Файл: Теории происхождения государства (Общие характеристики теорий происхождения государства).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теории происхождения государства
1.1 Понятие, сущность и функции государства
1.2 Общие характеристики теорий происхождения государства
1.3 Общие закономерности возникновения государства
Глава 2. Основные теории происхождения государства
2.3 Договорная и естественно-правовая теории
Ряд авторов выделяет договорную теорию - как теорию происхождения государства, а теорию естественного права рассматривает с позиций происхождения права. Однако с принятием Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, а также Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года влияние естественно-правовых учений пошло на убыль.
Представителями психологической теории, возникшей также в XIX в., были Г. Тард, Л.И. Петражицкий и другие. Они объясняли появление государства проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, а также осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений.
Классовая теория возникновения государства была сформулирована К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. Лениным. Основой происхождения государства и права в рамках данной теории был признан экономический фактор. Отмечалось, что государство возникает на определенной ступени развития производительных сил, характеризуемой расколом первобытного общества на классы с противоположными экономическими интересами. Эти интересы носят антагонистический, то есть непримиримый характер. Как следствие, функции государства состоят в том, чтобы специальными средствами управления, прежде всего насилием, сдерживать противоборство классов, защищая интересы экономически господствующего класса.
Согласно представителям патриархальной теории, государственная власть является продолжением отцовской власти. Как власть главы семейства проявляется и власть монарха. Однако в настоящее время достоверных свидетельств относительно происхождения государства по данной модели не существует.
1.3 Общие закономерности возникновения государства
Процесс формирования государства - это переход общества от первобытной стадии к цивилизации. Одновременно с этим, формирование государства является достаточно длительным периодом.Рассмотрим основные закономерности возникновения и дальнейшего развития государства.
Дородовой и родовой строй. Основные закономерности возникновения государства и права выведены историками в определенные стадии, в рамках которых развивалось государство и общество. Так, в каменном веке широкое распространение получили охота, рыболовство, собирательство, а также совместная собственность. Однако затем постепенно зарождается родовой строй. В рамках данного этапа люди получают умение добывать огонь, а также изобретать орудия труда. Планомерно формируется человеческая речь. За 5-6 тысяч лет до нашей эры, общество переходит от собирательства и охоты к основным видам ремесла и земледелию. С указанного времени зарождаются общие закономерности развития, возникновения и функционирования государства.
Взаимная зависимость людей. Постепенно разделение труда прослеживается наиболее отчетливо. В качестве обособленной формы общественной деятельности, планомерно выделяется скотоводство. В свою очередь, ремесло отделяется от земледелия. Немногим позднее появляются первые купцы, под которыми понимали людей, которые активно занимались обменом. В рамках данной стадии существенно усиливаются зависимости индивидов друг от друга. Как следствие, формируется первобытная община. В рамках данной общины род выступает в качестве коллектива родственников, которые имеют единого предка и ведут совместное хозяйство[8; с. 117].
Матриархат.В период развития родовой общины основная роль по праву отводилась женщинам. Данное положение было обусловлено тем, что именно женщина занималась собирательством, изготовлением одежды, утвари, присматривала за детьми. Впервые, женщин начинают расценивать как хранительниц домашнего очага. В свою очередь, мужчины занимаются преимущественно охотой. Ключевая причина установления матриархата состоит в том, что установить отцовство детей было весьма затруднительно. Как следствие, наследование шло исключительно по материнской линии.
Разложение первобытного уклада.Выявляя общие закономерности возникновения и развития государства необходимо акцентировать внимание на том, что в рамках данного явления имели место определенные изменения в социальном строе древнего общества. Указанные изменения во многом предопределили следующие этапы формирования цивилизации. Так, с развитием скотоводства и земледелия, роль мужчины начинает существенно возрастать. Как следствие, наблюдается разложение первобытной общины. Отметим, что разложение первобытной общины сопровождалось появлением прибавочного продукта, накоплением, а также разделением собственности, первым имущественным расслоением. Возникают потребности в рабочей силе для обработки земли и полей. Это предопределяет изменений целей военных действий. В частности, сражения ведутся не только для защиты, но и для грабежа. Реализуя набеги на чужие территории, захватчики формировали отряды пленных, которые позже превращались в рабов.
В древности власть, как правило, находилась у взрослого собрания мужчин. На данных собраниях решались вопросы, которые непосредственно связаны с наказаниями соплеменников за различные проступки. Кроме того, обсуждались вопросы по вопросам распределения добычи и управления. Племенные вожди наделялись определенными административными полномочиями. Одновременно с этим, власть людей, которые находились в главе рода, а также военачальников, была основана на авторитете и уважении к ним со стороны общества. Племенем управлял совет старейшин. Одновременно с этим, особыми преимуществами вожди не обладали. Так, они наравне с иными жителями племени осуществляли трудовую деятельность и распределяли полученную добычу. Стоит отметить, что права и обязанности членов рода также не отличались от иных участников племени. На данном этапе, взаимопомощь, сотрудничество и единство всех жителей племени, позволяло им решать многие вопросы без конфликтов[20; с.72].
Распад кровнородственных связей. Причины, а также общие закономерности возникновения государства указывают на планомерное осознание людьми важности эффективного руководства. Планомерно функции власти начинают разделяться. В частности, формируются такие направления, как военное руководство, общее управление, а также религиозная деятельность. Начинает формироваться племенная бюрократия. Как правило, она была необходима для удовлетворения совместного и собственного интереса. Общие закономерности и причины возникновения государства, в указанный период, активно исследовал Л. Морган. Ученый отмечал, что племенной бюрократизм порождает режим военной демократии. В свою очередь, в обществе складывается достаточно сильная власть вождей. Одновременно с этим, по-прежнему присутствуют элементы коллективизма.
Необходимость в публичной власти. В определенный момент времени человечество приходит к пониманию того, что объективной необходимостью для них является формирование такой организации, которая будет способна сохранить, а также обеспечить жизнь социума как единого организма. Таким образом, начинает формироваться публичная власть. Публичная власть располагается на верхней ступени и включает в себя особые группы людей, которые занимаются только управлением и способны применять организационные меры принуждения на практике. Государствами подобного типа являлись Китай и Индия. Очевидно, что закономерности и причины возникновения государства были основаны на необходимости совершенствовать управление. В свою очередь, это было предопределено усложнением жизни общества на фоне разделения труда, распределением ценностей и иных факторов. Объективной необходимостью становится поддержание порядка в племени. Так порядок мог в полной мере обеспечить социальную устойчивость, которая была возможной с введением обязательных норм. Кроме того, предпосылки и закономерности возникновения государства также были связаны с необходимостью подавлять недовольство отдельных слоев населения и обеспечивать защиту территорий. На фоне расслоения племени на отдельные классы, проявлялось определенное сопротивление. Как уже отмечалось ранее, войны начинают организовывать не только для защиты, но и для захвата. Таким образом, общие закономерности развития государства, непосредственно связаны с появлением несколько иных целей жизни общества. Для того чтобы в полной мере удовлетворить растущие потребности общества, объективной необходимостью было формирование эффективной и надежной системы управления[19; с. 385].
Также стоит отметить, что даже на данном этапе имели место замкнутые поселения. В них сохранялись остатки прежнего родового строя, которые сдерживали формирование государства. В них по-прежнему сохранялась коллективная собственность, а доля частных владений характеризовалась как незначительная. В качестве коллективной собственности рассматривают общинную и государственную собственность. Планомерно в ней происходят определенные изменения. Например, царско-храмовая собственность переходит к государству. Публичная власть стала наделять жрецов, слуг, правителей материальными ценностями.
Имущественное, а также социальное расслоение, активно способствовало выдвижению изолированных групп. Выделяются аристократия, военачальники, жрицы. Данные группы представляют собой, так называемый господствующий класс. В свою очередь, ремесленники и крестьяне считаются свободными общинниками. Также выделяли рабов и иных зависимых лиц. Основной формой правления была деспотия, а в ранних государствах наблюдается неограниченная власть монарха[4; с. 422].
Развитие торговли и промышленности, позволило за достаточно короткий период сформироваться новому классу населения – капиталистам. Наиболее активный рост капитала имел место в Европе после открытия Америки (1492 г.). Постоянный товарообмен, непрерывный поток драгоценных металлов позволили сосредоточить большое количество свободных денежных средствв руках узкого круга людей, значение сельского хозяйства постепенно падало, вернее сказать, люди переставали зависеть от земли так, как это было во времена феодализма. А, следовательно, значение класса феодалов постепенно терялось. Главную роль играли уже не земельные участки, а финансовые средства, сосредоточенные в руках небольшого числа предприимчивых людей.Падали экономические показатели помещичьего класса, и развивалась сила нового класса – представителей капитала. Теперь экономику государства составляла собственность капиталистов. И назначение государства менялось, в том смысле, что класс буржуазии подчинил себе всех остальных[12; с.91].
Таким образом, основные закономерности развития государства можно проследить в рамках основных этапов его становления.
Глава 2. Основные теории происхождения государства
2.1 Теологическая теория
Теологическую теорию происхождения государства еда ли можноназвать научной теорией, так как в ее основу заложены не базовые знания, а вера в бога. В связи с этим, данную теорию нельзя каким-либо образом доказать или опровергнуть без окончательного решения о существовании бога.
Рассматривая историю становления и развития данной теории, стоит отметить, что ранние религиозно-мифические представления о происхождении государства весьма разнообразны. Данное многообразие в значительной степени обусловлено специфичными историческими условиями возникновения и существования религий ранних государственных образований. Позднее данные воззрения многократно перерабатывались в соответствии с течениями христианства в определенную теологическую доктрину, примером которых являются доктрины мусульманства, иудаизма, буддизма и многих других.
Основоположником рассматриваемой теории можно признать Фому Аквинского. Так, учение Фомы Аквинского в теологической теории рассматривается аналогично сотворения мира богом. Религия, согласно учениям Ф. Аквинского обосновывает возникновение и существование государства от Бога. В свою очередь, государство призвано защищать религию [13; с. 34].
Также представителем теологической теории являлся Платон, потомок Солона, который создал школу в пригороде Афин. Платон указывал, что в качестве источника происхождения государства выступает божество. Также сторонником данной теории можно назвать Аристотеля, который считал, что одновременно с законами, которые изданы людьми, существует закон божий. Основу данных законов составляет божественный порядок, который заложен в основе мироздания. Также мыслители указывали, что наряду с промыслом божьим, созданию государства активно способствовали развивающаяся алчность, жажда денег и наживы.
В эпоху средневековья теологическая теория достигла своего апогея и именовалась также теорией «двух мечей». Смысл данной теории заключался в верховенстве церковной власти над светской властью, так как, по мнению представителей теории, государство создано по воле бога.
2.2 Патриархальная теория
Патриархальная теория основана на теории теологии. В период античности Аристотель и Платон выдвинули идею, согласно которой, человеческое общество было изначально патриархальным.Аристотель утверждал, что государство есть не только продукт развития, но и высшая форма развития человечества[2; с. 108].