Файл: Нормирование рабочего времени. Расписание работы. Нестандартные режимы работы (Расчетно-аналитический метод к подсчету нормы рабочего времени).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 120

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для использования гибкого режима на предприятии обязана быть установлена точная концепция учета времени, проработанного сотрудниками, исполнения ими производственного поручения. Помимо этого, обязан обеспечиваться контроль максимально полного и целесообразного применения времени каждым служащим и в фиксированный, и в гибкий период. Необходимо учитывать, то что использование подобного режима регламентируется некоторыми нормативными актами.

Сменный режим подразумевает трудовую деятельность в 2, 3, 4 смены в протяжение суток. К примеру, на предприятии может утверждаться 3 смены по 8 часов. Работники при этом в течение конкретного временного промежутка (месяц, к примеру) осуществляют производственные задачи в различные смены. Такого рода график включат на предприятии, в случае если длительность производственного цикла превосходит норму продолжительности ежедневной работы. Целью сменного режима считается рост эффективности применения оборудования, объема продукции, услуг. При использовании подобного графика любая бригада работников обязана выполнять производственные задачи в течение установленной продолжительности смены. График устанавливает порядок перехода работника с одной смены в последующую. Он может оформляться как отдельным локальным важным документом, так и выступать в качестве дополнения к главному договору. График сменности обязан отображать условия 110-й статьи ТК о предоставлении персоналу непрерывного еженедельного отдыха продолжительностью не менее 42 часов. Межсменный (ежедневный отдых) при этом обязан быть никак не меньше двойной длительности рабочего времени в смене, предшествовавшей отдыху. Законодательство не дозволяет работу 2 смены подряд. Работники обязаны быть ознакомлены с графиками за 1 мес. до их внедрения в процесс. Избежание от исполнения данного требования расценивается равно как несоблюдение полномочия сотрудников на своевременное уведомление об изменениях в условиях его труда. Сменный график может быть дневным, ночным, вечерним. Смена, в которой не менее 50 % времени доводится на ночь, является, в соответствии с этим, ночной. Вахтовый метод Это особенная форма организации трудовой деятельности за пределами места проживания персонала.

Вахтовый метод применяется, если в связи со спецификой работы сотрудники не могут ежедневно возвращаться домой. Такой режим используется для сокращения срока строительства, реконструкции, ремонта объектов социального, производственного назначения в необжитых, удаленных районах, в регионах с особыми климатическими условиями. Специфика вахтового метода заключается в том, что персонал размещается в вахтовых поселках – комплексах сооружений и зданий, используемых для обеспечения отдыха и жизнедеятельности персонала. Продолжительность работы вахтовым методом Вахтой признается общий период, в который входит время производства работ и межсменного отдыха в поселке. Смена может составлять 12 ч. ежедневно. В целом длительность вахты не может быть больше 1 мес. Однако по согласованию с профсоюзом ее можно увеличить до трех месяцев. При вахтовом методе ведется суммированный учет времени за месяц, квартал либо более продолжительный срок, но не больше, чем за год. Учетным периодом охватывается все время работы, проезда к месту нахождения предприятия и обратно, отдыха. Общая длительность рабочего времени не должна быть больше нормального количества часов, предусмотренных в ТК.


Раздробленный график, как правило, вводится на предприятиях, занятых обслуживанием населения, транспортными пассажирскими перевозками, обеспечением связи, в торговых организациях. Разделение рабочего дня осуществляется нанимателем в соответствии с локальным нормативным актом, принятым с учетом мнения профсоюза. В законодательстве не установлено количество частей, на которые может быть раздроблен день. Как правило, его разделяют на 2 равных периода с двухчасовым перерывом. Он не оплачивается. Допускается установление и большего количества перерывов. За время, отработанное при раздробленном графике, сотрудники получают доплату.

Глава 4: Понятие и правовое обоснование учета рабочего времени.

Мониторинг рабочего времени – это отслеживание деятельности персонала в течение трудового дня и контроль за соблюдением трудового распорядка. Мониторинг относится к группе превентивных мер, которые позволяют поддерживать дисциплину и предупреждать злоупотребление доверием работодателя. Этот метод в первую очередь направлен на выявление нарушителей, которые решают личные, а не служебные вопросы.

Контроль и учет рабочего времени ведется в рамках Трудового кодекса. По закону, работники имеют право на перерывы, выходные и отпуск.

Контроль как часть мониторинга рабочего времени позволяет решать несколько задача:

  • Фиксировать время прихода на работу, чтобы вычислить систематически опаздывающих и отсутствующих.
  • Проверять своевременное возвращение работника после обеденного перерыва и присутствие на рабочем месте в течение всего дня.
  • Определять время окончания работы.
  • Выявлять прогульщиков.
  • Разделять оплачиваемые периоды рабочего времени на фактически отработанные часы, отпуск, больничный, простой по вине нанимателя и т.д.

На практике руководители часто сталкиваются с такой проблемой, как несоблюдение сроков выполнения работ. Рассчитать сроки просто: норма рабочего времени по статье 91 Трудового кодекса – 40 часов в неделю. Норма сопоставляется с квалификационным справочником или функциональными обязанностями сотрудника. В итоге получается рациональная схема распределения времени труда персонала.

Существенный недостаток заключается в том, что в схеме не учтены:


  • человеческий фактор, например, постоянные перекуры, больничные, опоздания, личные дела в оплачиваемое время и т.д.
  • форс-мажоры: чрезвычайные происшествия, стихийные бедствия, аварии, задержки со стороны контрагентов и т.д.

Все это приводит к разнице между затраченным временем и фактически выполненной работой.

Внедрение методов контроля временных показателей работы нужно в первую очередь работодателю. Это позволит платить за фактически отработанное время, а не за опоздания, перекуры и компьютерные игры на рабочем месте. Анализ собранных данных с одной стороны, письменные отчеты и объяснения сотрудников – с другой, позволяют руководителю принимать взвешенные решения о рациональности использования рабочего периода и соответственно начислять заработную плату.

Методы контроля рабочего времени

Работодатель заинтересован не только в своевременном появлении сотрудников на рабочем месте, но и в производительности труда коллектива. Производительность напрямую зависит от того, чем сотрудник занимается на рабочем месте.

Едва ли работник успевает выполнять обязанности, если тратит время на социальные сети, переписку с друзьями, просмотр новостей, чтение книг или серфинг в интернете. Методы контроля рабочего времени сотрудников включают фиксацию:

  • выполненных задач в период между включением и выключением компьютера;
  • телефонных переговоров с клиентами, партнерами и контрагентами;
  • скриншотов рабочего стола в течение рабочего для с помощью специализированных IT-решений;
  • содержания корпоративной корреспонденции, в том числе переписки по электронной почте;
  • присутствия на месте в рабочее время с использованием видеонаблюдения.

Прежде чем применять методы контроля следует заблаговременно оповестить персонал, для этого в дополнительном соглашении указывают способы мониторинга использования рабочего времени, изменять условия допускается только с согласия персонала. Более того, устанавливать камеры наблюдения в кабинетах без уведомления работников противозаконно.

Данные мониторинга использования рабочего времени составляют основу для анализа эффективности труда персонала. Метрики результативности включают:

  • итоговые – оценка результатов завершенного проекта в целом;
  • промежуточные – контроль проделанной работы за указанный срок;
  • периодические – подведение итогов по прошествии определенного периода времени;
  • избирательные – нерегулярный выборочный мониторинг отдельных сотрудников на усмотрение руководства.

Любые методы мониторинга направлены в первую очередь на то, чтобы оценить, насколько эффективно и рационально сотрудник распределяет рабочее время, и одновременно оценить уровень профессионализма.

Способы контролировать рабочее время

Способы контроля, учета и оценки рабочего времени персонала со временем эволюционировали, и все же организации, особенно государственные учреждения, придерживаются традиционных подходов.

Например, назначают ответственного, вахтера или дежурного, за ведение журнала учета рабочего времени. Ответственный фиксирует время прихода-ухода и систематически готовит отчеты для руководителя.

Другой вариант – ввести в штат должность администратора, который будет находится в одном помещении с коллегами или в отдельном кабинете и контролировать непрерывность рабочего процесса.

Еще один способ заключается в том, чтоб сотрудники вели личную отчетность, самостоятельно контролировали и фиксировали израсходованное рабочее время. Метод помогает оценить проделанную работу с точки зрения исполнителей и развивает самостоятельность.

Более привычный способ – установить систему контроля и управления доступом с применением пропусков или сканеров отпечатка пальца. Информация по каждому работнику сохраняется в файле и доступна для просмотра в любой момент.

Надежный, но дорогостоящий метод мониторинга и учета рабочего времени персонала компании – система видеонаблюдения. Потребуется потратить средства не только на покупку и установку видеокамер, но и на зарплату отдельного работника, в чьи обязанности входит непрерывный контроль деятельности персонала и фиксация нарушений правил внутреннего трудового распорядка. Кроме того, внедрение системы видеонаблюдения вызывает у сотрудников психологический дискомфорт от постоянного наблюдения. Поэтому установка камер чаще всего – – это особенная мера, которая применятся на критически важных объектах.

IT-решения для контроля рабочего времени

Контролировать работу небольшого коллектива вручную – посильная задача для непосредственного руководителя или одного выделенного специалистам. Но если штат предприятия насчитывает не одну сотню человек, которые к тому же работают в филиалах или удаленно, справиться с такой задачей под силу только автоматике.

Кроме того, мониторинг работы персонала нужен не только для фиксации результативности труда отдельного работника, но и для обеспечения безопасности предприятия. Две задачи одновременно выполняют IT-решения для контроля производительности в течение рабочего времени. Автоматизированные системы фиксируют информацию, проводят анализ и формируют отчеты.


Стоимость внедрения автоматической программы мониторинга рабочего времени покрывается за счет минимизации затрат работодателя, связанных с отсутствием персонала на рабочем месте: прогулами, опозданиями, длительными перерывами. IT-инструменты фиксируют и анализируют данные, на основе которых руководство поощряет «передовиков» офиса, тем самым мотивируя весь коллектив работать более продуктивно и дисциплинированно.

Автоматизированные IT-системы позволяют выявить:

  • нарушителей дисциплины – сотрудников, которые систематически опаздывают или уходят домой раньше положенного, заядлых курильщиков или любителей кофе, длительность «пятиминутных» перерывов у которых превышает длительность работы.
  • работников, которые в течение рабочего времени решают личные дела, читают новости и ленты социальных сетей, ведут дружескую, а не служебную переписку в мессенджерах, играют на компьютере.
  • сотрудников, которые настолько перегружены рабочими задачами и вынуждены постоянно задерживаться на работе, что грозит профессиональным выгоранием и – в крайнем случае – нервным срывом.
  • сотрудников, которые не удовлетворены позицией по тем или иным вопросам и заняты поиском новой работы.

Автоматизированный мониторинг рабочего времени не ограничивается установкой специализированно ПО и включает также установку контрольного оборудования при входе/выходе из здания; оборудование пунктов пропуска; использование системы личных идентификаторов для каждого работника; фиксацию передвижения персонала во время работы по территории предприятия с помощью GPS-маячков.

Комплексных подход к контролю рабочего времени предполагает анализ работы специалистов по контрольным точкам: штатному расписание, плану работ, срокам выполнения задач, территории исполнения обязанностей, производственного графика.

Как выбрать IT-решение для контроля рабочего времени

При выборе программного обеспечения для контроля рабочего времени и оценки эффективности персонала стоит учитывать специализацию решения и сразу ответить на вопрос, с какой целью устанавливается программа: только собирать данные или анализировать эффективность работы персонала.

Далее необходимо определиться, достаточно ли для целей внедрения программы, которая предоставляет количественные отчеты о приходе-уходе работника, или требуется решение, которое зафиксирует, чем именно сотрудник занимался в рабочее время. Полезная опция – возможность снимать скриншоты по заранее заданному расписанию или при запуске определенных процессов.