Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 161
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления прибылью на предприятии
1.1. Прибыль: сущность, функции, роль и виды
1.2. Факторы, влияющие на формирование прибыли
1.3. Инструменты и пути управления прибылью предприятия
Глава 2. Анализ образования, распределения и использования прибыли на предприятии
2.1. Краткая экономическая характеристика ОАО «Метровагонмаш»
2.2. Анализ механизма образования и распределения прибыли на предприятии
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночной экономики определяющим показателем и основной целью экономической деятельности коммерческого предприятия становится прибыль, которая является показателем эффективности деятельности предприятия. Стремление получить максимально возможную прибыль связано с необходимостью нести полную экономическую ответственность за результаты своей деятельности.
Возможность получения максимальной прибыли побуждает людей искать более результативные способы сочетания ресурсов, выпускать новейшие продукты, на которые может появиться покупательский спрос, применять управленческие и технические новшества, которые могут повысить эффективность производства на более высокий уровень.
В связи с этим необходимость быстрого реагирования на изменение экономической ситуации происходит с целью поддержания стабильного материального благосостояния и неуклонного совершенствования производственной деятельности в соответствии с изменениями конъюнктуры рынка.
Формирование механизма жесткой конкуренции, неустойчивость рыночной ситуации, ставят перед предприятиями и организациями необходимость эффективного использования имеющихся в их распоряжении внутренних финансовых ресурсов. Кроме этого, возникает необходимость своевременного реагирования на изменяющиеся внешние условия хозяйствования, к которым относятся: уровень инфляции, процентная ставка по кредитам, нормы налогообложения, механизм ценообразования, конъюнктура рынка, взаимоотношения между поставщиками и потребителями.
Актуальность темы обусловлена важностью анализа прибыли для предприятий и организаций как способа определения путей и резервов повышения их финансовой деятельности.
Цель данной работы заключается в анализе образования, распределения и использования прибыли на предприятиях различных форм собственности.
Для достижения поставленной цели автором в ходе работы над исследованием решались следующие задачи:
-определить экономическую сущность прибыли, её роль и виды;
-осветить факторы влияющие на формирования прибыли;
- исследовать инструменты и пути управления прибылью предприятия;
-охарактеризовать экономическую деятельность ОАО «Метровагонмаш»;
-проанализировать механизм образования и распределения прибыли на предприятии;
-выявить потенциальные возможности увеличения прибыли на предприятии;
-разработать рекомендации по совершенствованию образования, распределения и использования прибыли на предприятии.
Предметом курсовой работы является прибыль как конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия.
Объектом исследования является ОАО «Метровагонмаш».
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды ведущих ученых по изучаемой проблеме, законодательные и нормативные акты РФ, работы российских экономистов, занимающихся вопросами управления эффективностью производства и прибыли.
При написании курсовой работы применялись следующие методы исследования: монографический, анализа, расчетно-конструктивный и др.
Курсовая работа состоит из ведения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Глава 1. Теоретические основы управления прибылью на предприятии
1.1. Прибыль: сущность, функции, роль и виды
Прибыль - один из обобщающих оценочных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятий, представляющий собой превышение доходов от реализации продукции над суммой расходов на их производство.
В. Д. Грибов и В. П. Грузинов определяют прибыль как конечный финансовый результат предпринимательской деятельности предприятий и в общем виде представляет собой разницу между ценой продукции и ее себестоимостью, а в целом по предприятию – разницу между выручкой от реализации продукции и себестоимостью реализованной продукции [8, с.47].
Похожее определение дает С. П. Кирильчук, прибыль, как экономическая категория, представляет собой полученные доходы, уменьшенные на величину произведённых расходов [12, с.54].
Как основная категория рыночных взаимоотношений, прибыль выполняет конкретные функции.
Во-первых, прибыль характеризует окончательный финансовый результат коммерческой деятельности предприятий. Она является основным показателем, который наиболее полно отражает эффективность производственного процесса, объем и качество выпускаемой продукции, товаров и оказываемых услуг, состояние производительности труда, уровень производственных издержек.
Во-вторых, прибыль характеризуется стимулирующей функцией, содержание которой состоит в том, что она одновременно является окончательным финансовым результатом коммерческой деятельности и главным элементом финансовых резервов предприятия. Фактическое обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью непосредственно предприятием. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и сборов в государственный бюджет и оплаты других обязательных платежей, должна быть достаточной для воспроизводства промышленной деятельности, научно-технического и общественного развития предприятия, а также материального стимулирования своих работников [5, с. 73].
В-третьих, прибыль является одним из главных источников формирования бюджетов различных уровней и государственных внебюджетных фондов. Она поступает в государственные бюджеты в виде налоговых поступлений и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования и удовлетворения государственных социальных потребностей, обеспечения выполнения федеральных, региональных и местных функций, инвестиционных, общественных и других обязательных программ, принимает участие в формировании различных спонсорских мероприятиях. За счет прибыли выполняется часть финансовых обязательств предприятия перед государственным бюджетом страны, кредитно-финансовыми учреждениями, другими предприятиями [24, с. 44].
Прибыль является элементом отношений между всеми участниками реализуемого производственного процесса. В реально действующем предприятии прибыль исполняет определенные функции, к которым в целом можно отнести следующие [7, c.78]:
1. Распределительная – создание фонда денежных средств, который обеспечивает финансирование программ развития предприятия, поддержание оптимальных структур капитала, минимизация рисков банкротства;
2. Стимулирующая – уменьшение издержек производства, использование инноваций;
3. Оценочная – получение возможностей проведения оценки эффективности работы предприятий (прибыль означает, что доходы превышают расходы).
Стремление получать экономическую прибыль – это постоянный мотив для осуществления текущей предпринимательской деятельности. С одной стороны, высокая экономическая прибыль стимулирует эффективное использование ресурсов, снижение материальных затрат, повышение отдачи от применяемых факторов производства, использование технических нововведений. С другой стороны, экономическая прибыль способствует эффективному распределению ресурсов на предприятии. Так, прибыль формирует стимулы для расширения производства, а также является источником финансирования этого расширения.
Предприятия, которые получают высокую прибыль, имеют возможности часть от прибыли направлять обратно в производственный процесс как инвестицию для расширения масштабов производства, его совершенствования, разработки и внедрения новой техники и т. д.
Таким образом, получение предприятиями прибыли создает для них не только стимул для роста и развития, но и реальные возможности для получения прибыли и в будущем.
Прибыль, которая учитывает все конечные результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия, называется балансовая прибыль. Она включает, - прибыль от реализации продукции, прибыль от прочей реализации, доходов по внереализационным операциям, уменьшенным на сумму расходов непосредственно по этим операциям.
Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров и себестоимостью проданных товаров. Валовая прибыль позволяет оценить успешность деятельности предприятия и показывает полученный объем прибыли от производственной деятельности. Выручку от реализации товаров называют доходами от видов производственной деятельности. Затраты на производство товаров считают расходами по видам производственной деятельности. Валовую прибыль рассчитывают по следующей формуле:
, (1) [14, с.46]
где ВР – выручка от реализации; С – себестоимостью проданных товаров.
Прибыль (убыток) от продаж представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов. Управленческие расходы представляют собой совокупность затрат, направленных на нужды управления, которые не связаны с производственной деятельностью предприятия. К ним относятся отчисления на восстановление зданий административного назначения, аренда помещений общехозяйственного назначения и т.д. Коммерческие расходы наоборот расходы, связанные с производственной деятельностью предприятия. Данный показатель прибыли определяет эффективность деятельности предприятия и рассчитывается по формуле:
, (2) [14, с.46]
где Р- расходы на управление; Р- коммерческие расходы.
Прибыль (убыток) до налогообложения – это прибыль от продаж с учетом прочих доходов и расходов, которые подразделяются на операционные и внереализационные:
, (3) [14, с.46]
где С- операционные доходы и расходы; С- внереализационные доходы и расходы.
Прибыль (убыток) от производственной деятельности может быть получена вычитанием из прибыли до налогообложения суммы налога на прибыль и иных других обязательных платежей:
(4) [14, с.46]
где Н – сумма налогов.
Чистая прибыль – это прибыль от обычной деятельности с учетом чрезвычайных доходов и расходов:
, (5) [14, с.46]
где Ч- чрезвычайные доходы и расходы.
Чистая прибыль, представляет собой разность между балансовой прибылью и налоговыми обязательными платежами. Этой прибылью предприятие может распоряжаться по своему усмотрению, а именно: на расширение бизнеса, на социально-культурное развитие, на материальное поощрение непосредственно своих работников и выплату дивидендов учредителям по акциям.
Нераспределенная прибыль, оставаясь в распоряжении предприятия, направляется на усовершенствование и расширение бизнеса и производства, на формирование финансовых резервов предприятия, на увеличение уставного капитала, на осуществление выплат по социально-культурным программам, на выплату материальных вознаграждений по итогам квартала, или года, на погашение убытков прошлых лет и на прочие выплаты участникам предприятия на основании учредительных документов и Учетной политикой предприятия в соответствии с законодательством РФ.
Основное предназначение прибыли в современных условиях рыночной экономики это отражение эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
В связи с этим можно сделать вывод, что прибыль, как основа хозяйственного развития предприятия, представляет собой окончательный финансовый результат, характеризующий производственно-экономическую деятельность непосредственно предприятия. Она играет основную ведущую роль в стимулировании дальнейшего повышения эффективности производственного процесса, усиления материальной заинтересованности своих работников в достижении высоких результатов деятельности непосредственно своего предприятия.
1.2. Факторы, влияющие на формирование прибыли
Прибыль - основной экономический показатель, характеризующий окончательный финансовый результат деятельности предприятия, в увеличении которой заинтересованы все участники производственного процесса.
Факторы, влияющие на прибыль, могут классифицироваться по разным признакам. Различают внутренние и внешние факторы (табл. 1) [3, с.59].
Таблица 1.
Виды факторов, влияющих на прибыль
Внутренние факторы |
Внешние факторы |
-организация производственного процесса; |
-конъюнктура рынка; |
-уровень цен на реализованную продукцию; |
-уровень цен на материально-сырьевые ресурсы; |
-заработная плата сотрудников; |
-нормы амортизационных отчислений |
-состояние и эффективность процесса производства; |
-уровень цен на топливно-энергетические ресурсы; |
-конкурентоспособность выпускаемой продукции; |
-уровень инфляции; |
-компетентность руководства; |
-уровень безработицы; |