Файл: Теории происхождения государства (Общие характеристики теорий происхождения государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К патриархальной теории прибегали и средневековые феодалы, которые именно данной теорией обосновывали неограниченную власть монарха. Позднее анализируемая теория нашла свое отражение в трудах одного теоретика нашей страны - социолога Н. К. Михайловского, а также историка из Англии Г. Мэна. По мнению представителей патриархальной теории, государственная власть это прямое продолжение отцовской власти. Власть государя – это патриархальная власть главы семейства. В средневековье именно данная теория оправдывала абсолютную власть монарха, который, как и глава семейства, не выбирается. Одновременно с этим, на сегодняшний день не существует ни одного достоверного свидетельства о данном способе возникновения государства.

2.3 Договорная и естественно-правовая теории

Договорная теория характеризуется наличием достаточно большого количества аспектов и противоречий, которые проявлялись в различные этапы исторического развития общества. Данные теории соединили в себе различные точки зрения известных мыслителей всех времен, несмотря на то, что они придерживались различных позиций относительно политико-правовых предпосылок возникновения государства и права.

Некоторые авторы выделяли договорную теорию в качестве теории происхождения государства, а естественно-правовую теорию как теорию происхождения права.

Рассматриваемая теория как договорная, основанная на естественных правах человека, базируется примерно на следующих общих положениях:

Возникновению государства предшествует естественное состояние людей[10; с. 76].Государство возникло и основано на общественном договоре лиц, уставших от борьбы с природой и друг с другом. Государство и право представляются продуктом разума и воли (людей и Бога). Решив выйти из «естественного» состояния, люди объединились в государство на определенных условиях. Так, они добровольно передают государству часть своих врожденных (естественных) прав и свобод, а государство обеспечивает охрану частной собственности и личной безопасности лиц, заключивших договор.

В результате создания государства в обществе образуются две системы права: естественного и позитивного (или положительного). Первая - естественное право (на жизнь, свободу, социальное равенство, собственность и другое), воплощающее в себе безусловный разум и вечную справедливость, словом то, что присуще человеку от рождения и заложено в самой его сущности. Вторая - позитивное благоприобретенное право, исходит от государства (законы, одобряемые им обычаи, прецеденты). Первичным является право естественное - вечное и неизменное для всех времён и народов. Подчинёнными ему выступают нормы (правила поведения), устанавливаемые и изменяемые (отменяемые) государством.


Позитивное право - это существующее, действующее в данный момент право. Естественное право, исходящее от «всеобщего разума», стало как пожелания и рекомендации того, каким должно быть в идеале реальное, то есть положительное право.

Вершины своего развития договорная и естественно-правовая теории достигают, когда становятся теоретической основой идеологии антифеодальных буржуазных революций XVII-XVIII веков. В это время и формируется школа естественного права, оказавшая большое влияние на развитие буржуазного национального права и международного права: Г. Гроций и Б. Спиноза в Голландии; Т. Гоббс и Д. Локк в Англии; во Франции - Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, Д. Дидро, Ш. Монтескье; в России - П.И. Пестель, а также А.Н. Радищев (1749-1802). А. Н. Радищев полагал, что государство возникает как следствие молчаливого договора членов общества в целях совместной защиты от произвола сильных[3; с. 220].

Следовательно, только с конца XIX века и вплоть до настоящего времени наблюдается период так называемого возрожденного естественного права. Но некоторые авторы полагают, что наибольшее распространение современные теории естественного права имели в середине прошлого столетия. С принятием Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. влияние естественно-правовых учений пошло на убыль. Политики и юристы, аргументируя свои позиции по правам человека, предпочитают ссылаться на международные пакты как на нормативные документы. Во многих странах снижается интерес к теориям естественных прав личности.

2.4 Теория насилия и теория инцеста

В XIX веке на Западе широкое распространение получила теория насилия. Представителями данной теории выступали немецкий экономист и философ Е. Дюринг, австрийский социолог Л. Гумплович, а также известный теоретик и исследователь К. Каутский. Истоки данной теории можно увидеть в сочинениях софистов Древней Греции, а в качестве подтверждения целесообразно рассматривать войны в Древнем Риме и в Древней Спарте.

Социолог из Австрии Л. Гумплович внес значительный вклад в формирование окончательных положений рассматриваемой теории. В своих сочинениях он делал упор на эволюционную теорию Спенсера, а также разделял позиции социального дарвинизма. Стоит отметить, что биологический подход к социальной эволюции находился в сочетании с психологизацией жизни общества. Фундаментальным трудом Л. Гумпловича можно назвать «Общее учение о государстве», в котором социолог писал, что история не предъявляет примеров, согласно которым государство возникло не путем насилия, а в какой – либо иной форме[18; с. 105].


В конечном счете, теория насилия сводится к следующим выводам:

- Государство возникает посредством «естественного отбора», вследствие завоевания сильными племенами более слабых племен, победившее племя образует правящий класс. Побежденный класс становится представителями класса побежденных и служащих. Ввиду подчинения одного народа другому образуется государство.

- Ввиду того, что в буржуазном обществе рабочий заключает договор с капиталистом на добровольной основе, буржуазное государство не принуждает трудящихся и рабочих продавать рабочую силу, следовательно, такое государство можно считать свободным и демократическим.

Анализируя теорию насилия, многие исследователи приходили к выводу, что цель данной теории состояла в обосновании причин и условий создания государства. Стоит отметить, что нацистская Германия приняла данную теорию в качестве основной государственно-правовой идеологии.

Что касается теории инцеста, то основателем данной теории является Клод Леви-Стросс. Суть теории инцеста состоит в том, что на фоне внедрения запрета на кровосмешение, появился социальный факт выделения человека из мира природы, что породило возникновение права и государства.

Ученый полагает, что изменения в материальном производстве, а также совершенствование орудий труда и иные факторы не оказали какого-либо влияния на развитие государства и права, а ведущая роль в этом принадлежит только осознанию того, что запрет на кровосмешение активно способствует развитию человеческого рода. Так, для реализации запрета на инцест активно применялись достаточно жесткие и суровые меры. Однако для их внедрения в практическую деятельность возникла необходимость в создании специальных органов внутри общины, которые явились прообразом государственного устройства. Данные органы занимались тем, что насильственно пресекали попытки инцеста внутри рода и за его пределами. Впоследствии, данная группа стала выполнять и иные общественные функции, что и породило образование государственной структуры. Данная теория возникновения государства на первый взгляд проста и логична, однако в научной литературе высказывается точка зрения, в соответствии с которой причиной образования государства и права едва ли можно назвать установление запрета на инцест. Во многом эта позиция обусловлена тем, что указанный запрет имеет достаточно давнюю историю и появился задолго до формирования первых государственных образований.


Одновременно с этим, исследователи, которые активно поддерживают данную теорию, акцентируют внимание на том, что создатель теории основывался на конкретном юридическом факте, суть которого состоит в переходе от эндогамных к экзогамной форме брачных отношений. Подчеркивается, что запрет инцеста по праву стал прорывом в истории общественного развития и существенно улучшил биологическое качество человеческого рода. Однако наиболее целесообразной представляется первая точка зрения, в соответствии с которой, теорию инцеста не стоит рассматривать в качестве теории, объясняющей происхождение государства и права, так как полного представления об указанном процессе она не дает.

2.5 Классовая теория

Создателями данной теории по праву признают Ф. Энгельса, К. Маркса и В. Ленина. Согласно данной теории, в качестве основы происхождения государства и права выступает экономический фактор, который нивелирует значение иных факторов подобного рода. Кроме того, в соответствии с положениями данной теории, государство возникает на определенной ступени развития производительных сил, которая характеризуется расколом первобытного общества на классы, преследующие диаметрально противоположные экономические интересы. Как следствие, функции государства состоят в применении специальных средств управления, в том числе, насилия, посредством которых будет сдерживаться противостояние классов, а интересы господствующего класса будут защищаться[17; с. 48].

В рамках данной теории под классом понимали группу людей, которая объединена общими экономическими интересами, предопределенными одинаковым отношением к производственным средствам. Отношения классов к производственным средствам, а также их роль в общественном производстве, доля получения общественного богатства и способы регламентируются действующим законом. Так как между классами имеют место определенные противоречия, социальное партнерство между ними не представляется возможным.

Имущественное, а также социальное расслоение, предопределяют такие явления, как социальные конфликты и классовая борьба. Родоплеменная организация, которая рассчитана на монолитное единство людей, не в силах предохранить общество от распада. Потребность в создании принципиально новой системы социальных норм и порождает государство и право. По словам В.И. Ленина, государство может возникнуть только там, где не могут быть примирены классовые противоречия. Следовательно, государство является продуктом, а также проявлением непримиримости классовых противоречий, которые не могут быть примирены с объективной точки зрения.


Приходим к выводу, что по В.И. Ленину, государство является машиной, неким аппаратом для подавления одним классом другого класса. Следовательно, право – это возведенная в закон воля того класса, который характеризуется как господствующий класс. Право имеет государственный характер в связи с тем, что правотворчество является исключительной прерогативой государства. Таким образом, право это не что иное, как инструмент для называния обществу интересов господствующего класса.

В завершении стоит отметить, что классовая теория определяла государство и право в качестве исторически преходящих, временных явлений, которые были непосредственно связаны с существованием классовых различий. Известно, что в будущем они исчезнут, а им на смену придет бесклассовое общество[9; с. 144].

2.6 Психологическая теория

Суть психологической теории состоит в утверждении о том, что у человека существует психологическая потребность жить в рамках организованного сообщества, а также чувство коллективного взаимодействия. Сторонники теории определяли общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство как-раз-таки есть следствие реализации этих психологических закономерностей развития человека. Психика человека, его импульсы и эмоции играют главную роль не только в приспособлении человека к изменяющимся условиям, но и в образовании государства и права.

Сторонником психологической теории можно назвать Е.Н. Трубецкого, который указывал, что «между частями биологического организма существует связь физическая, а между людьми - частями социального организма - связь психическая». Солидарность, таким образом, является основной чертойчеловека. Однако люди не равны по своим психологическим качествам. Так же как по физической силе различают слабых людей и сильных, также различными являются и качества психологические. Одни люди склонны подчинять свои поступки авторитету. Им свойственна потребность подражать. Сознание зависимости от элиты первобытного общества, осознание справедливости определенных вариантов действий и отношений и прочее вносит в их душу успокоение и дает состояние стабильности, уверенности в их поведении. Другие люди, напротив, отличаются желанием повелевать и подчинять своей воле других. Именно они становятся лидерами в обществе, а затем и представителями публичной власти, служащими государственного аппарата[15; с. 67].