Файл: Системный подход к менеджменту(Возникновение и история развития системного подхода к менеджменту).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

На сегодняшний день при анализе сложных систем все больше и больше используется системный подход (или системный анализ). До этого большей популярностью пользовался классический (индуктивный подход), в котором систему рассматривали путем перехода от частного к общему, а синтез как слияние компонентов, разрабатываемых отдельно. В отличие от этого, системный подход предполагает последовательный переход от общего к частному, когда в основе рассмотрения лежит цель, причем исследуемый объект выделяется из окружающей среды. В настоящее время этот подход является более эффективным.

Системный подход – это методологическое направление в науке, основная задачка которого состоит в разработке способов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов – систем различных типов и классов. Системный подход представляет собой определенный шаг в развитии способов исследовательской деятельности, методов описания и разъяснения природы анализируемых либо искусственно создаваемых объектов.

Системный подход к исследовательской деятельности представляет собой способ организации процесса комплексного изучения взаимосвязей и закономерностей развития объекта с целью повышения эффективности его функционирования. Практически все современные науки развиваются на основе системного подхода к познанию, так как он представляет единый и наиболее оптимальный подход к познанию, дающий возможность получить наиболее полное и целостное представление об объекте исследования. Общая теория систем является наиболее общей методологической концепцией исследования различного рода систем и представляет собой концептуальную основу применения системного подхода, конкретизируя его принципы и методы.

В текущее время системный подход все обширнее применяется в управлении, скапливается опыт построения системных описаний объектов исследования. Необходимость системного подхода обоснована укрупнением и усложнением изучаемых систем, потребностями управления системами и интеграции познаний, что, в конечном итоге, свидетельствует об актуальности выбранной темы работы.

Целью работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности системного подхода в исследовании менеджмента качества.

Объектом исследования выступает системный подход к менеджменту.

Предметом исследования является системный подход в исследовании менеджмента качества.

В работе для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:


-рассмотреть возникновение и истории развития системного подхода к менеджменту.

-изучить основные характеристики системного подхода к менеджменту.

-выявить особенности системного подхода к менеджменту в ХХI веке.

-анализ функционирования системного подхода в современных условиях, на примере менеджмента качества.

Глава 1. Содержание и специфика системного подхода к менеджменту

1.1. Возникновение и история развития системного подхода к менеджменту

В последние годы идет осознание управленческой деятельности как особого вида деятельности, необходимого в условиях рыночной экономики, с этой деятельности особое место отводится системе. Решение вопроса о специфических признаках системного подхода, в отличие от любого другого типа научного исследования, предопределяется тем, что понимается под системой [35].

С управленческой точки зрения система – это группа взаимосвязанных и целенаправленно взаимодействующих элементов, каждый из которых, вносит определённый вклад в характеристики целого. В отличие от консервативных систем (механических объектов) организация представляет собой более сложную систему, которая в общепринятом варианте определяется как рабочая система, состоящая из технической подсистемы, подсистемы персонала, внешней среды, взаимодействующей с организацией, и организационного проектирования [27].

Фундаментальным понятием современного системного анализа является понятие «сложная система», которую часто относят к таковой в случаях, когда ее нельзя описать математически, либо когда в системе имеется большое количество элементов, неизвестным образом связанных друг с другом, либо когда неизвестна природа явлений, проистекающих в системе [6].

Система образуется двумя составляющими (рис.1.1):

Внешнее окружение

СИСТЕМА

Внутренняя структура

Внешнее окружение

Рисунок 1.1 – Образование системы в организации [33]

Системный подход возник как реакция на длительное господство аналитических способов исследования, явно недостаточных в том случае, когда необходимо в изучаемом объекте соотнести между собой его части и целое, установить взаимосвязь между внешне не сопоставимыми фактами, накапливаемыми в рамках даже одной научной области, а также тогда, когда возникает необходимость поиска аналогии и сходства в явлениях различной природы [19]. Основы системного подхода были разработаны в трудах главного идеолога этого направления за рубежом Л.Фон Берталанфи, а также группой его последователей – Акофом, Раппопортом, Месаревичем, Уотерманом и другими. Системный подход представляет собой определенный этап в развитии методов познания, исследовательской и конструкторской деятельности, способов описания и объяснения природы анализируемых или искусственно создаваемых объектов.


Потребность в такого рода исследовании, который открыл бы возможность объяснить взаимоотношения между частью и целым, объединить в общую систему понятий многообразие уже известных и вновь получаемых научных фактов, установить общие закономерности для различных по качеству классов и явлений привела к возникновению системного подхода [43].

Первоначально методологические исследования группировались вокруг задач построения общей теории систем. Однако развитие исследований в этом направлении показало, что совокупность проблем методологии системного исследования существенно выходит за рамки задач разработки только общей теории систем. Для обозначения этой более широкой сферы методологических проблем и стал широко применяться термин «системный подход» [8].

Системный подход неразрывно связан с материалистической диалектикой, является конкретизацией ее основных принципов на современном этапе развития. Современное общество не сразу признало системный подход как новое методологическое направление. В первые годы использования теории систем в практических задачах термин «системный подход» был несколько скомпрометирован большим числом неконструктивных работ, в которых только доказывалась необходимость комплексного, многоаспектного подхода к решению сложных практических задач, но не предлагались конкретные методы и методики, помогающие реализовать такой подход.

Основоположником общей теории систем является Л. Фон Берталанфи, работа которого с заключением о необходимости формирования общей теории систем вышла в 1949 г., а окончательное оформление общей теории систем происходит к 1962 г. Была поставлена задача – разработать системный теоретический каркас для описания любых отношений, существующих в реальном мире. Теория систем имеет дело с анализом, проектированием и функционированием систем – самостоятельных хозяйственных подразделений, которые образуются взаимодействующими, взаимосвязанными и взаимозависимыми частями. Любая организационная форма отвечает этим критериям и может изучаться с использованием понятий и средств теории систем [10]. В работах А. Богданова был сформирован ряд общесистемных закономерностей и принципов развития сложных открытых систем, которые позднее были конкретизированы и получили развитие в рамках общей теории систем [38].

Общая теория систем создает теоретический фундамент, на котором базируется системный подход. Несмотря на то, что некоторые ученые скептически относятся к возможностям системного подхода и даже относят теорию систем к числу несостоявшихся наук, не внесших каких-либо методологических и конструктивных методов в анализ сложных систем более убедительны аргументы С. Бира, Р. Акоффа, Дж. Ван Гига, П. Друкера, Г. Саймона и других представителей системной концепции, занимающихся разработкой проблем прикладной общей теории систем, в частности, в менеджменте.


Еще в 1970-е годы Дж. Ван Гиг составил список основных проблем, имеющих важное значение при реализации системного подхода в эпоху формирования новой управленческой парадигмы. В их числе: cоотнесение теории и действия на ее основе; этические аспекты проектирования и реализации систем; соотнесение постепенных улучшений и принципиальных нововведений; оптимизация и субоптимизация. Значительно позже (1999 г.) Р. Акофф обращает внимание на то, что эпоха систем диалектически возникает из машинной эпохи и пока находится в стадии формулирования. Ее большая часть пока еще лежит в будущем и рождается в результате нового видения мира, новой задачи и нового метода [13].

Работы Берталанфи были использованы Норбертом Винером, который основал науку кибернетику. Кибернетика показала, что все системы могут быть сформированы так, чтобы контролировать себя с помощью коммуникаций. Винер пытался понять механизм взаимоотношений между человеком и машиной. Он определил кибернетику как науку об управлении и связи в живых организмах, в машинах и обществе. В кибернетических системах управления широко используются законы и принципы: обратной связи, иерархичности управления, соответствия управляющей и управляемой подсистем, внешнего дополнения, «черного ящика» и др.

Кибернетический подход к управлению позволяет формализовать управленческий процесс, включить в него систему электронно-вычислительной техники, в миллионы раз ускорить переработку информации, выработку исходных данных для принятия решений в различных сферах человеческой деятельности. Отличия системного подхода от прежнего, процессного, основанного на понимании управленческой деятельности как функционально обусловленных, вытекающих один из другого элементов.

Одним из наиболее последовательных представителей системного подхода можно считать Питера Друкера. Самое известное положение, выдвинутое им – концепция управления по целям, согласно которой, управление должно начинаться с выработки целей и потом переходить к определению функций, системы взаимодействия и процесса [44].

Если представить этапы развития системного подхода в менеджменте в виде эволюционных ступеней, то общий вектор можно описать следующим образом: от определений в которых система это «комплекс взаимосвязанных элементов», до активных систем с двойственной (искусственно-естественной) природой

Следовательно, эпоха систем является синтезом эпохи механизмов и его антитезой, которая находится в стадии формирования [30].


Под системой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, удовлетворяющая нескольким условиям:

– система имеет цель функционирования;

  • связи между элементами в системе превосходят по силе связи этих элементов с элементами, не входящими в систему;
  • система обладает эмерджентностью, т.е. имеет свойства неприсущие ни одному элементу системы в отдельности;
  • система имеет иерархичную структуру, она состоит из элементов, которые сами могут быть подсистемами, и сама является элементом внешней надсистемы [40].

№п/п

Понятие

Определение

1

Система

Целостный комплекс взаимосвязанных компонентов, имеющий особое единство с внешней средой и представляющий собой подсистему системы более высокого порядка (глобальной системы). Единство системы с внешней средой определяет ее взаимосвязь с действием объективных экономических законов [7]

2

Подсистема

Части, из которых состоит система, называют подсистемами. Каждая система в свою очередь, может быть подсистемой еще большего целого. Таким образом, отдел является подсистемой организации, организация может быть подсистемой компании, компания может быть подсистемой какой-либо отрасли промышленности, которая является подсистемой национальной экономики, а национальная экономика является подсистемой мировой системы.

3

Системный
анализ

Анализ на основе всестороннего изучения свойств системы с применением научных подходов для выявления ее сильных

и слабых сторон, возможностей и угроз, формирования стратегии функционирования и развития. Системный анализ позволяет выявить целесообразность создания или совершенствования организации, чтобы определить,

к какому классу сложности она относится с целью выявления наиболее эффективных методов научной организации труда, более совершенных, чем были ранее применяемые [22].

4

Открытость и закрытость систем.

Если система взаимодействует с окружающей средой, то она
считается открытой. Закрытая система не взаимодействует со средой. Все организации в какой степени взаимодействуют с окружающей средой. Например, компании «Google» и «Microsoft» можно рассматривать как организации с открытым системным подходом к

управлению персоналом.

5

Университет

Университет означает, что целое больше, чем сумма его частей, суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы [24].

6

Границы сегмента

Каждая система имеет границу, которая отделяет ее от окружающей среды. Замкнутая система имеет жесткие границы, в открытой системе граница является более гибкой. Система границ многих организаций становится более гибкой [14].

7

Вход и выход системы

Расход это система информационных потоков материалов и энергии, в том числе человеческой энергии. Материалы входят в систему из окружающей среды в качестве вклада (например, сырье и ресурсы), проходят трансформационные процессы в системе (операции, которые изменяют ресурсы) и выходят из системы в качестве товаров и услуг. Выход из системы товар (продукция, услуги, новшества и т.п.), выпускаемый системой в соответствии с планом.

8

Обратная связь

Обратная связь является ключом к системе управления. Обратная связь это обратное воздействие, отзыв, отклик, ответная реакция результатов процесса на его протекание или управляемого процесса на управляющий орган.

Обратная связь при необходимости исправляет процесс, повышая производительность труда.