Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 162
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы управления прибылью на предприятии
1.1. Прибыль: сущность, функции, роль и виды
1.2. Факторы, влияющие на формирование прибыли
1.3. Инструменты и пути управления прибылью предприятия
Глава 2. Анализ образования, распределения и использования прибыли на предприятии
2.1. Краткая экономическая характеристика ОАО «Метровагонмаш»
2.2. Анализ механизма образования и распределения прибыли на предприятии
В свою очередь внутренние факторы подразделяются на производственные и внепроизводственные. По каждому из этих элементов выделяются группы экстенсивных и интенсивных факторов.
К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов, их использования по времени, а также непроизводительное использование ресурсов, а именно затраты материалов на брак, потери из-за отходов производства.
К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования производственных ресурсов предприятия или способствующих этому, такие как: повышение квалификации своих работников, производительности промышленного оборудования, внедрение прогрессивных технологических процессов [25, c.72]. В процессе осуществления производственной деятельности предприятия, связанной с производством, реализацией продукции и получением прибыли, эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и зависимости.
Факторы, влияющие на прибыль можно условно подразделить на три группы: производственные, коммерческие, финансовые [1, с.171].
Производственные факторы связаны с объемом производства, его ритмичностью, материальной, научно-технической и организационно-технической оснащенностью, соответственно-качественными параметрами продукции, ее ассортиментом, структурой и т. д.
Коммерческие факторы как бы подводят к финансовым факторам и охватывают в широком смысле понятие маркетинга: заключение хозяйственных договоров на основу самого пристального изучения действующей и перспективной конъюнктуры рынка, ценовое регулирование сбыта, его направление и организационно-экономическое обеспечение.
Надежность прогноза коммерческих факторов опирается, с одной стороны, на страхование рисков (в основном рисков утраты имущества, срыва поставок, отдаления или отказа от платежа), с другой стороны - на привлечение солидных, платежеспособных клиентов. Это в свою очередь, требует известных внепроизводственных затрат (представительских и административных расходов, расходов на рекламу и др.).
Финансовые факторы, охватывающие и выручку от реализации продукции и услуг, и предпринимательский доход от всех видов деятельности, включают соответственно [4, с.453]:
-формы расчетов (предусматриваемые контрактом или определяемые оперативно);
-ценовое регулирование, в том числе уценку в случае замедления реализации;
-привлечение банковского кредита либо средств из централизованных резервов;
-применение штрафных санкций;
-изучение и взыскание дебиторской задолженности, а также обеспечение ликвидности других активов;
-стимулирование привлечения денежных ресурсов на финансовых рынках.
Факторы, влияющие на величину прибыли, можно разделить как бы на две группы. В первую группу относят так называемые основные факторы, которые непосредственно влияют на объём прибыли и взаимозависимые факторы, которые влияют на прибыль как отдельно, так и комплексно. (табл. 2) [2, с.82].
Таблица 2.
Виды факторов, влияющих на прибыль
Основные факторы |
Взаимозависимые факторы |
-прибыль (убыток) от реализации товаров; |
-объем продажи товаров; |
-прибыль (убыток) от другой деятельности предприятия; |
-розничные цены на реализуемые товары; |
-сальдо доходов и расходов по внереализационным операциям; |
- издержки обращения; |
-прибыль (убыток) от реализации основных производственных средств. |
- фондовооруженность работников; |
- оборачиваемость и состав капитала; |
|
- затраты, относимые на прибыль. |
Важнейшим фактором, влияющим на величину прибыли от реализации продукции, является изменение объема производства и реализации продукции. Чем больше объем реализации в конечном счете, тем больше прибыли получит предприятие и наоборот. Зависимость прибыли от этого фактора при прочих равных условиях прямо пропорциональна.
Вторым не менее важным фактором, влияющим на величину прибыли от реализации товарной продукции, является изменение уровня себестоимости продукции. Между величиной прибыли и уровнем себестоимости существует обратно пропорциональная зависимость: чем ниже себестоимость продукции, определяемая уровнем затрат на ее производство и реализацию, тем выше прибыль и наоборот.
Фактором, напрямую определяющим величину прибыли предприятия от реализации продукции, являются применяемые цены. Свободные цены устанавливаются самими предприятиями в зависимости от конкурентоспособности данной продукции, спроса и предложения аналогичной продукции другими производителями. Поэтому уровень свободных цен на продукцию в определенной степени является фактором, зависящим от предприятия. Не зависящим от предприятия фактором выступают государственные регулируемые цены, которые устанавливаются на продукцию предприятий-монополистов. Очевидно, что уровень цен определяется прежде всего качеством производимой продукции, зависящим от технического совершенствования ее производства, проведения работ по модернизации и т.д.
В период высоких темпов инфляции рост прибыли обеспечивался за счет ценового фактора. Замедление инфляционных процессов, насыщение рынка товарами, развитие конкуренции ограничили возможности производителей повышать цены и получать прибыль посредством этого фактора. На очередь приходит метод снижения затрат.
В практике предпринимательской деятельности применяются различные способы снижения себестоимости. Безусловно, используются такие приемы, как экономия топливно-сырьевых ресурсов, материальных и трудовых затрат, снижение доли амортизационных отчислений в себестоимости, сокращение административных расходов и т.п. Однако следует иметь в виду, что уменьшение себестоимости имеет предел, после которого оно невозможно без снижения качества продукции. То же относится и к административным и коммерческим расходам, которые невозможно свести к нулю, поскольку без них предприятие нормально функционировать не сможет, и продукция реализовываться не будет.
1.3. Инструменты и пути управления прибылью предприятия
Важнейшая роль прибыли в развитии предприятий всех форм собственности, обеспечении интересов его владельцев и персонала определяют необходимость эффективного, результативного и непрерывного управления прибылью. Управление прибылью представляет собой процесс формирования и принятия управленческих административных решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения, использования и планирования непосредственно на предприятии.
Обеспечение эффективного и результативного управления прибылью предприятия определяет ряд требований к этому процессу, основными из которых являются [5, с.76]:
1. Интегрированность обшей системой управления предприятием. В какой бы сфере деятельности предприятия не принимались управленческие решения, они прямо или косвенно оказывают влияние на формирование, распределение и использование прибыли и непосредственно связано не только с производственным менеджментом управленческого персонала, но и с инвестиционным и финансовым менеджментом.
2. Комплексный характер формирования управленческих решений. Все управленческие решения в области формирования, распределения, использования и планирования прибыли оказывают как прямое, так и косвенное воздействие на конечные результаты управления прибылью и теснейшим образом взаимосвязаны между собой.
3. Высокий динамизм управления. Разработанные и реализованные на предприятии в предшествующем периоде, наиболее эффективные и результативные управленческие решения в области формирования, распределения и использования прибыли, не всегда могут быть повторно использованы на последующих этапах его хозяйственной деятельности. Это связано, прежде всего, с высокой динамикой факторов внешней среды на стадии перехода к рыночной экономике, а также с изменением конъюнктуры товарного и финансового рынков.
4. Многовариантность подходов к разработке отдельных управленческих решений. Подготовка каждого управленческого решения в сфере формирования, распределения, использования и планирования прибыли должна учитывать альтернативные возможности действий, которые должны быть основаны на системе определенных неизменных критерий, определяющих политику управления прибылью предприятия.
5. Ориентированность на стратегические цели развития предприятия. Какими бы прибыльными и эффективными не казались те или иные проекты управленческих решений в текущем периоде, они должны быть отклонены, если они вступают в противоречие с главной целью деятельности предприятия, стратегическими направлениями его развития, подрывают экономическую базу формирования высоких размеров прибыли в предстоящем периоде.
Главной целью управления прибылью является обеспечение максимизации благосостояния собственников и учредителей предприятия в текущем и перспективном периоде, которая призвана обеспечивать одновременно гармонизацию интересов собственников и учредителей с интересами государства и непосредственно персонала своего предприятия.
Исходя из главной цели управления прибылью, можно сформулировать систему основных задач [8, с.104]:
1. Обеспечение максимизации размера формируемой прибыли, соответствующего как рыночной конъюнктуре, так и ресурсному потенциалу предприятия. Эта задача реализуется путем оптимизации состава материальных и денежных ресурсов предприятия и обеспечения их эффективного и результативного использования. Основными путями данной оптимизации выступают сложившаяся конъюнктура товарного, отраслевого и финансового рынков, а также максимально возможный уровень использования ресурсного потенциала непосредственно предприятия.
2. Обеспечение оптимальной пропорциональности между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем хозяйственного риска на предприятии. С учетом отношения менеджеров к хозяйственным рискам формируется допустимый их уровень, определяющий агрессивную, умеренную или консервативную политику осуществления тех или иных видов производственно-хозяйственной деятельности или проведения отдельных хозяйственных производственных операций.
3. Обеспечение высокого качества формируемой прибыли. В процессе формирования прибыли предприятия должны быть в первую очередь реализованы резервы ее роста за счет операционной деятельности и реального инвестирования, обеспечивающие основу перспективного развития предприятия.
4. Обеспечение выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам предприятия. При успешной деятельности предприятия, этот уровень должен быть не ниже средней нормы доходности на рынке капитала, при необходимости должен возмещать не только повышенный предпринимательский риск, связанный со спецификой деятельности предприятия, но и инфляционные потери.
5. Обеспечение формирования достаточного и необходимого объема финансовых ресурсов за счет прибыли в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде, ее размер определяет потенциальную возможность создания специальных фондов, обеспечивающих предстоящее дальнейшее развитие предприятия.
6. Обеспечение постоянного и неуклонного возрастания рыночной стоимости предприятия. Темп возрастания рыночной стоимости предприятия в значительной степени определяется в первую очередь уровнем капитализации прибыли, полученной предприятием в отчетном периоде.
7. Обеспечение эффективности программ участия собственного персонала в формировании прибыли на предприятии. Программы участия собственного персонала в прибыли, призванные гармонизировать интересы владельцев предприятия и его работников, должны с одной стороны эффективно стимулировать трудовой вклад этих работников в формирование прибыли, а с другой стороны - обеспечивать достаточно приемлемый уровень их социальной общественной зашиты.
Все рассмотренные задачи управления прибылью теснейшим образом взаимосвязаны, а отдельные задачи оптимизированы между собой, что призвано обеспечивать одновременно гармонизацию интересов собственников и учредителей с интересами государства и непосредственно персонала своего предприятия.