лучшие цены» в рамках премии «Права потребителей и качество обслуживания». Продукция собственных торговых марок «О'КЕЙ» получила призовые места на международном конкурсе «Гарантия Качества 2018».

В 2019 году расширена география доставки онлайн-заказов благодаря партнерству со СберМаркет и iGooods.

В 2020 году «О'КЕЙ» вошла в тройку лидеров среди розничных сетей в конкурсе «Гарантия качества 2020». Собственная торговая марка «О'КЕЙ» признана лучшей в сегменте онлайн и стала победителем конкурса Private Label Awards 2020. [18]

В 2019 году общая выручка Группы увеличилась на 2,3% в годовом выражении до 165 086 млн рублей. Рост выручки был в основном связан с продолжающимся развитием бизнеса дискаунтеров «ДА!» и ростом инфляции на полке. В то же время общая органическая выручка Группы, скорректированная на эффект от продажи бизнеса супермаркетов, увеличилась на 3,0% в годовом выражении на фоне двузначного роста показателей в сегменте дискаунтеров. Этот формат продолжил показывать свою эффективность: LFL-выручка дискаунтеров выросла на 14,9% в годовом выражении на фоне стабильного роста трафика и среднего чека (8,6% роста в годовом выражении и 5,8%, соответственно).

Чистая прибыль Группы в 2019 году составила 747 млн рублей по сравнению с чистым убытком размером 1 047 млн рублей в 2018 году [18]

2.2 Анализ организации договорной работы ООО «О’КЕЙ»

Анализ договорной работы предприятия можно в три этапа:

  1. Анализ информационной составляющей. С целью снижения коммерческих рисков организаций и предупреждения о возможном ущербе бизнесу компании в разрезе информационной составляющей проводится оценка надежности деловых партнеров, проверку контрагентов перед заключением договорных отношений, проверку достоверности информации о российских и зарубежных организациях. Фирма-партнер или клиент должен быть изучен с точки зрения имущественной (недвижимость), коммерческой, финансовой и правовой надежности. Немаловажное значение имеют личные, деловые и моральные качества руководителей компании или банка как честных и компетентных бизнесменов и финансистов.
  2. Анализ финансовой составляющей. Она является индикатором договорной деятельности предприятия.

Значения следующих показателей помогут оценить эффективность финансовой составляющей по ведению договорной деятельности:

  • анализ состава, структуры и динамики дебиторской и кредиторской задолженности проводится на основании на данных бухгалтерской и финансовой отчетности предприятия;
  • анализ просроченной дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе неоправданной проводится по данным пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;
  • анализ и оценка ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости: следует проводить по данным бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах.
  1. Анализ политико-правовой составляющей. Она состоит в эффективном и всестороннем правовом обеспечении деятельности, четком соблюдении всех аспектов действующего законодательства при оптимизации затрат корпоративных ресурсов. [7]

В ООО «О'КЕЙ» используются следующие виды договоров: договор поставки, договор купли-продажи, договор розничной купли-продажи, договор аренды, договор комиссии, договор складского хранения товаров, договор на рекламу торгового предприятия, договор на техническое обслуживание торгового оборудования, трудовой договор.

Для удобства сотрудничества и обеспечения прозрачности критериев отбора поставщиков, в ООО «О'КЕЙ» разработана «Политика выбора поставщика», подробно описывающая принципы отбора новых партнеров и принятия решений о продолжении сотрудничества с нынешними.

В соответствии со статьей 9 Федерального Закона от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», компанией сформированы договоры поставки.

Типовые договоры и приложения к ним размещены на официальном сайте компании.

Для того чтобы отправить ООО «О'КЕЙ» коммерческое предложение, поставщику необходимо заполнить специальную форму прямо на сайте.

После того, как поставщиком будет отправлено коммерческое предложение, на адрес его электронной почты будет выслан ответ с указанием присвоенного номера и временем, которое потребуется для изучения предложения и принятия решения по нему. Для регистрации поступающих заявок требуется определенное время. В связи с этим, ответ может прийти в течение 1–5 рабочих дней.

Все коммерческие предложения, оформленные в соответствии с установленными требованиями группы компаний «О’КЕЙ», рассматриваются коммерческим департаментом компании. По результатам рассмотрения на электронный адрес отправителя будет направлено письмо, извещающее о принятом решении.