Файл: Системный подход к менеджменту(Возникновение и история развития системного подхода к менеджменту).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



 

1.2. Основные характеристики системного подхода к менеджменту

Теория системного подхода характеризуется множеством понятий (рис.1.2):

Рисунок 1.2 – Составляющие системного подхода в организации [33]

Системный подход к анализу деятельности предприятия подразумевает понимание того, что каждая такая единица представляет собой сложную систему элементов, объединенных множеством связей как друг с другом, так и с внешней средой [33].

Понятийный аппарат системного подхода в организации указан в таблице 1.1.

Таблица 1.1 – Понятийный аппарат системного подхода в организации [18]

Теория системного подхода влияет на динамичный и взаимосвязанный характер организации и управления задачами. Таким образом, системный подход обеспечивает рамки, в которых планируются действия и предвидятся как непосредственные, так и далеко идущие последствия, позволяя понять, как будут развиваться непредвиденные последствия. Системный подход необходим для поддержания баланса между потребностями различных частей предприятий и потребностями и целями всей компании [18].

Специфика системного подхода заключается в том, что он ориентируется на раскрытие целостности объекта и ее механизмов, выявляет различные типы связей сложного объекта и сводит их в единую теоретическую картину. Системный подход означает, что любая система представляет собой интегрированное целое даже тогда, когда она состоит из отдельных разобщенных подсистем. Таким образом, в основе системного подхода лежит рассмотрение системы как интегрированного целого [9].

Ключевой позицией в системном подходе является открытость социально-экономических систем, то есть наличие связей с внешней средой, что является важнейшей предпосылкой устойчивости. Именно на это указывает Дж.Ходжсон, отмечая, что замкнутая система достигает устойчивого состояния, так как у нее по определению отсутствуют связи с внешней средой и она не испытывает ее влияние. По Дж. Ходжсону, достижение открытой системой устойчивого состояния зависит от того, изменчива или статична внешняя среда, окружающая систему [47].

К основным принципам системного подхода в исследовании менеджмента организаций следует отнести (табл. 1.2).

Таблица 1.2 – Основные принципы системного подхода в исследовании менеджмента организаций [17]


№п/п

Наименование

Характеристика

1

Целостность

Одновременный анализ системы и подсистемы организации.

2

Иерархическая структура

Существование систем более низшего уровня, взаимодействие таких подсистем, как управление и контроль.

3

Структурирование

Анализ элементов систем в разрезе предложенной компанией организационной структуры управления.

4

Множественность

Использование многих моделей для описания элементов и системы.

Системный подход является более важным для изучения характеристик организации как системы, т.е. характеристик «входа/выхода», «процесса» и характеристик. Системный подход позволяет комплексно оценить любую производственно-хозяйственную деятельность и управленческую деятельность системы на уровне конкретных характеристик. Это поможет анализировать любую ситуацию в рамках конкретной системы, определить характер проблемы ввода, обработки и вывода.

Такой подход будет рассматриваться в анализе как внутренней, так и внешней среды организации. Это означает, что можно рассматривать не только внутренние, но и внешние факторы – экономические, геополитические, социальные, демографические, экологические и другие факторы, которые являются важными аспектами при анализе организаций и не всегда учитываются [17]. Овладение навыками системного менеджмента позволяет менеджеру более эффективно выполнять свои функции. Эти навыки особенно необходимы для менеджеров высшего звена или топ-менеджеров, направляющих все действия организации на достижение поставленных целей [10].

Системный подход включает анализ и синтез принимаемого управленческого решения; принятие управленческих решений должно основываться на полном и последовательном применении системного подхода. Это выражается в рассмотрении объектов любого уровня и явлений как особых систем, взаимосвязанных и активно взаимодействующих с другими системами, в выявлении роли каждой из них в процессе функционирования экономики, в целом [22].

Как видно из проведенного анализа системный подход имеет широкий спектр использования, и основные концепции менеджмента обнаруживают прямую связь с развитием системного подхода, тем ни менее обнаруживается и опережающее развитие отдельных концепций менеджмента по отношению к содержанию общей теории систем, особенно на начальных стадиях ее развития. Более поздние концепции (самоорганизация и синергетика) оставили за собой практический менеджмент ХХI века. Особенно глубок этот разрыв между достижениями общей теории систем и теорией и практикой отечественного менеджмента.


Системный подход в исследовании менеджмента организаций способствует выявлению элементов системы и характера их взаимодействия, разработке решений вокруг типа системы и характеристик ее элементов, поэтому выявление проблем здесь является решающим фактором эффективности применяемого подхода.

Выводы по главе 1

Фундаментальным понятием современного системного анализа является понятие «сложная система», которую часто относят к таковой в случаях, когда ее нельзя описать математически, либо когда в системе имеется большое количество элементов, неизвестным образом связанных друг с другом, либо когда неизвестна природа явлений, проистекающих в системе. Системный подход неразрывно связан с материалистической диалектикой, является конкретизацией ее основных принципов на современном этапе развития. Системный подход включает анализ и синтез принимаемого управленческого решения; принятие управленческих решений должно основываться на полном и последовательном применении системного подхода. Это выражается в рассмотрении объектов любого уровня и явлений как особых систем, взаимосвязанных и активно взаимодействующих с другими системами, в выявлении роли каждой из них в процессе функционирования экономики, в целом.

Как видно из проведенного анализа системный подход имеет широкий спектр использования, и основные концепции менеджмента обнаруживают прямую связь с развитием системного подхода, тем ни менее обнаруживается и опережающее развитие отдельных концепций менеджмента по отношению к содержанию общей теории систем, особенно на начальных стадиях ее развития. Более поздние концепции (самоорганизация и синергетика) оставили за собой практический менеджмент ХХI века. Особенно глубок этот разрыв между достижениями общей теории систем и теорией и практикой отечественного менеджмента. Системный подход в исследовании менеджмента организаций способствует выявлению элементов системы и характера их взаимодействия, разработке решений вокруг типа системы и характеристик ее элементов, поэтому выявление проблем здесь является решающим фактором эффективности применяемого подхода.

Глава 2. Системный подход к менеджменту в современных условиях.


2.1. Особенности системного подхода к менеджменту в ХХI веке

Системный подход является результатом долгого развития в разных странах. Плановая экономика в СССР исходила из понятия качества как соответствия заданным требованиям (ГОСТ).

Системный подход к управлению качеством выпускаемой продукции в СССР, а в дальнейшем в России, развивался с 50-х годов, начиная с создания простых систем. В дальнейшем эти системы развивались и становились более комплексными. Основной вклад в развитие систем качества внесли ученые Госстандарта СССР.

Сначала была система организации бездефектного изготовления продукции (БИП) и дальнейшей проверки ее отделом технического контроля (ОТК) ил и непосредственно заказчиком. Целью этой системы является обеспечение изготовления продукции без отклонения от документации.

Основой БИП является количественная оценка качества труда. Оценивается качество как процент сдачи продукции с первого предъявления за отчетный отрезок времени. Оценивается качество труда отдельного исполнителя, бригады, участка, цеха, предприятия. В зависимости от полученных результатов определяется размер премии.

Основные принципы системы БИП:

  • ответственность за качество лежит исключительно на исполнителе работы;
  • отступления от требований документации не допустимы. Временные разрешения изготовления такой продукции так же запрещены
  • перед сдачей продукции ОТК она должна быть проверена на отсутствие дефектов исполнителем;
  • бракованная продукция отделяется самим исполнителем и отдельно предъявляется ОТК для оформления акта о браке;
  • вся продукция возвращается на доработку при обнаружении первого дефекта;
  • последующие предъявления продукции ОТК осуществляются с разрешения руководства предприятия.

В рамках этой системы проводились различные мероприятия по улучшению качества продукции, а также по мотивированию сотрудников. Это обуславливалось отчасти тем, что не все могли проводить проверку, а лишь отдельные исполнители. Также, сотрудники вовлекались в соревнования с целью производства максимально качественной продукции.

Для обеспечения эффективного применения системы постоянно проводилось обучение и воспитание кадров.

С начала 60-х годов эта система получила распространение на предприятиях всех отраслей промышленности СССР, а также и за рубежом. С развитием комплексных систем управления качеством продукции система БИП органически вошла в них составной частью.


Однако система БИП не решала проблемы качества, из-за противоречия между количеством и качеством в условиях плановой экономики.

Приоритетным показателем в планировании предприятия является повышение производительности труда. Это достигалось постоянным сокращением временных норм на технологические операции, однако при этом отсутствовало необходимое техническое оснащение рабочих мест.

Любой возврат продукции на рабочее место отрицательно влиял на показатели качества труда, и поэтому снижалась и премия работника. Однако вина не всегда лежит на работнике, поэтому на предприятии возникали протесты.

Однако у системы БИП есть ряд преимуществ, которые могут быть использованы и в современных системах. Существовало много различных форм морального поощрения сотрудников. Эти инструменты для мотивирования могут также применяться и в современных системах.

Другой системой управления качеством является система КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий). Система направлена на создание условий, обеспечивающих высокий уровень конструкторской и технологической подготовки производства и получение в сжатые сроки требуемого качества продукции с первых промышленных образцов. [6]

Система позволяет выявить максимальное количество причин дефектов на этапе проектирования. Это осуществляется за счет развития экспериментальной и исследовательской базы; повышения коэффициента унификации; широкого применения методов макетирования, моделирования ускоренных и сокращенных испытаний для отработки оригинальных конструкторских решений; продолжения процесса конструкторско-технологической отработки изделия вовремя технологической подготовки производства. При этом количество дефектов сокращается вдвое. [6]

Эта система ориентируется на применение прогрессивных технологических процессов и их дальнейшее совершенствование, максимальное использование стандартных и типовых технологических процессов, унифицированной, сборно-разборной, универсально-сборной оснастки, унифицированного контрольно-испытательного оборудования.

На этапе производства система КАНАРСПИ использует принципы системы БИП. Эксплуатация рассматривается как этап формирования обратной связей для накопления информации, которая в дальнейшем будет использована при разработке новых изделий.

Благодаря этой системе стало возможным сократить сроки доводки новых изделий до заданного уровня качества в 2-3 раза, повысить надежность выпускаемых изделий в 1,5-2 раза и снизить трудоемкость в цикл монтажно-сборочных работ 1,5-2 раза.