Файл: «Годовой бухгалтерский отчет: содержание и порядок составления» (Понятие и состав годового бухгалтерского отчета).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ И СОСТАВ ГОДОВОГО БУХГАЛТЕРСКОГО ОТЧЕТА
Понятие и состав бухгалтерского отчета
ГЛАВА II. ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ ГОДОВОГО БУХГАЛТЕРСКОГО ОТЧЕТА В ООО «ЛИФТОТРЕСТ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Лифтотрест»
2.2. Учетная политика организации и ее влияние на составление бухгалтерского отчета
2.4. Порядок составления и формирование показателей отчетности
При наличии подтверждения взаимных расчётов выводят остаток по счетам 60 «Расчёт с поставщиками и подрядчиками», 61 «Расчёты по авансам выданными», 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками», 63 «Расчёты по претензиям», 64 «Расчёты по авансам полученным», 68 «Расчёты по социальному страхованию и обеспечению».
Суммы по взаимным претензиям со счетов 60, 62 и др. списываются на счет 63 «Расчёт по претензиям». После этого проверяется правильность начисления взносов в бюджет по обязательным платежам и выводятся остатки по счёту 68.
Затем проверяется правильность начисления по счетам. Суммы за услуги, электроэнергию и другие платежи выводят остаток по счету 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».
Завершив проверку аналитических данных, бухгалтеры выводят остатки по счетам 78 «Расчёты с дочерними (зависимыми) предприятиями», 79 «Внутрихозяйственные расчёты», 94 «Кратковременные займы», 95 «Долгосрочные займы». Остатки по счетам 94, 95 подтверждаются наличием договоров займа и др.
После качественной проверки корректного начисления и списания износа по быстроизнашивающимся средствам труда, исправления ошибок дополнительными записями или путём сторнирования, выводят остатки по счетам 12 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы» и 13 «Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов».
После уточнения учетных записей, заключают счёт 02 «Износ основных средств». Со счёта 31 «Расходы будущих периодов», в свою очередь, списывается долю затрат, относящаяся к производству отчётного года на основании специального расчёта и справки бухгалтерии.
Затем оборот за декабрь из журналов – ордеров записывают в Главную книгу и при условии дебетового и кредитового оборотов за месяц выводят остатки по каждому счёту. При этом в Главную книгу по расчётным счетам отдельно переносится сумма дебетовых остатков аналитических счетов данного счёта и отдельно сумма кредитных остатков. Получается, что до закрытия собирательно-распределительных, сопоставляющих счетов проверяются полноту и достоверность записей по всем счетам и составляется предварительный баланс. Также сверяются оборот и остатки по аналитическим счетам. Создание предварительного баланса позволяет проверить учетные данные по балансовым счетам и исправить ошибки, если они были допущены в течение года, а также получить информацию исчисления налога на имущество [Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н].
В итоге 31 декабря производится реформация баланса:
1. Сначала осуществляется закрытие всех субсчета к счету 90 «Продажи»:
2. Таким же образом отражается закрытие субсчетов к счету 91 «Прочие доходы и расходы».
3. Затем происходит закрытие счета 99 за год и формирование нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) на счете 84.
Необходимо учитывать, что:
1) закрытие субсчета 90.9 «Прибыль/убыток от продаж» происходит автоматически, так как остаток по дебету 90.9 равен остатку по кредиту 90.9.
2) ровно так же происходит автоматическое закрытие субсчета 91.9 «Сальдо прочих доходов и расходов», так как остаток по дебету 91.9 равняется остатку по кредиту 91.9.
3) в результате реформации баланса остаток будет только на счете 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Он будет отражать финансовый результат деятельности предприятия за год. У нас нераспределенная прибыль за год составляет 117000 руб. После проведения собрания учредителей данная сумма распределяется в соответствии с принятым решением учредителей.
2.4. Порядок составления и формирование показателей отчетности
Как мы уже отметили, бухгалтерская отчетность составляется на основе данных синтетического и аналитического учета.
Организация обязана раскрывать в бухгалтерском отчете каждый важный показатель.
Критерии существенности предприятие выбирает самостоятельно. Это может быть как общеустановленный порог существенности в 5 % от общего итога соответствующих данных, так и иной обоснованный показатель. Представляется, что для разных характеристик финансового состояния предприятия этот показатель может быть разным. Главное - отразить решения по выбору критериев и причину такого выбора в пояснительной записке. Форма раскрытия существенных показателей также произвольна: от отражения непосредственно в формах или представления отдельной формы по каждому показателю до отдельных письменных пояснений.
Как нам уже известно, годовой отчет требует представления данных за прошлый год. При этом должна быть выдержана сопоставимость показателей. Если такая сопоставимость не может быть соблюдена, то бухгалтер обязан сообщить об этом в пояснительной записке.
Рассмотрим формирование показателей по каждой форме отдельно.
Форма № 1 "Бухгалтерский баланс" (Таблица 1)
Статьи баланса заполняются на основании данных Главной книги или иного аналогичного по назначению регистра о сальдовых значениях счетов бухгалтерского учета. В форме баланса по каждой статье в скобках указаны номера счетов бухгалтерского учета, сальдо по которым должно быть перенесено в данную статью.
Форма № 2 "Отчет о прибылях и убытках" (Таблица 2)
Эта форма включает в себя 4 раздела:
- "Доходы и расходы по обычным видам деятельности";
- "Операционные доходы и расходы";
- "Внереализационные доходы и расходы;
-"Чрезвычайные доходы и расходы"
Все сведения изображаются нарастающим итогом с 1 января по 31 декабря. Отрицательный показатель заключается в круглые скобки. Если величина какого-либо дохода составляет более 5% от общей суммы доходов организации, то он должен стоять отдельно. Расходы, связанные с этим доходом, также стоят отдельно. В графе 3 указаны обороты по счетам за отчетный год, а в графе 4- за прошлый год.
Я подробно рассказал о двух важнейщих формах заполнения годового бухгалтерского отчета. Теперь коротко о иных формах. Одной из них является Форма № 3 "Отчет об изменениях капитала"
В форме № 3 отражены сведения о динамике собственного капитала организации. Все показатели Отчета об изменениях капитала указываются за предыдущий и отчетный год.
Отчет об изменениях капитала состоит из трех разделов:
- "Изменения капитала";
- "Резервы";
- справочный раздел.
Также существует Форма № 4 "Отчет о движении денежных средств"
В Отчете о движении денежных средств содержится информация о том, какие денежные поступления и расходы были у организации.
В данном Отчете разъясняются дебетовые и кредитовые обороты за год по счетам учета денежных средств. Эти суммы рассматривают в контексте текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.
Цель текущей деятельности – это получение прибыли, например производство продукции, продажа товаров и услуг. К инвестиционной деятельности относится покупка и продажа недвижимости и других внеоборотных активов, долгосрочных финансовых вложений.
По всем трем видам деятельности организация рассчитывает "чистые денежные средства". Они равны разнице между поступившими и выбывшими денежными средствами за отчетный период. С помощью этого показателя можно определить платежеспособность и кредитоспособность предприятия.
В состав годовой бухгалтерской отчетности входит также форма № 5 – приложение к бухгалтерскому балансу. В ней приводят данные о наличии и движении в течение отчетного периода некоторых активов, расходов и обязательств.
Наконец, необходимо предоставить информацию о еще одном важном понятии, связанным с составлением бухгалтерского отчета, а именно о пояснительной записке. Она составляется в свободной форме и содержит информацию о деятельности организации, о количестве работающих, а также решения по распределению прибыли. Также содержатся дополнительные сведения об объемах реализации товаров и услуг. Указываются также иные активы и пассивы, кредиторы, дебиторы и т.д.
Если предприятие имеет дочерние и зависимые общества, то это тоже фиксируется в пояснительной записке. Там же содержится информация об изменении учетной политики.
Итак, в пояснительной записке должны быть указаны следующие пункты:
-текущая платежеспособность
- ликвидность,
-деловая активность,
-долгосрочная платежеспособность,
-финансовая структура и доходность.
Данная глава представляет собой практическую часть исследования. Перед тем как проанализировать порядок составления бухгалтерского отчета ООО «Лифтотрест», мы предоставили все данные о предприятии. Затем нами было подробно рассмотрено такое понятие, как учетная политика организации. На примерах мы показали ее влияние на порядок составления бухгалтерского отчета. Были рассмотрены все этапы составления бухгалтерского отчета, от подготовительных до заключительных работ. В подробной форме было показано формирование показателей отчетности, для каждой формы составлена отдельная таблица со всеми проведенными вычислениями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бухгалтерский отчет представляет собой единую систему сведений об имущественном и финансовом состоянии предприятия и о результате его экономической деятельности, составляемая на основании данных бухгалтерского учета по общепринятым нормам.
Бухгалтерский учет – это четкая система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязанностях предприятий и их движении путем сплошного учета всех хозяйственных операций.
Объектами бухгалтерского учета считается имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции.
Подводя итог проведенному исследованию, еще раз укажем на важность полноты и достоверности изложения требуемой в бухгалтерском отчете информации, поскольку в обратном случае могут возникнуть нежелательные последствия не только для организации, но и для заинтересованных лиц.
Финансовый учет и формирование бухгалтерской (финансовой) отчетности в России претерпевают в настоящее время все большие изменения, связанные с адаптацией к требованиям международных стандартов бухгалтерского учета.
При несопоставимости информации за отчётный и предшествующий периоды, вторая подлежат корректировке по нормам, установленным нормативными актами по бухгалтерскому учёту. Каждая существенное исправление подлежит раскрытию в пояснительной записке с обязательным указанием причин, по которым было совершено это исправление.
Помимо теоретического исследования, в работе также содержится глава, полностью посвященная практической части курсовой работы. В самом ее начале была предоставлена подробная характеристика ООО «Лифтотрест» (предприятия, на примере которого проводилось исследование). Было подробно рассказано об учетной политике предприятия и том, как она влияет на порядок составления бухгалтерского отчета. Также наглядно были показаны все этапы составления бухгалтерского отчета, от подготовительных работ до заключительных. Рассмотрено формирование показателей для каждой формы бухгалтерского отчета отдельно (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках и др.).
В ходе проделанной работы мы выяснили, что составление бухгалтерского отчета – очень ответственный труд, который в состоянии выполнить не каждый бухгалтер. Необходимо быть квалифицированным специалистом, иметь большой практический опыт, а также быть знакомым с актуальными изменениями в сфере бухгалтерского учета чтобы справиться с этой задачей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. – 48 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 496 с.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации: по состоянию на 20 февраля 2008 года. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – 572 с.
4. Федеральным закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
5. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
6. Приказ Министерства Финансов РФ от 22 июля 2003 г. № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций
7. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98, утвержденная приказом Минфина от 9 декабря 1998 г. №60н.
8. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденное приказом Минфина России от 06 июля 1999 г. № 43н.
9. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденное приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н.