Файл: Роль СМИ в формировании и управлении массовым сознанием (Теоретико-методологические основы управления массовым сознанием).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 93
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретико-методологические основы управления массовым сознанием
1.1. Манипуляция: определение понятия
1.3. Механизмы, реализующие управление массовым сознанием
2. Технологии управлении массовым сознанием через СМК в сферах политики и рекламы
2.1 Особенности политических манипуляций в СМК
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. В современном мире все большее значение приобретают быстро меняющиеся средства массовой информации под влиянием научно-технического прогресса и увеличения интенсивности соответствующих информационных потоков. СМК выполняет различные функции для всего общества в целом и для отдельных лиц в частности, также является инструментом, с как качеством, так и личным сознанием, который является самым сильным влиянием, большинство из которых скрыты в характере аудитории, как социально-психологический феномен, манипулирование также интересно, потому что это явление происходит везде и во всех областях общества и проявляется в различных формах.
Объект исследования — роль СМИ в формировании и управлении массовым сознанием.
Предмет исследования — определение, характеристики термина «манипуляция», технологии, способы, особенности и специфика использования манипуляций через СМК.
Цель данной работы - анализ роли СМИ в формировании и управлении массовым сознанием.
Поставленная цель может быть достигнута путем решения следующих задач:
- проанализировать литературу по теме исследования.
- проанализировать понятие «манипуляции» как явления в целом и как процесс воздействия на общественное сознание;
- определить роль СМИ в формировании и управлении массовым сознанием.
При написании работы использовались следующие методы: анализ, синтез.
Структурно работа состоит из ведения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
1. Теоретико-методологические основы управления массовым сознанием
1.1. Манипуляция: определение понятия
Слово «манипуляция» имеет корнем латинское слово manus – рука (manipulus – пригоршня, горсть, от manus и ple – наполнять).
В словарях европейских языков слово толкуется как обращение с объектами с определенными намерениями, целями (например, ручное управление, освидетельствование пациента врачом с помощью рук и т.д.).
Имеется в виду, что для таких действий требуется ловкость и сноровка. В технике те приспособления для управления механизмами, которые как бы являются продолжением рук (рычаги, рукоятки), называются манипуляторами. А тот, кто работал с радиоактивными материалами, знаком с манипуляторами, которые просто имитируют человеческую руку[1].
Одной из первых книг, прямо посвященных манипуляции сознанием, была книга социолога из ФРГ Герберта Франке «Манипулируемый человек».
В ней дается такое определение: «Под манипулированием в большинстве случаев следует понимать психическое воздействие, которое производится тайно, а, следовательно, и в ущерб тем лицам, на которых оно направлено. Простейшим примером тому может служить реклама»[2].
В монографии доктора психологических наук, профессора и заведующего кафедрой общей и социальной психологии Тюм ГУ Е. Л. Доценко «Манипуляция: феномен, механизм, защита» представлены авторские контексты манипуляции:
- Форма духовного воздействия, скрытого господства, осуществляемая насильственным путём (Б. Н. Бессонов)
- Скрытое принуждение, программирование мыслей, намерений, чувств, отношений, установок, поведения (Г. Шиллер)
- Управление и контроль, эксплуатация другого, использование в качестве объектов, вещей. (Э. Шостром)
- Мастерское управление или использование (П. У. Робинсон)
С. Кара-Мурза даёт определение манипуляции путём выделяет её трех главных, родовых признаков. Во-первых, это - вид духовного, психологического воздействия (а не физическое насилие или угроза насилия). Мишенью действий манипулятора является дух, психические структуры человеческой личности.
Во-вторых, манипуляция-это скрытый эффект, который не следует замечать при манипулировании объектами. Когда попытка манипуляции раскрывается и экспозиция становится широко известной, действие обычно сокращается из-за того, что раскрытие таких попыток приводит к значительному повреждению манипулятора. Более тщательно скрывать главную цель - так, чтобы даже откровенные попытки манипулировать фактами не привели к выяснению отдаленных намерений. Таким образом, сокрытие, сокрытие информации - обязательный признак, хотя некоторые методы манипулирования включают в себя «окончательное самораскрытие», игру искренности, когда политик разрывает рубашку на груди, позволяя человеку разорвать его на куски.
В-третьих, манипуляция-это воздействие, которое требует значительных навыков и знаний. Конечно, талантливые самородки обладают сильной интуицией, способной манипулировать умом других людей с помощью самодельных инструментов. Но сфера их действий не велика и ограничивается личным влиянием–семьей, командой, компанией или бандой. Если речь идет об общественном сознании, о политике, по крайней мере, в местном масштабе, то, как правило, специалисты или, по крайней мере, специальные знания, извлеченные из литературы или инструкций, участвуют в развитии действий. Поскольку манипуляция общественным сознанием стала технологией, есть профессиональные работники, которые владеют этой технологией (или ее частью).
С этой точки зрения, манипуляция-это способ доминировать над поведением человека, запрограммированным на духовное влияние. Это влияние направлено на психологическую структуру человека, осуществляется тайно и направлено на изменение взглядов, мотивов и целей людей в правильном направлении. Как Шиллер отметил, что «для успеха манипуляции должны оставаться невидимыми. Успех манипуляций гарантирует, что все, что происходит при манипулировании, является естественным и неизбежным. Короче говоря, манипуляция требует ложной реальности, в которой ее существование не будет ощущаться»[3].
Таким образом, природа манипуляции заключается в том, что существует двойное влияние-с сообщением, отправленным публично, оператор отправляет получателю «закодированный» сигнал, надеясь, что сигнал пробудит изображение, необходимое для манипулятора в сознании получателя. Это скрытое влияние основано на «скрытом знании», которое имеет получатель, и он способен создавать в своем уме образы, которые влияют на его чувства, взгляды и поведение. Искусство манипуляции заключается в том, чтобы поставить процесс воображения на правильный путь, но таким образом, чтобы человек не заметил скрытых эффектов.
1.2 Основные манипулятивные технологии управлением массовым сознанием в средствах массовых коммуникаций
Одним из самых часто встречающихся приемов манипуляции в СМК является искажение информации. В то время как Е. Доценко исследует такие конкретные приемы как подтасовка фактов или смещение по семантическому полю понятия, С. Кара-Мурза выделяет: фабрикацию фактов, манипулятивную семантику, упрощение, стереотипизацию. Почти всегда искаженная информация используется вместе с соответствующим способом подачи. Здесь можно отметить такие приемы как утверждение, повторение, дробление, срочность, сенсационность, а также отсутствие альтернативных источников информации (или отсутствие у них альтернативной информации).
Одно из важнейших правил манипулирования сознанием гласит, что успех зависит от того, насколько вполне возможно изолировать получателя от внешнего воздействия.
В идеале это будет тоталитарное влияние - полное отсутствие альтернативных, неконтролируемых источников информации и мнений.
Сложность реализации этого правила заключается, прежде всего, в создании иллюзии независимости адресата, иллюзии многоканальной информации. Это создает внешний вид различных средств массовой информации по организационному типу, политическому цвету, жанру и стилю-до тех пор, пока вся система действительно подчиняется одному основному инсталлятору. В идеале, когда можно создать (или, точнее, разрешить создание) информации, которая, однако, ограничивает их информационную борьбу с проблемами режима, не влияет на суть манипуляций с основными программами радикальной оппозиции[4].
Помимо подавления «ненужной» информации, тем самым создавая виртуальную реальность, а не отражая реальность, в СМИ широко используются принципы шумоподавления демократии-сообщения, которых невозможно избежать, бессмысленные в хаотичном потоке, например, неуместные. Шиллер пишет: «так же, как реклама мешает с перерывами в концентрации и весе информации, новая технология обработки информации позволяет заполнять бесполезные информационные потоки воздуха, а тем более сложные личные и уже безнадежные поиски смысла».
Язык как средство устного общения строго регламентирован, как в межличностном, так и в институциональном общении. Современные средства массовой информации, пользуясь свободой слова и ее толкованием, коренным образом меняют социокультурность языка. Обогащение языковой культуры в первую очередь связано с использованием средств массовой информации для общения на официальных языках, в том числе политических и мировых стандартов профессиональной лексики, принятой в рамках освещения актуальных вопросов повседневной жизни. Стандартизация этого языка осуществляется на основе шаблона, который должен отражать возможности средств массовой информации как официального источника информации.
Таким образом, язык средств массовой информации стал вещанием оракула, а выбранный язык был противоположен языку толпы.
Кара-Мурза определяет Неофициальный язык толпы как «родной», а не «правильный» официальный язык. По этому поводу он написал:
«Родной» язык рождается из личного общения людей, которые выражают свои мысли - в повседневной жизни. Таким образом, это напрямую связано со здравым смыслом (можно сказать, что здравый смысл звучит «говорить на родном языке»)[5].
«Правильно» - это язык, на котором диктор читает текст, предоставленный ему редактором, и он, основываясь на мнении совета директоров, в конечном итоге определяет материал для пропагандистов. Это объективная риторика, созданная целой кучей наемных работников. Язык говорящего в современном обществе не связан с здравым смыслом, он несет в себе смысл, который дает человек, контролирующий средства массовой информации. Люди, которые, не замечая этого, начинают говорить на таком языке сами по себе, избавляются от здравого смысла и становятся простыми объектами манипуляций.
Манипулирование семантикой: изменение значения слов и понятий. Одна изо лжи в новостях – это «построение» сообщений из заявлений или видеоклипов. Это изменяет контекст и создает совершенно другое значение из одного и того же слова. Отдельные «частички» сообщений кажутся не ложью, а целыми, которые сделаны их журналистами или редакторами и, возможно, не имеют ничего общего с реальностью. Сегодня политики и пресса постоянно меняют смысл слов и правила игры, в зависимости от ситуации. Политические эвфемизмы, которые скрывают истинное значение явления, также возникают с помощью терминологии. Это специальные слова с точным смыслом, и аудитория резко разделена на тех, кто знает точное значение слова и тех, кто этого не знает. Но главное, что термины оказывают магическое влияние на сознание, имеют отпечаток научного авторитета.
Упрощение, стереотипы. Пресса (и средства массовой информации) сыграли решающую роль в процессе «формирования толпы» в западном обществе. Массовый народ, продукт мозаичной культуры, в значительной степени был создан прессой. Сама среда быстро становится объектом изучения социальной динамики культуры, а связь между простотой коммуникации и ее восприятием быстро обнаруживается и даже математически выражается.
Средства массовой информации, в отличие от высокой культуры, предназначены для массового использования. Таким образом, они устанавливают жесткие ограничения на сложность и оригинальность информации (даже по длине слова, несмотря на то, что два-три эзотерических слова всегда допускаются в статье как «приправы» - они повышают привлекательность статьи за счет эффекта"гомеопатии"). В целом уже давно сформулировано такое правило: "сообщение должно всегда иметь четкий уровень, соответствующий коэффициенту интеллекта примерно на десять пунктов ниже среднего коэффициента социального слоя для оформления сообщения»