Файл: Системный подход к менеджменту(Возникновение и история развития системного подхода к менеджменту).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Позже принципы этой системы использовались позже в комплексной системе управления качеством продукции на стадии исследования и проектирования и в процессе реализации функции технологической подготовки производства. Зачастую эта система использовалась на предприятиях оборонных отраслей, поскольку необходима хорошо развитая исследовательская база, которая доступна оборонной отрасли

Еще одна система – система НОРМ (научная организация работ по увеличению моторесурса). Эту систему характеризует критерий качества. Им является главный технический параметр продукции, применительно к двигателю это моторесурс т.е. часы работы до первого капитального ремонта.

В основу этой системы положен принцип последовательного и систематического контроля уровня моторесурса и его планомерного увеличения на базе повышения надежности и долговечности деталей, лимитирующих моторесурс. Особое внимание уделяется созданию исходной конструкции двигателя и разработке наиболее совершенной технологии и совершенствованию существующей.

Задача планомерного увеличения моторесурса решается на основе создания такой организационно-технической системы, которая обеспечивает комплексное решение задач создания конструкций, эксплуатации и ремонта двигателей. [7]

Организационная структура комплекса работ включает в себя:

  • определение фактического ресурса изделия и возможного уровня его повышения;
  • разработку рекомендаций по обеспечению проектируемого уровня;
  • проведение экспериментальных и исследовательских работ;
  • разработку комплексного плана конструкторских и технологических мероприятий по обеспечению нового более высокого ресурса изделия. [7]

Недостатком этой системы является концентрирование внимание исключительно на одном показателе, например, на моторесурсе. При этом другие пути улучшения качества изделия не рассматриваются как значимые.

Еще одна система управления качеством называется КС УКП (комплексная система управления качеством продукции) [7]

В КС УКП, как и во всех предшествующих системах, активно используются прогрессивные формы и методы организации производства. Также широко применяется система морального стимулировании исполнителей и трудовых коллективов за достижение высоких показателей в улучшении качества выпускаемой продукции.

Эта система является первой системой управления качеством продукции, в которой организационно-технической основой управления стали стандарты предприятия. Стандарты предприятия являются неотъемлемой частью государственной системы стандартизации. Таким образом обеспечивается необходимая связь процессов управления на каждом конкретном предприятии на отраслевом и межотраслевом уровне управления. При этом учитываются характер выпускаемой продукции и особенности производства, организационный и технический уровень предприятия, внутризаводская специализация, квалификация персонала и множество других факторов.


Эта система предусматривает четкое исполнение заводских стандартов, которые обеспечивают эффективное использование материальных и трудовых ресурсов предприятия. Также имеется возможность при необходимости задействовать инженерно-технические силы для использования дополнительных резервов.

Главная цель КС УКП — совершенствование организации производства для достижения высоких темпов улучшения качества выпускаемой продукции в интересах повышения эффективности общественного производства, наиболее полного удовлетворения потребностей населения.

Основные положения КС УКП представляет собой совокупность управляющих органов и объектов управления, взаимодействующих с помощью материально-технических и информационных средств для управления качеством на уровне объединения и предприятия. Главная цель системы достигается:

  • созданием и освоением новых высококачественных видов продукции, соответствующих лучшим мировым образцам;
  • улучшением показателей качества путем модернизации выпускаемой продукции;
  • своевременным снятием с производства или заменой морально стареющей продукции;
  • обеспечением выпуска изделий в строгом соответствии с требованиями нормативных документов;
  • внедрением в производство новейших достижений науки и техники, передового опыта;
  • совершенствованием и развитием форм и методов управления качеством продукции;
  • проблемно-целевой направленности системы управления и специальных функций управления качеством;
  • экономического, материального и морального стимулирования повышения качества продукции; [7]

Эта система органично вписывается в систему управления производством и умеет многоуровневую организацию управления. Таким образом для достижения цели, повышения качества, задействуется все предприятие.

В КС УКП с учетом масштаба производства, характера выпускаемой продукции, специализации и связей по кооперированию реализуются следующие функции управления качеством продукции;

  • прогнозирование потребностей, технического уровня и качества продукции;
  • планирование повышения качества продукции;
  • нормирование требований к качеству продукции;
  • аттестация продукции;
  • организация разработки и постановки новой продукции на производство;
  • организация технологической подготовки производства;
  • организация метрологического обеспечения;
  • организация материально-технического обеспечения;
  • специальная подготовка и обучение кадров;
  • обеспечение стабильности запланированного уровня качества продукции при ее разработке, изготовлении, складировании, транспортировании, сбыте и эксплуатации; [7]
  • стимулирование повышения качества продукции;
  • ведомственный и государственный контроль качества и испытания продукции;
  • правовое обеспечение управления качеством продукции;
  • планирование, организация выполнения работ, контроль и учет результатов, анализ оперативной и накопленной информации, оценка результатов, подготовка и принятие управленческих решений, оказание стимулирующих воздействий для полной реализации;
  • исполнитель может выполнять несколько функций управления качеством. Это зависит от множества разных факторов и каждое предприятие устанавливает различные функции.

Однако эти системы, будучи внедренными на предприятия, не всегда достигали желаемого результата. На это есть ряд причин.

Во-первых, почти на всех предприятиях системные принципы в комплексе реализованы не были. Исполнение этих систем носило лишь формальный характер. Руководство не проявляло достаточного внимания к вопросам качества, а работники не обладали необходимым уровнем квалификации для исполнения требований качества.

Различные методы управления применялись не в достаточной мере, например, статистическое регулирование технологических процессов, статистический анализ, компьютерная технология и т.д. Отраслевая наука практически осталась в стороне от решения вопросов развития форм и методов управления качеством.

Наиболее важным является тот факт, что у предприятий отсутствовала экономическая заинтересованность в улучшении качества, поскольку уровень конкуренции был относительно низок. Поэтому многие предприятия не имели острой необходимости в постоянном улучшении уровня качества выпускаемой продукции.

С переходом предприятий и организаций на полный хозяйственный расчет и самофинансирование началось сокращение их управленческого аппарата. При этом сложилась парадоксальная ситуация: первыми под сокращение попадали, как правило, работники служб качества, занимающиеся внедрением систем управления качеством продукции. В этот период промышленностью была утеряна большая часть интеллектуального потенциала в области управления качеством продукции.

Так же необходимо отметить, что и в настоящее время в России существуют предприятия, которые так же не имеют достаточного уровня конкуренции, и поэтому есть вероятность ухудшения уровня качества продукции этих предприятий.

2.2. Анализ функционирования системного подхода в современных условиях

Рассмотрим функционирование системного подхода в управлении качеством на конкретном примере, на базе ФГУП "Приборостроительный завод". На предприятии применяется система управления качеством сертифицированная стандартом ISO 9000-2011. Так же внедрены основные принципы системы Total Quality Management. Однако при все при этом требуются некоторые совершенствования системы управления качеством.

О целесообразности совершенствования существующей системы свидетельствуют отчеты о качестве оказываемых услуг за 2018 и 2019 года. За основу был взят показатель ПТСО (показатель уровня качества обслуживания потребителей). ПТСО показывает степень удовлетворения потребителей продукцией предприятия. А поскольку качество — это удовлетворение требований потребителя, поэтому этот показатель также говорит о качестве.


Таблица 3 – Отчет о показателях уровня надежности и уровня качества оказываемых услуг ФГУП «Приборостроительный завод»

Показатели уровня надежности и уровня качества оказываемых услуг ФГУП "Приборостроительный завод"

2018

2019

План.

Факт.

План.

Факт.

Значение показателя ПТСО

0.8650

0.7376

0.8975

0.7658

Эти показатели означают, что требования по качеству растут, однако планируемы показатели не выполняются. Вместо 89.75% потребителей, удовлетворенных продукцией и услугами предприятия, как планировалось, таковыми оказались лишь 76.6% потребителей. При сравнении показателей с прошлым годом, становится видно, что предприятие работает над совершенствованием системы управления качеством. Однако так же можно сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования качества продукции.

Для дальнейшего совершенствования существующей системы управления качеством необходимо установить основные принципы функционирования системы. Таковыми принципами являются:

  • контроль и регулирования производственного процесса путем произведения замеров показателей качества изделий на всех этапах производственного процесса. Необходимо отойти от принципов, устоявшихся на западе, где контролируются лишь отдельные процессы производства;
  • наглядность измерения показателей качества. Тут следует так же обратить внимание на японскую школу качества, которая подразумевает размещение наглядной информации на предприятии. От-

четы не должны быть только формальностью, они должны доносить информацию и результаты контроля качества.

  • соблюдение требований к качеству. Хоть это и является довольно очевидным и уже устоявшимся принципом, однако зачастую он игнорируется предприятиями. Бывает, что различные детали и узлы не проходят контроль качества и идут дальше на следующие этапы производства;
  • не пренебрегать остановкой производственного процесса. Зачастую предприятие ставит выполнение плана на первое место. Однако это чревато изготовлением большого количества дефектной и бракованной продукции. Поэтому при нахождении дефектов на производственной линии необходимо ее останавливать для устранения дефектов;
  • самостоятельное исправление ошибок исполнителем, допустившим брак. Это тоже довольно известный принцип, однако это опять же зачастую игнорируется;
  • проверка абсолютно всех изделий. Для достижения максимального контроля качества необходимо проверять все партию, а не выборку. Однако зачастую это слишком долго и требует больших вложений средств. Поэтому так же возможно производить контроль начала партии и конца партии.

Необходимо также выделить основные принципы, которые способствуют совершенствованию системы управления качеством на данном предприятии:

  • Организация процесса улучшения качества. Вовлечение большего количества элементов организационной структуры в процессы совершенствования системы управления качеством. При этом основная ответственность за выпуск дефектной продукции ложится на производственные подразделения, а не на конкретных исполнителей, при этом, задачей управленческого персонала является обеспечение большей эффективности процесса совершенствования качества;
  • Последовательное решение проблем качества на основе теоретических и практических достижений;
  • Налаживание системы изучения претензий потребителей;
  • Вовлечение все организации в процесс выпуска качественной продукции;
  • Постоянное совершенствование системы, поскольку эффективность со временем теряется;
  • Постоянная работа над повышение квалификации кадров;
  • Задействование интеллектуального потенциала работников предприятия;
  • Систематическая работа над повышением качества продукции;
  • Периодический контроль состояния технического оборудования;
  • Изучение и применение на практике принципов Э. Деминга, как программы действий для руководителей предприятий и их подразделений, которые хотели бы вести дела, основываясь на научных разработках и следуя здравому смыслу.

Поскольку предприятие является государственным унитарным предприятием, поэтому конкурентов не так много. Это так же влияет на качество продукции, поскольку именно конкурентная борьба заставляет предприятия улучшать качество своей продукции. Проблема качества является стратегической проблемой. Для повышения конкурентоспособности, необходимо иметь в виду следующие целевые установки:

  • соответствие качества требованиям рынка;
  • уменьшение издержек на закупку, доставку и эксплуатацию продукции
  • соблюдение сроков поставки продукции;
  • работа над имиджем предприятия.

Для достижения целей необходима эффективная система организации и управления, в том числе и система управления качеством. Это должна быть согласованная комплексная структура, которая должна включать эффективные технические и управленческие методы, которые позволяют обеспечить наиболее практичные способы взаимодействия людей, машин, а также информации с целью удовлетворения требований потребителей.

ФГУП «Приборостроительный завод» к совершенствованию своей системы качества подошел следующим образом: