Файл: Теории происхождения государства (Общие характеристики теорий происхождения государства).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теории происхождения государства
1.1 Понятие, сущность и функции государства
1.2 Общие характеристики теорий происхождения государства
1.3 Общие закономерности возникновения государства
Глава 2. Основные теории происхождения государства
2.3 Договорная и естественно-правовая теории
Введение
Актуальность темы настоящего исследования во многом обусловлена тем, что во всех существующих формах человеческого общения ключевая роль отводится государству. На современном этапе развития юридической науки проблема разложения родоплеменного строя и образования государства является достаточно актуальной, так как анализ данных вопросов позволяет сформировать необходимые знания относительно сущности государства и процесса его образования. Известно, что ранее государство контролировало все сферы человеческой жизни, что в принципе характеризует его и на современном этапе. Таким образом, подвергая анализу определенную сферу человеческой жизни, так или иначе, приходится сталкиваться с формами организации и деятельностью государства.
Анализ происхождения государства через призму основных теорий носит не только теоретический, но и практический характер. Так, изучение существующих теорий происхождения государства способно обеспечить более глубокое понимание социальной природы государства, а также его характерных особенностей, истории становления и развития. Теорий происхождения государства на сегодняшний день великое множество, что обусловлено различными взглядами на данный процесс или его отдельные аспекты. В связи с этим, их изучение является не только актуальным, но и практически значимым.
Цель данной курсовой работы – провести комплексный анализ существующих теорий происхождения государства.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) Рассмотреть понятие, суть и функции государства;
2) Дать общую характеристику теориям происхождения государства;
3) Рассмотреть положения теорий происхождения государства.
Объект курсовой работы – общественные отношения, которые формировались на фоне формирования государства;
Предмет исследования – положения основных теорий, объясняющих происхождение государства;
Методологическую основу курсовой работы составляет совокупность общенаучных методов, в частности метод системного анализа, формально-логический метод и исторический метод. Также при написании работы были использованы частно-научные методы познания, а именно сравнительно-правовой анализ, догматический метод и формально-юридический метод.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теории происхождения государства
1.1 Понятие, сущность и функции государства
Термин «государство» происходит от древнерусского слова «государь», что значит князь – правитель. Понятие государство означает политическую систему власти, которая устанавливается на конкретной территории. Ранее мыслители трактовали государство как «сосредоточение в одном месте совокупности нравственных и умственных интересов граждан». В частности, такое определение государству давал Аристотель. В свою очередь, Цицерон указывал, что государство, это не что иное, как союз людей, которые объединены не только общими началами права, но и общими началами пользы.
Рассматривая более современные определения необходимо акцентировать внимание на определении, которое давал Л. Гумплович, указывая, что «государство является естественно возникающей организацией властвования, которая предназначена для охраны установленного порядка». В свою очередь, Георг Еллинек трактовал государство как «единство индивидов, которые наделены качеством юридического субъекта и выступают в качестве носителя прав»[7; с. 102].
Представляется вполне естественным, что государство является достаточно многоаспектным и сложным социальным образованием, в связи с чем, его можно рассматривать не только как социальное, но и как государственное явление. Стоит отметить, что в географическом планепод государством принято понимать страну, которая занимает ту или иную территорию, намеленную ее гражданами. В свою очередь, в социальном смысле государство стоит понимать, как организацию, формируемую людьми и осуществляющую определенную деятельность в области общественных отношений.
В качестве социальной организации государство можно рассматривать в трех аспектах:
- как порождение общества и его органическая власть;
- как орудие класса, клана или слоя населения;
- как самостоятельную организацию.
Анализируя государство через призму организации, созданной людьми, необходимо акцентировать внимание на его способности решать задачи населения, а также достигать общего блага. В указанном аспекте государство будет являться организацией, призванной решать задачи общества. Очевидно, что в рамках данного подхода государство является способом самоорганизации общества и регулирования его процессов. Понимание государства в качестве орудия определенного слоя населения или клана, первоначально сформировалось в эпоху феодализма и зарождения капитализма. В рамках данного периода, власть в государстве принадлежала монарху, а также его окружению, совместно с богатыми феодалами и капиталистами. Государство такого типа выступало в качестве органа для подавления одного класса другим, тем самым, являясь непосредственным источником социальных конфликтов и противостояний.
И, наконец, третий подход к пониманию государствасостоит том, что государство рассматривается как организация, созданная людьми для исполнения права и регулирования общественной жизни. Стоит отметить, что указанное понимание в полной мере соответствует современному, демократическому государству. В рамках такого государства, органы, имеющие власть, формируются и реализуют свою деятельность согласно действующему законодательству, предопределяющему их полномочия, а также права и обязанности по отношению к населению страны. Одновременно с этим, в рамках своих полномочий, органы государственной власти принимают определенные решения и несут за них ответственность в полном объеме. Несмотря на тот факт, что данные подходы существенно отличаются друг от друга, приверженцы указанных точек зрения признают, что государство выступает в качестве социальной организации, создаваемой обществом и необходимым для регулирования протекающих в них процессов.
В настоящее время в большинстве демократических стран государство осуществляет регулирование взаимоотношений между социальными группами и слоями населения на основе законодательства, которое учитывает права и обязанности всех субъектов общественных отношений.
Также в данном аспекте стоит акцентировать внимание на том, что определение государства в любой трактовке всегда будет неполным, а, следовательно, абстрактным. Объясняется это тем, что определение государства не способно в нескольких словах или даже строках уместить все структурные и сущностные характеристики и свойства государства. Стоит отметить, что абстрактный характер данного определения не является его недостатком, а лишь выступает в качестве конкретного свойства данного определения.
Рассматривая признаки государства, стоит отметить, что все признаки государства классифицируются на обязательные признаки и дополнительные. К обязательным признакам государства относятся следующие признаки[16; с. 89]. Во-первых, это наличие границ государства и внутреннего административно-территориального деления. Во-вторых, это наличие гражданства у людей, которые населяют государство. Так, каждое государство занимает определенную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, занимающее данную территорию, являются гражданами данного государства. Таким образом, появляются пространственные пределы государства, и возникает правовой институт гражданства. В-третьих, это наличие публичной власти, которая выделена от общества. Публичная власть носит именно такое название в связи с тем, что она представляет интересы общества и действует от имени и в интересах народа. Государство также является публичной властью, не совпадающей с населением, но представляющей его интересы. В-четвертых, это наличие налогов и сборов для содержания публичной власти. Отметим, что наличие налогов является обязательным структурным элементом любого государства, а их размер соизмерим интересам государства, а также интересам производителей различных материальных благ.
В-пятых, это наличие государственного суверенитета. Суверенитет государства означает, что все правила и законы на его территории государство устанавливает самостоятельно. В случае если суверенитет отсутствует, данная территориальная единица не может быть признана государством, а лишь колонией другого государства или его частью. Носителем суверенитета также может выступать народ, который осуществляет суверенную власть через главу государства или выборное представительство. В-шестых, к признакам государства относят создание правовых норм (правил и норм поведения на территории определенного государства)[21; с. 70]. Так, государство самостоятельно устанавливает те нормы поведения, которые необходимы для соблюдения его населением. Помимо издания правовых норм государство осуществляет контроль над их исполнением и занимается правовым регулированием данного аспекта жизни внутри страны.
Что касается дополнительных признаков государства, то к таковым относят наличие определенных символов, которыми являются флаг, герб, гимн государства, а также установление города, который выступает в качестве столицы государства. Несмотря на то, что данные символы бывают, изменчивы, их наличие позволяет более точно выразить намерения и мировоззрение государства, а также создать ему определенный образ. Таким образом, государство является политико-территориальной и суверенной организацией, которая предназначена для управления обществом и обладающая властью принуждения, необходимой для соблюдения интересов государства и общества [1; с. 93].
Рассматривая функции государства необходимо отметить, что под функциями государства понимают основные направления деятельности государства, в которых отражена сущность, а также социальное назначение государственного управления обществом. Классификация функций государства осуществляется по различным признакам. Например, по продолжительности действия функции государства дифференцируют на временные функции и постоянные. Кроме того, принято выделять функции внешние и внутренние. Так, внутренние функции государства - это ключевые направления деятельности государства, направленные на управление внутренней жизнью общества. К числу внутренних функций государства относят экономические и социальные функции, функции по охране правопорядка и экологии. В свою очередь, внешние функции государства - это ключевые направления деятельности государства на международной арене. Примером внешних функций государства являются функции в сфере обороны страны и международного сотрудничества.
Приходим к выводу, что под государством необходимо понимать особую организацию публично-политической власти, которая имеет специализированный аппарат государственных служащих, необходимых для управления государством. Государство обладает территорией, суверенитетом, имеет право взимать налоговые платежи, имеет национальную валюту и символику.
1.2 Общие характеристики теорий происхождения государства
Представляется вполне естественным, что со времен глубокой древности люди стали размышлять над причинами возникновения государства.Было создано множество различных теорий, которые по-разному отвечали на вопросы относительно возникновения государства. Полагаем, что наличие широкого спектра данных теорий предопределеносуществованием различных социальных и исторических условий, в которых жили и творили их авторы, а также разнообразными философскими и идеологическими позициями, которых они придерживались[5; с. 96].
В настоящее время широкую известность получили такие теории происхождения государства, как теологическая теория, патриархальная, договорная, а также теория насилия, классовая теория, психологическая теория и многие другие. Так, согласно органической теории государство является живым биологическим организмом. Подобно тому, как организмы выживают в процессе естественного отбора, в аналогичном процессе выживают наиболее приспособленные социальные образования, впоследствии создающие целые государства.
В рамках теории насилия высказывалась точка зрения, в соответствии с которой, появление государствастановится возможным лишь после того, как общество экономически оказывается в состоянии обеспечить содержание государственного аппарата и, прежде всего армии. Полагаем, что теория насилия предназначается не для объяснения причин и условий возникновения государства в прошлом, а для их обоснования в настоящем. В обоснование данной точки зрения можно привести тот факт, что теория насилия была воспринята нацистской Германией в качестве официальной государственно-правовой идеологии.
Что касается теологической теории, то данная теория не является научной, поскольку заведомо опирается не на знания в их обычном понимании, а на веру в бога. Впоследствии эти воззрения были переработаны в теологическую доктрину. Основной смысл её состоял в том, чтобы утвердить верховенство церковной власти над светской властью[11; с. 266].