Файл: «Годовой бухгалтерский отчет: содержание и порядок составления» (Понятие и состав годового бухгалтерского отчета).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ И СОСТАВ ГОДОВОГО БУХГАЛТЕРСКОГО ОТЧЕТА
Понятие и состав бухгалтерского отчета
ГЛАВА II. ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ ГОДОВОГО БУХГАЛТЕРСКОГО ОТЧЕТА В ООО «ЛИФТОТРЕСТ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Лифтотрест»
2.2. Учетная политика организации и ее влияние на составление бухгалтерского отчета
2.4. Порядок составления и формирование показателей отчетности
Учет материально-производственных запасов ведется согласно ПБУ 5/01.
Товары на предприятиях розничной торговли учитываются по продажным ценам на сч.41 «Товары». Разница между покупной и продажной стоимостью вычисляется на сч.42 «Торговая наценка».
Затраты по транспортировке и заготовке сносятся на издержки обращения сч.44 «Расходы на продажу» в разрезе статей по отраслям.
Выручка от реализации продукции определяется по степени выгрузки товаров на счете 90 «Продажи».
Содержание информации об учетной политике предприятия по определенным вопросам бухгалтерского учета определяется соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.
Если бухгалтерский отчет опубликован не в полном объеме, то информация об учетной политике должна быть раскрыта, в той части, которая непосредственно относится к опубликованным данным.
Если учетная политика организации построена в соответствии с допущениями имущественной обособленности, непрерывности деятельности, последовательности применения учетной политики, временной определенности факторов хозяйственной деятельности, то эти допущения можно не разъяснять в бухгалтерской отчетности [Инструкция о порядке заполнения типовых форм годовой бухгалтерской отчетности, утвержденная Приказом Минфина России от 12 ноября 1997 г. № 97н].
Если же учетная политика организации формируется, исходя из допущений, не перечисленных выше, то такие допущения, а также причины, по которым они были приняты, должны быть обязательно раскрыты в бухгалтерской отчетности.
В случае значительной неопределенности в отношении событий и условий при подготовке к составлению бухгалтерской отчетности, то есть возможно порождение значительных сомнений в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация обязана указать на эту неопределенность и ясно объяснить ее причину.
Значительные способы ведения бухгалтерского учета, а также сведения об изменении учетной политики должны быть указаны в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерского отчета организации.
Если был предоставлен промежуточный бухгалтерский отчет, то информация об учетной политике предприятия вправе не содержаться в нем. Но при условии, если в последнем не произошли никакие изменения со времени составления годового бухгалтерского отчета за предшествующий год, в котором содержится полная информация об учетной политике.
Необходимо отметить, что разработка и осуществление учетной политики для российских организаций – дело относительно новое и недостаточно освоенное. Однако именно от учетной политики зависит эффективность финансового управления, качество учета и достоверность бухгалтерского отчета.
Финансовая отчетность должна быть достоверной и своевременной. Отчетные показатели в ней должны быть сопоставимы с данными за прошлые периоды. Финансовые итоги определяют конкурентоспособность организации и ее возможноти в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнеров по финансовым и другим отношениям [Беднякова Е.Г. Бухгалтерский учет: основы и практика ведения. – М: ООО ИИА «Налог Инфо», ООО «Статус-Кво 97», 2006. – C.71].
2.3. Заключительные работы в бухгалтерии ООО «Лифтотрест» перед составлением годового бухгалтерского отчета
Составление бухгалтерского отчёта - завершающий этап всего учётного процесса на предприятии. Максимальное подчинение бухгалтерского учёта в течение года составления отчётности позволить получить отчётные показатели с надёжными качественными характеристиками в установленные сроки.
Для того, чтобы отчет обладал высоким качеством, необходимо провести большой объем работ. Процесс составления годового отчёта условно можно разделить на два этапа: подготовительную работу и непосредственное заполнение отчётных форм при соблюдении определённой очерёдности.
Подготовительная работа в свою очередь подразделяется на три составляющие:
а) разработка плана работы по составлению отчётности;
б) инвентаризация статей бухгалтерского баланса к составлению годового отчёта;
в) заключительные записи к составлению бухгалтерского баланса.
Подготовительные работы по составлению отчёта являются полноправным разделом в системе организации бухгалтерского учёта на предприятия. А организация бухгалтерского учёта в Российской Федерации, ориентированная на требования рыночной экономики, предполагает систему документов, регулирующих бухгалтерский учёт и отчёт [Инструкция о порядке заполнения типовых форм годовой бухгалтерской отчетности, утвержденная Приказом Минфина России от 12 ноября 1997 г. № 97н].
Главной задачей формирования годового бухгалтерского отчета предприятия является обеспечение своевременности, полноты и достоверности сведений бухгалтерского отчета, предъявляемого в налоговые органы и заинтересованным пользователям. Не случайно п.2 ст. 12 Федерального закона от 21.11.96 №129-Ф3 “О бухгалтерском учете” (в редакции от 23.07.98) и п. 15. Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации предусмотрено перед составлением годового бухгалтерского отчета проведение на предприятии инвентаризации его имущества и денежных обязательств. Согласно Приказа Минфина РФ от 9.12.98 №60-Н, зарегистрированное в Минюсте РФ 31.12.98 г. №1673 введено в действие 1.01.99 г. Положение по бухгалтерскому учету “Учетная политика организации” (ПБУ 1.98), где один из способов введения бухгалтерского учета является организация инвентаризации.
Чтобы быть уверенным в том, что показатели годового бухгалтерского отчета верны, необходимо еще раз проверить записи бухгалтерского учета и удостовериться в том, что:
- на счетах бухгалтерского учета предприятия отражены все хозяйственные операции отчетного года;
- записи в бухгалтерском учете произведены на основании соответствующих первичных документов;
- хозяйственные операции не противоречат соответствующим положениям действующих нормативных актов.
Другими словами, перед формированием годовой бухгалтерской отчетности разумно провести инвентаризацию (анализ движения и сальдо) всех счетов бухгалтерского учета, в том числе имущества и денежных обязательств.
Для проведения инвентаризации бухгалтеру необходимо иметь соответствующую информационно - нормативную базу, то есть следующие основополагающие документы:
- Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина РФ от 26.12.94 № 170, в редакции Приказов Минфина РФ от 19.12.95 № 130, от 28.11.96 № 101, от 03.02.97 № 8, а с 1.01.99 «Положение об учетной политике организаций», действующий с 1.01.99 (ПБУ 1.98);
- План счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности предприятия и Инструкция по его применению;
- Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирование финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552, с учетом изменений и дополнений, внесенных Постановлениями Правительства РФ.
- Инструкция о порядке заполнения типовых форм годовой бухгалтерской отчетности, утвержденная Приказом Минфина РФ от 12.11.96 № 97, в редакции Приказов Минфина РФ от 03.02.97 № 8, от 21.11.97 № 81-Н, от 01.01.99 № 47-Н.(3)
- Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.06.95 № 49.
На основании этих положений на предприятии разрабатывается план инвентаризации и проект приказа о составе инвентаризационной комиссии.
Для инвентаризации создана постоянно действующая инвентаризационная комиссия при участии главного бухгалтера и во главе с руководителем организации или его заместителем [Бенке Р., Холт Р. Полный цикл финансового учета. Пер. с англ./ Под ред. Палия В.Ф.- М.: АО “Викторн”, 2004, гл. 4].
Состав комиссии и сроки проведения инвентаризации объявляются руководителем организации.
До начала процесса инвентаризации бухгалтерия обработала и записала регистры аналитического учета, данные всех приходных и расходных документов, вывела остатки по счетам. На складах товары рассортированы по наименованиям и размерам с указанием на ярлыках количества.
Сведения по каждому виду ценностей зафиксированы в инвентаризационных описях, составляемых отдельно по местам нахождения или хранения ценностей и должностным лицам, ответственным за их сохранность.
Наименование инвентаризуемых ценностей и объектов за их количество показано в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.
Так, при инвентаризации основных средств комиссия в обязательном порядке осматривает объекты.
Инвентаризация денежных средств, ценностей и документов строгой отчетности осуществляется ежемесячно и обязательно 31 декабря. При подсчете денежных средств в кассе принимаются к учету наличные деньги, почтовые марки и марки государственной пошлины.
Никакие документы и расписки в остаток наличности кассы не включены.
Проверяются ценные бумаги, лимитированные чековые книжки и т.д.
Инвентаризация кассы была оформлена актом.
Инвентаризация расчетных, текущих и бюджетных счетов в банке, расчетов с банком по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, рабочими и служащими, депонентами и остальными дебиторами, и кредиторами сводится к выявлению по документам остатков и тщательной проверке числящих на этих счетах сумм.
По суммам несогласованной дебиторской и кредиторской задолженности с истекшими сроками исковой давности, а также безнадежной к получению составляют справки по каждому проверенному синтетическому счету.
В справках дается подробная характеристика этих сумм, указываются лиц, виновные в пропуске сроков исковой давности, на основании этих документов составляют общий акт, который и оформляют результаты инвентаризации расчетов. На суммы, числящиеся по счету «Недостачи и потери от порчи ценностей», составляют особые описи с указанием количества и стоимости недостающей продукции, по материально ответственным лицам [Беднякова Е.Г. Бухгалтерский учет: основы и практика ведения. – М: ООО ИИА «Налог Инфо», ООО «Статус-Кво 97», 2006. – С. 163].
Особо тщательно проверяются суммы дебиторской задолженности, списанные в убыток в результате несостоятельности ответчиков и невозможности обращения взыскания на их имущество, например:
- обоснованности списания задолженности в убыток;
- достоверности учета списанной задолженности;
- осуществления контроля за возможностью ее взыскания.
Инвентаризационные описи составляются в двух экземплярах. Один экземпляр хранится в подразделении, а второй отдается в бухгалтерию.
Инвентаризационная комиссия проверяет правильность составления сличительных ведомостей, на их основании составляет ведомость результатов, выявленных инвентаризаций, которую прилагают к готовому отчету.
По всем недостаткам или излишкам, потерями, связанным с пропуском сроков исковой задолженности, инвентаризационная комиссия должна получать письменные объяснения соответствующих работников
В системе счетов аналитического и систематического учёта должны быть отражены все хозяйственные операции, относящиеся к данному отчетному году. Большинство показателей в годовом отчете заполняются на основании данных систематического и аналитического учёта.
После отражения результатов инвентаризации и уточнений в учётных записях за год подсчитывают итоги в ведомостях и журналах – ордерах за декабрь. После подсчёта итогов и взаимной сверки в соответствующих регистрах приступают к заключению балансовых счетов.
Заключение счетов – это определение конечных остатков (сальдо). Конечный остаток переносят в учётные регистры следующего года в качестве начального [Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово хозяйственной деятельности организаций, утвержденный приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н].
Сальдо по счёту 50 «Касса» выводят на 31 декабря после сверки остатка денежных средств с актом инвентаризации. Затем после проверки выписок банка, и при их тождестве с данными учёта выводят остатки по счетам 51 «Расчетный счёт», 52 «Валютный счёт», 55 «Специальные счета в банках», 56 «Денежные документы», 57 «Переводы в пути», 90 «Краткосрочные кредиты», 92 «Долгосрочные кредиты банков».
После проверки авансовых счетов, относящиеся к декабрю, и получив подтверждение от подотчётных лиц о задолженности, выводят остаток по счёту 71 «Расчёты с подотчётными лицами».
После этого тщательно проверяют расчеты, платёжные ведомости, лицевые счета, ведомости распределения заработной платы с начислениями и т.д. Также определяют депонентскую задолженность, списывают суммы с истекшими сроками исковой давности и выводят остаток по счетам 70 «Расчёты с персоналом по оплате труда» и 76 /1 «Расчёты с депонентами».
Используя данные расчётно-платёжных ведомостей, составляется список инвентаризации резервов на оплату отпусков на первое января.