Файл: Оценка качества товаров (Теоретические основы оценки качества товаров).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 1129

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время качество является основным фактором эффективной работы предприятия, поэтому понятия цены и качества всегда остаются актуальными и взаимосвязанными, особенно рассматривая их с точки зрения новой экономической реальности.

Деятельность всех коммерческой организации ориентирована на удовлетворение запросов потребителей при помощи обеспечения их высококачественными товарами. Обеспечение сохранения качества товаров происходит за счет соблюдения установленных мер. К подобным мерам непосредственно относятся правильное производство и хранение товаров, а также условия транспортировки. На сегодняшний день проблема эффективного производства продукции с сохранением ее качества представляет особое значение, в связи, с чем актуальность темы работы очевидна.

Объект исследования – оценка качества товаров.

Предмет исследования – качество отдельных образцов чая. Качеству чая в настоящее время отводится много внимания, поскольку потребители стали более разборчивы в выборе. А поскольку на рынке представлено множество торговых марок, то только при помощи высокого уровня качества можно привлечь покупателя к своей торговой марке.

Целью работы является изучение оценки качества товаров. Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи:

  • рассмотреть понятие оценки качества, ее уровни и показатели, а также методы определения;
  • изучить требования к качеству и безопасности чая;
  • указать методы оценки качества и безопасности части;
  • провести оценку качества чая;
  • отразить результаты оценки качества чая.

Методологическую основу исследования составляют диалектический научный метод познания, предполагающий объективный, всесторонний анализ фактического материала. Из числа общенаучных методов использовались системный подход и средства анализа и синтеза.

Теоретическая значимость работы заключается в объединении разных подходов к оценке качества в единый комплекс. Практическая значимость работы состоит в определении показателей качества у определенных образцов, что поможет потребителям сформировать свое мнение относительно качества исследуемых торговых марок чая.

В качестве информационной базы работы явились учебная и научная литература, нормативные документы, интернет-ресурсы.

В качестве литературных источников вступили учебники по товароведению таких авторов как А. А. Ляшко, А. Н. Неверов, А. А. Ходыкин, Е. Ю. Райкова, И. М. Лифиц и др. Указанные автор имеют большой опыт в данной сфере исследования.


Структура курсовой работы содержит введение, три части, заключение и список использованных источников.

В первой части описаны теоретические основы оценки качества товаров.

Вторая часть включает оценку качества чая.

В третьей части представлены результаты оценки качества чая.

1.Теоретические основы оценки качества товаров

1.1Оценка качества товаров: понятие, термины, уровни качества

В настоящее время характерным направлением деятельности основных фирм мира считается рост качества продукции. Он формирует не только выживаемость организации в условиях рынка, а также и темпы научно-технического прогресса, повышение эффективности производства, экономию ресурсов и т. д.

Качество — это комплекс свойств продукции, которые обусловливают ее пригодность удовлетворять конкретные нужды согласно ее назначению. Конкурентоспособность продукции на рынке обуславливается ее качеством.

Для любой вещи или изделия характерны собственные конкретные свойства, описывающие качество данной продукции. Для станка существенную роль имеет точность, производительность и время работы, для автомобиля значительны расход топлива, скорость и т. д. Улучшение качества изделий подразумевает рост объема выпуска продукции. И при этом отпадает потребность строить новые заводы или повышать расходы на сырье и материалы. При помощи роста качества, а следовательно, роста надежности и долговечности продукции увеличивается национальный доход в целом.

Для управления качеством выпускаемой продукции требуется уметь ее оценивать. В стандартах представлены общие критерии оценки качества. В них определяются и нормируются наиболее эффективные показатели качества любых видов изделий. Например, экономические или технические показатели.

Процесс образования качества изделия довольно не простой. Оно закладывается на этапах образования самого изделия: во время научных разработок, в процессе проектирования и разработки, во время изготовления изделия. Также качество находится в зависимости от первоначального сырья и материала, от технологического процесса, от хранения, транспортировки, средств и методов контроля и испытаний, эксплуатации и ремонта.


Оценка качества товара — это определение соответствия товара общественным потребностям. Существует некоторая иерархическая связь между оценкой уровня качества, оценкой качества и контролем качества.

Контроль качества представляет собой проверку соответствия показателей качества конкретного товара требованиям, установленным стандартами, техническими условиями, а также требованиям, определенным в договоре поставки. Целью контроля качества является проверка ограниченного числа показателей и установление сорта изделия.

Оценка качества — это более широкое понятие, чем контроль качества. При выполнении оценки качества используется множество показателей качества.

Оценка уровня качества — это комплекс операций, которые включают выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, установление значений указанных показателей и сравнение их с базовыми значениями, находящимися в стандартах.

Уровень качества — это относительная характеристика качества продукции, базирующаяся на сопоставлении значений показателей качества оцениваемого товара с базовыми значениями конкретных показателей. Оценка уровня качества представляет более широкий смысл, чем оценка качества и контроль качества. Оценку уровня качества осуществляют при решении вопроса о постановке продукции на производство, выборе лучшего товара для реализации, анализе динамики уровня качества, планировании показателей качества товаров и пр.

Оценка качества любого объекта выполняется по следующей схеме:

  • точное определение цели оценки;
  • установление номенклатуры показателей;
  • определение методов оценки конкретных показателей качества;
  • определение норм и требований к показателям, по которым обязано оцениваться качество;
  • сопоставление реальных показателей качества продукции с установленными нормами (базовыми показателями).

Четкая постановка цели очень важна. Если цель оценки качества сформулирована нечетко, то и результаты будут неправильными. Например, оценка уровня качества может проводиться для определения конкурентоспособности или для выбора наилучших вариантов продукции.

В Российской Федерации понятие «качество товара» закреплено в межгосударственном стандарте ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения». Согласно данному документу, качество продукта – это комплекс потребительских свойств товара, которые обуславливают его способность удовлетворять определенные потребности в зависимости от назначения.


Итак, существует множество понятий качество товара, все они сходятся в том, что товар должен соответствовать указанным для него стандартам качества.

1.2 Показатели качества товаров

Показатели качества товаров (ПКТ) – это числовые характеристики одного или нескольких свойств продукта, которые формируют его качество и рассматриваемые применительно к конкретным обстоятельствам его образования и использования(применения).

Любой товар содержит собственную номенклатуру показателей, которая зависит от назначения продукта, условий его изготовления и применения или иных факторов. ПКТ может находить выражение в различных единицах измерения:

  • физических: например, метр, квадратный метр, кубический метр, грамм, килограмм и т. д.;
  • условных: например, рубль, процент, балл и т. д.

Также показатель качества товара может не содержать размера, например вероятность наступления какого-либо события.

Номенклатура ПКТ образуется на стадии проектирования продукта, принимая во внимание его назначение, исследование потребительских требований, структуры и состава, которые характеризуют свойства товара, а также задач управления качеством.

Показатели качества товаров можно подразделить на следующие виды:

1. Исходя из стадии определения значения показателя:

  • прогнозируемые - устанавливаемые предварительно с помощью методов прогноза ориентировочные величины показателей;
  • проектные - значения показателей, которые приняты в соответствующей документации;
  • производственные - величины показателей, которые оценивают на стадии производства товара;
  • эксплуатационные - показатели, которые применяются на момент использования (эксплуатации) продукции.

2. В зависимости от использования оценки:

  • базовые - используются как база при сравнительной оценке качества товара;
  • относительные - показатели, описывающие отношение показателя качества оцениваемой продукции к конкретному базовому показателю.

3. В зависимости от количества рассматриваемых свойств:

  • единичные - показатели, описывающие одно свойство товара;
  • комплексные (групповые, интегральные и обобщенные) - показатели, объединяющие комплекс особенностей, каждое из которых описывается своим параметром. С их помощью получаются новые характеристики.

4. Согласно выбранной единицы измерения:


  • показатели в натуральном выражении;
  • показатели в стоимостном выражении.

5. В зависимости от потребительских свойств товара:

  • технические показатели;
  • экономические показатели.

Показатели качества товара делятся на технические и экономические, которые, в свою очередь, имеют градацию. Первая группа ПКТ объединяется техническими требованиями, выдвигаемыми к продукции.

К ней относятся следующие критерии.

1. Показатели надежности:

Долговечность - способность элемента или всей системы при определённых условиях использования продукции сохранять свою работоспособность до предельного состояния. При этом под работоспособностью понимается состояние продукта, при котором он способен реализовать задачу с параметрами, установленными документально техническими требованиями.

Безотказность - свойство продукта при определенных условиях использования сохранять непрерывно свою работоспособность до первого ее нарушения.

Ремонтопригодность - возможность изделия поддерживать и восстанавливать свою работоспособность посредством технического обслуживания и ремонта.

Сохраняемость - способность продукта сохранять непрерывно требуемые эксплуатационные показатели во время и после срока транспортировки и хранения товара.

2. Показатели назначения:

  • требования производительности - характеризуют выполняемые функции (необходимая мощность, грузоподъемность и т. д.);
  • требования эффективности - характеризуют уровень эффективности применения товара по назначению;
  • конструктивные требования - обозначают преимущества выбранной конструкции (габариты, масса и т. д.).

3. Показатели эргономичности - характеризующие особенности продукта как части системы «человек - товар - среда его использования» и учитывают некоторые особенности людей, такие, как гигиена, физиология, психология и антропометрия.

4. Показатели безопасности - это свойства качества товаров, обозначающие исключение возможных несчастных случаев, которые возникают при нормальных условиях работы, при неквалифицированных действиях, в результате внешнего влияния, во время аварий.

5. Экологические показатели - характеризующие степень сосуществования изделия с окружающей средой. Например, утечка смазочных материалов, отдача в пространство тепла, засорение природы продуктами износа.

6. Многофункциональность - это показатель, обозначающий возможность использовать продукцию в нескольких видах деятельности, в различных работах.