Файл: Анализ деятельности спортивной организации на примере: Спортивный клуб для любителей I love Supersport.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Понятие и сущность спортивного менеджмента
1.2 Ви ды спортивных орган изаций
1.3 Особе нности управления спорт ивными организациями
Глава 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Спортивный клуб для любителей
2.1Общая характеристика деятельности «Спортивный клуб для любителей «I LOVE SUPERSPORT»
2.2 Организационная структура организации «Спортивный клуб для любителей «I LOVE SUPERSPORT»
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1 Понятие и сущность спортивного менеджмента
Значение физической культуры и спорта становится все более заметным не только социальным, но и политическим фактором в современном мире. Примером этого может служить успешное проведение Олимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи, где сборная страны, опровергнув мнение скептиков, выступила уверенно и достойно, а Россия, несмотря на призывы некоторых западных политиков к бойкоту Игр, смогла укрепить свой политический авторитет и завоевать расположение миллионов людей всего мира, наблюдавших за ходом спортивной борьбы. Привлечение широких масс населения к занятиям физической культурой, состояние здоровья населения и успехи на международных соревнованиях являются бесспорным доказательством жизнеспособности и духовной силы нации, а также ее военной и политической мощи.
В последние несколько лет в Российской Федерации прошли крупнейшие международные соревнования: XIV Чемпионат мира по лёгкой атлетике в Москве (2013 г.), XXVII Всемирная летняя универсиада в Казани (2013 г.), XXII Олимпийские зимние игры в Сочи (2014 г.), Чемпионат мира по водным видам спорта (Казань, 2015 г.), Чемпионат мира по хоккею (2016 г.), Чемпионат мира по современному пятиборью (2016 г.) и другие. Наша страна провела такие масштабные спортивные мероприятия, как Чемпионат мира по футболу FIFA (2018 г.), Всемирная зимняя универсиада (2019 г.). В последнее десятилетие наблюдается положительная тенденция увеличения числа спортивных сооружений, растет количество приверженцев здорового и активного образа жизни. А это, в свою очередь, приводит к спросу на спортивно-оздоровительные услуги и спортивные товары. Возрастает значение современного квалифицированного спортивного менеджмента. Сфера физической культуры и спорта многогранна, охватывает различные виды деятельности. Действуя в условиях смешанной экономики (государственное и рыночное регулирование управленческих отношений), физкультурно-спортивные организации должны уметь сформировать систему менеджмента, способную эффективно работать в современных условиях, обеспечить себе возможности развития, устойчивое положение на рынке спортивных услуг. Самостоятельность спортивных организаций в условиях рынка, усложнение характера выполняемых ими работ и увеличение объема деятельности требует значительного расширения сферы управления. В первую очередь это касается ответственности руководителей за современность и качество принимаемых решений, проводимую социальную и кадровую политику.
Менеджмент – это самостоятельная область знаний, которая несет в себе достижения многих наук в сочетании с практическим опытом, искусством (талантом) руководителей различного ранга. Современный менеджер – это человек, владеющий наукой управления, разбирающийся в его особенностях, а также в специфике маркетинга, экономики, инновациях, управления персоналом
Спортивный менеджмент – такой вид отраслевого специального менеджмента, деятельность которого направлена на руководство и управление коммерческой деятельностью физкультурно-спортивными объектами. Ни одно серьезное предприятия не может обойтись без хорошего управленца, обладающего необходимыми знаниями и умениями в области управления коммерческой деятельностью, спортивные общества не исключение.
К середине 1990-х годов появляется потребность в менеджерах, способных эффективно работать в видах спорта, где стали формироваться рыночные отношения. Учитывая зарождающийся спрос на этих специалистов, в процесс их подготовки на коммерческой основе стали активно включаться непрофильные вузы. Первыми такими образовательными учреждениями стали Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) и Московская финансово-промышленная академия (МФПА), которые в 1998 г. произвели первый набор студентов на специализацию «Управление спортом» и «Спортивный менеджмент».
Спортивный менеджер – ключевая фигура в спортивной организации, функционирующей в рыночных условиях. Менеджеры – люди, которые обеспечивают выполнение работы за счет других людей. О работе менеджера принято судить не по тому, как он работает сам, а по тому, как работает вся команда, коллектив.
Менеджер – член организации, осуществляющий руководство людьми, определяющий цели работы и принимающий решения в цепочке действий «люди – цель». Такая деятельность не обладает однородностью, ей присущи разнообразность, кратковременность, фрагментарность. Менеджер должен уметь выступать перед людьми, принимать решения, отдавать устные и письменные распоряжения, вести деловые переговоры, внимательно выслушивать собеседника и т. п. В связи с этим принято различать 10 ролей менеджера, которые объединены в 3 большие группы: межличностные роли, информационные и разрешающие. Под ролью понимают набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или должности[1].
Межличностные роли включает в себя роли: лидера, номинального начальника, руководителя и взаимосвязующего. Роль лидера присуща руководителям негосударственным организаций. Она определяется особым типом отношений с подчиненными и стилем руководства. Роль номинального начальника для менеджеров крупных организаций (например, президент спортивного клуба или спортивного объединения) заключается в представительстве организации на официальных приемах, церемониалах и т. д. В роли руководителя менеджер фактически выполняет все управленческие действия с участием подчиненных, мотивирует их деятельность.
Роль взаимосвязующего представляет собой деятельность менеджера в установлении и поддержании внешних рабочих контактов (в спорте – менеджер по зарубежным связям, главный менеджер спортивного клуба, команды и т. д.). Информационные роли объединяют роли потребителя информации и ее распространителя. Выполняя эту роль, менеджер собирает информацию специализированного характера, которая исходит как из внешней среды, так и от работников организации (подразделений). В качестве распространителя информации менеджер передает информацию, полученную из внешних источников или от других подчиненных, членам организации.
Роль предст авителя заключается в уча стии менеджера в засед аниях, в да че устных и письм енных обращений че рез различные сред ства информации, как в св оей организации, так и во вне шних организациях.
Разре шающие роли свя заны с прин ятием решений и подразд еляются на чет ыре такие ро ли – предприн имателя, управляющего наруше ниями, распределителя ресу рсами и веду щего переговоры (посре дника). Как предпри ниматель менеджер изыск ивает возможности вну три самой орган изации и за ее преде лами, устанавливает взаим освязь между иннов ациями и эффекти вностью деятельности органи зации, внедряет «про екты по совершенс твованию», контролирует их разра ботку. В каче стве управляющего наруш ениями менеджер мо жет противодействовать измен ениям, происходящим вне ра мок сферы его деятел ьности; отвечает за корректи ровочные действия, ко гда организация оказы вается перед необход имостью важных реше ний. В ро ли распределителя ресу рсов он отве чает за распре деление ресурсов орган изации и ее сред ств. Как вед ущий переговоры или поср едник менеджер не сет ответственность за представ ительство организации на перего ворах, за разре шение различных спо ров. В посл едние годы обозна чилась четко еще од на своеобразная ро ль менеджера – ро ль спортсмена. Ср еди других гр упп населения наибо льшей спортивной актив ностью отличаются руково дители крупных предпр иятий, менеджеры выс шего звена и сред него звена. Естес твенно повышенный сп рос в пл ане физической подго товки предъявляется к менед жеру, работающему в сф ере физической куль туры.
1.2 Ви ды спортивных орган изаций
Эффективная деятел ьность спортивных органи заций, стабильные показ атели их раб оты и конкуренто способность в совре менных экономических усло виях во мно гом определяются уро внем управления. Управ ление в лю бой области челове ческой деятельности осно вано на бол ьшом теоретическом и практи ческом фундаменте. Нау чные исследования показ ывают, что оно там успе шней, где бо лее руководитель обла дает такими навы ками.
В сф ере физической куль туры и спо рта функционирует бол ьшое количество разноо бразных физкультурно-спортивных органи заций. Порядок образо вания, регистрации, реорга низации и ликви дации определяется Федер альным законом «Об общест венных объединениях» с уче том особенностей, предусм отренных законом «О физич еской культуре и спо рте в Росси йской Федерации», Гражд анским кодексом РФ, Федер альным законом «О некомме рческих организациях» и ря дом других норма тивных актов.
Основные зад ачи, функции, струк тура, вопросы член ства, избрание орг анов управления, вы бор хозяйственной деятел ьности и финанси рования, социальной защ иты спортсменов и работ ников физической куль туры и спо рта, учреждение св оей символики предусма триваются уставами физкультурн о-спортивных объединений.
Все многоо бразие организаций подразд еляется на ви ды, исходя из опреде ленных критериев.
По фор мам собственности физкультурн о-спортивные организации мо гут быть:
- государственными;
- региональными;
- муниципальными;
- частными.
По отно шению физкультурно-спортивной орган изации к при были (согласно ст. 50 Гражда нского кодекса Росси йской Федерации - ГК РФ) орган изации подразделяются на:
- коммерческие - юриди ческие лица, пресле дующие извлечение при были в каче стве основной це ли своей деятел ьности;
- некоммерческие - юриди ческие лица, не име ющие извлечение при были в каче стве цели св оей деятельности и не распред еляющие полученную при быль между участн иками.
В Федер альном законе «О некомме рческих организациях» (Ф З-7 от 12.01 .1996) установлено, что некомме рческие организации мо гут создаваться для дости жения социальных, благотвор ительных, культурных, образова тельных, научных и управле нческих целей, в це лях охраны здор овья граждан, разв ития физической куль туры и спо рта, удовлетворения духо вных и ин ых нематериальных потреб ностей граждан.
Юридическим ли цом признается органи зация, которая им еет в собстве нности, хозяйственном вед ении или опера тивном управлении обособ ленное имущество и отве чает по св оим обязательствам эт им имуществом, мо жет от сво его имени приоб ретать и осущес твлять имущественные и лич ные неимущественные пра ва, нести обязан ности, быть ист цом и ответ чиком в су де (ст. 48 ГК РФ ).
В на шей стране дейс твует Общероссийский класси фикатор организационно-правовых фо рм (ОКОПФ), введ енный с 01.01 .2013 г. Эт от документ разра ботан на осн ове российского законода тельства и предна значен для классиф икации, систематизации, структур ирования и иденти фикации организационно- прав овых форм. Согл асно ОКОПФ, и от организацио нно-правовой формой поним ается способ закре пления (формирования) и исполь зования организацией имущ ества и вытек ающие из эт ого ее прав овое положение и це ли предпринимательской деятел ьности.
По организацио нно-правовым формам орган изации могут бы ть:
- полный пере чень организационно-правовых фо рм коммерческих орган изаций определен в п. 2 ст. 50 ГК РФ - хозяйс твенные товарищества (по лное товарищество, комман дитное товарищество) и обще ства (АО, ОО О, ОДО), производ ственные кооперативы, государ ственные и муници пальные унитарные предпр иятия;
- согласно и. 3 ст. 50 ГК РФ некомме рческие организации мо гут создаваться в фо рме общественных или религ иозных организаций (объеди нений), некоммерческих партн ерств, учреждений, автон омных некоммерческих органи заций, социальных, благотво рительных и ин ых фондов, ассоц иаций и сою зов, а та кже в дру гих формах, предусм отренных федеральными зако нами.
1.3 Особе нности управления спорт ивными организациями
«Физическая куль тура» и «сп орт» рассматриваются, во-пе рвых, в социа льном плане, как конкр етная сфера жи зни общества (сф ера физической куль туры и спор та), включающая в се бя физкультурно-оздоровительную, учебно-тре нировочную, соревновательную и дру гого рода деятел ьность, а та кже деятельность, их обеспеч ивающую (финансирование, пра во, управление, разв итие материально-технической ба зы, коммуникация, научно-иссле довательская работа, подго товка и перепод готовка кадров).
Во вто рых, с эконом ической точки зре ния, как отр асль непроизводственной сфе ры, вид общес твенно полезной деятел ьности по оказ анию населению разли чного рода усл уг.
Эта деятел ьность осуществляется предпри ятиями, учреждениями, органи зациями различных фо рм собственности и ведомс твенной принадлежности, а та кже частными лиц ами. Согласно дейст вующей в Росси йской Федерации класси фикации отраслей наро дного хозяйства, физич еская культура и сп орт являются сост авной частью отр асли «Здравоохранение, физич еская культура и социа льное обеспечение». «Од нако есть все осно вания полагать, что физич еская культура и сп орт в наст оящее время сформир овались в самосто ятельную отрасль наро дного хозяйства, осно вным продуктом кот орой являются социально- культурные услуги, предусма тривающие организованные фо рмы занятий физич ескими упражнениями и вид ами спорта с разли чными целями, а та кже деятельность по их обеспе чению, подразумевающую содер жание сети физкультурн о-спортивных сооружений и орган изацию обслуживания их посет ителей во вр емя занятий, орган изацию и обесп ечение спортивных соревн ований и зрел ищных мероприятий, професси ональную подготовку кад ров, проведение нау чных исследований, торг овлю, прокат и рем онт спортивных оборуд ования и инвен таря, услуги спорт ивного страхования»[2].