Файл: Организация и проведение спортивных соревнований в профессиональном спорте.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 1005

Скачиваний: 13

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Спортивная индустрия, как и любой другой элемент в системе современной экономики представляет интерес для множества субъектов данной системы. Объекты спортивной индустрии нацелены на максимальную эффективность свое работы как социальную, так и коммерческую. Основой потребитель в данной отрасли - это зритель, болельщик, любитель спорта, основные направления коммуникаций которых связаны с посещением соревнований, приобретением и производством спортивных товаров, спонсорством, продвижением брендов. Средства массовой информации как посредник заинтересованы в привлечении рекламодателей через транслирование спортивных соревнований. Согласованные действия каждого элемента спортивной индустрии, направленные на достижение поставленных целей, относятся к категории спортивного маркетинга.

Актуальность темы исследования. Физическая культура и спорт в России представлены самостоятельной отраслью хозяйства, основным продуктом которой являются физкультурно-оздоровительные услуги и спортивные соревнования, предусматривающие организационные формы занятий физическими упражнениями и видами спорта с различными целями. Основным продуктом этой отрасли являются:

– социально-культурные услуги, предусматривающие организованные формы занятий физическими упражнениями и видами спорта с различными целями;

– деятельность по их обеспечению, подразумевающую содержание сети физкультурно-спортивных сооружений и организацию обслуживания их посетителей во время занятий, организацию и обеспечение спортивных соревнований и зрелищных мероприятий, профессиональную подготовку кадров, проведение научных исследований, торговлю, прокат и ремонт спортивного оборудования и инвентаря, услуги спортивного страхования и др.

На потребительских рынках, к которым относится и рынок спортивных услуг, конкурентоспособность напрямую зависит от уровня маркетинга в организации и от степени внимания, которое уделяет этой функции руководство организации. Совершенствование управления физической культурой и спортом как одной из непроизводственных сфер и функционирующим в ее рамках обширным и постоянно развивающимся рынком услуг требует внедрения инновационных способов и приемов. Эти способы должны быть направлены на адекватное удовлетворение потребностей потребителя, различных социальных групп и социума в целом с учетом рационального использования имеющихся. В связи с этим поиск новых маркетинговых методов организация и проведения спортивных соервнований, в связи с возрастающим объемом сектора спортивной индустрии и сокращением бюджетного финансирования, является актуальным.


Целью работы выступает анализ организации и проведения спортивного соревнования на примере открытых всероссийских соревнований «Русская зима 2018».

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

- охарактеризовать спортивный менеджмент как особый вид управленческой деятельности;

- определить основные принципы организации и проведения спортивных соревнований;

- проанализировать организацию и проведение открытых всероссийских соревнований «Русская зима 2018»;

- провести SWOT-анализ открытых всероссийских соревнований по легкой атлетике «Русская зима»;

Объектом исследования является спортивное соревнование.

Предметом исследования в научной работе является экономические отношения, возникающие в процессе организации и проведения спортивного соревнования на примере открытых всероссийских соревнований «Русская зима 2018».

Основную базу данного исследования составляют опубликованные учебные, научные источники, в том числе официальные интернет-источники, календарный план официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий министерства спорта Российской Федерации, положение о проведении всероссийских соревнованиях по легкой атлетике.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ СПОРТИВНЫМИ СОРЕВНОВАНИЯМИ

1.1 Спортивный менеджмент как особый вид управленческой деятельности

Спортивное соревнование – это состязание (соперничество) людей в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания [4].

Соревнования позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общественно политические задачи. Во время спортивных соревнований решаются те же педагогические задачи, что и на занятиях физической культурой и спортом в целом, т.е. совершенствование физической, технической, тактической, психической и теоретической подготовленности. Однако при этом все сдвиги, происходящие в организме, превосходят уровень, характерный для тренировочных занятий. Соревнования – одна из действенных мер повышения тренированности спортсмена. Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования волевых черт характера. Они также способствуют развитию в целом физкультуры и спорта и позволяют педагогически воздействовать на зрителей[5].


Спортивные соревнования – это также и яркое, эмоциональное зрелище. Удовольствие от спортивных зрелищ возникает вследствие соучастия в них зрителя, которого привлекает высокий уровень развития двигательных качеств, смелые и решительные действия участников, их высокие достижения.

Каким бы ни было по масштабу спортивное соревнование - международным, всероссийским, региональным или проводимом на местном уровне, оно должно быть правильно организовано. От грамотного управления спортивного мероприятия зависит, насколько успешно оно пройдет.

Главным инструментом повышения эффективности управления организацией и проведения спортивного соревнования является грамотное использование основных функций менеджмента (управления).

Система управления (менеджмента) – это система, в которой реализуются функции управления (менеджмента) [16].

Функции менеджмента представляет собой относительно обособленные направления управленческой деятельности, позволяющие осуществлять управленческое воздействие.

В настоящее время специалисты придерживаются различных мнений по вопросу о составе основных функций менеджмента. Рассмотрим те из них, которые наиболее часто употребляются в спортивных соревнованиях:

– организация т.е. деятельность по созданию новых и (или) качественному совершенствованию ранее созданных и функционирующих систем любого типа в соответствии с меняющимися внутренними и внешними условиями;

– планирование, т.е. деятельность по созданию условий для целенаправленного, динамического и пропорционального развития объекта менеджмента (в данном случае – спортивного соревнования) путем разработки разных планов;

– мотивация, т.е. деятельность по созданию системы стимулов, активизирующих и побуждающих сотрудников организации к эффективному труду в соответствии с разработанными планами;

– контроль, т.е. деятельность, включающая наблюдение за течением процессов в объекте (спортивном соревновании) менеджмента, сравнение величины контролируемого параметра с заданной программой, выявление отклонений от программы, их места, времени, причины и характера;

– координация, т.е. деятельность по обеспечению бесперебойности и непрерывности процесса менеджмента, достижения согласованности в работе организаций, подразделений и отдельных исполнителей с помощью установления рациональных связей между ними;

– маркетинг, т.е. система, объединяющая различные виды рекламы, торговые, спонсорские и иные публичные отношения, которые нацелены на достижение большей эффективности маркетинговых программ с целью укрепить средства инвесторов [19].


В условиях коммерциализации экономики спорта, становления спортивной отрасли как экономической категории именно спортивные менеджеры решают основные задачи формирования инфраструктуры, соответствующей общепринятым мировым и европейским стандартам.

В теории менеджмента не существует одного определения термина «менеджер». Все предлагаемые определения базируются на понимании сущности менеджмента. Слово «менеджмент» в своем первоначальном смысле обозначало умение объезжать лошадей и править ими. Основа - английский глагол «to manage» (управлять), который происходит от латинского «manus» (рука). Если следовать логике, то «менеджмент» буквально означает «руководство людьми».

Спортивные менеджеры, являясь субъектом управленческой деятельности, выполняют в организации ряд своеобразных функций. Среди них выделяются три ключевые функции.

1. Функция принятия решения. Именно менеджер определяет направление деятельности организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки. Право принятия управленческих решений имеет только менеджер, но он же и несет ответственность за последствия.

2. Информационная функция. Менеджер аккумулирует информацию о внутренней и внешней среде спортивной организации, в которой он работает, распространяет эту информацию в виде нормативных установок и разъясняет персоналу ближайшие и перспективные цели организации.

3. Функция руководителя. Менеджер выступает в качестве руководителя спортивной организации, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов спортивной организации на достижение целей, координирующего их усилия и, наконец, выступающего в качестве представителя организации во взаимодействии с другими организациями.

Далее мы разберем основные функции спортивного менеджера на конкретных примерах спортивных соревнований, проводимых в Челябинске.

Таким образом, организация управления спортивного соревнования, наряду с планированием, регулированием и контролем, является ведущей управленческой функцией и, по сути, представляет собой определение субъектов и объектов управленческой деятельностью с наделением их соответствующими функциями правами и обязанностями. Применительно к управлению спортивными соревнованиями организация спортивных мероприятий формирует в себе следующее:

– определение основных функций органа управления (директор, организатор соревнования) по подготовке и проведению соревнований;


– создание организационного комитета по подготовке и проведению соревнований;

– определение функционального содержания деятельности административных органов различного уровня [14].

Определим, кто помимо непосредственных организаторов спортивного мероприятия, является необходимым звеном в его проведении, рассмотрим их функции.

Функции преподавателей физической культуры и спорта, организаторов соревнований, спортивных судей и спортивных врачей, связанные с организацией и проведением спортивных соревнований, различаются в зависимости от характера деятельности этих людей.

Одной из важнейших функций преподавателей физкультуры и спорта является подготовка занимающихся к участию в спортивных соревнованиях. Прежде чем допускать студентов к официальным соревнованиям, следует не только обучить их спортивной технике и тактике, определенному кругу знаний и развить необходимые двигательные качества, но и научить их соревноваться. Для этого им необходимо участвовать в прикидках, контрольных и учебных соревнованиях. Правила в них могут быть упрощены или изменены самим преподавателем. Например, уменьшается количество попыток или размеры площадки, длина дистанции, определяется победитель по качеству выполнения спортивных упражнений и т.д. [30].

Для обслуживания спортивных соревнований в соответствии с их видом и масштабом, организационный комитет назначает врача и другой медицинский персонал.

Главным организатором и руководителем спортивных соревнований, ответственным за их проведение и, в известной мере, за достигнутые результаты, является спортивный судья, назначаемый из числа преподавателей физической культуры или тренеров. Судья ответствен и за здоровье участников соревнований. Во всех случаях, когда может быть нанесен ущерб здоровью участников (плохое состояние мест занятий, неисправность оборудования, несоответствие одежды и обуви и т.п.), он обязан устранить недочеты, а при невозможности сделать это – отменить соревнование или перенести его на другой срок или в другое место.

Спортивный судья должен быть, прежде всего, безукоризненным знатоком правил соревнований по данному виду спорта, честным, объективным, беспристрастным, решительным, вежливым, спокойным человеком, который и вне соревнований пользуется авторитетом и уважением.

Теперь перейдем непосредственно к составу и функционалу организаторского комитета спортивного соревнования.

Оргкомитет по подготовке и проведению соревнований создается согласно распоряжению первого должностного лица исполнительной власти субъекта Федерации (если соревнования проводятся на городском или международном уровне) или председателя правления организации непосредственно проводящей соревнование. Функции оргкомитета: