Файл: Понятие социального обеспечения(Теоретические основы системы социального обеспечения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 216

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Система социальной защиты, с помощью которой в развитых странах осуществляется регулирование трудовых отношений, складывалась на протяжении практически всей истории становления и функционирования рыночного общества. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. в ст. 22 провозгласила, что каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение. Это право по своему характеру должно позволять обеспечивать с учетом имеющихся у общества материальных возможностей достойное существование человека при наступлении таких жизненных ситуаций, когда он не в состоянии получать источник дохода в обмен на затраченный труд. Нормы декларации связывают реализацию права каждого человека на достойный жизненный уровень не только в период, когда человек трудится, но и в случаях безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иных случаев утраты средств к существованию по независящим от гражданина обстоятельствам.

В настоящее время в системе социального обеспечения нашей страны налицо явное допущение нерационального и неэффективного использования денежных средств.

Раскрывая понятие «социальное обеспечение», следует исходить из того, что это явление многоаспектное. Это не только форма выражения социальной политики страны, ориентированной на финансовое обеспечение определенных категорий населения, но и комплексное юридическое образование, объединяющие группы норм, относящиеся к различным отраслям права. Федеральный закон от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», регламентирует правовые отношения в концепции обязательного пенсионного страхования, определяет юридическое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания появления и порядок реализации их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Согласно социальной политике Российской Федерации в целях социального обеспечения законодательно назначаются и устанавливаются различного рода пенсии, к которым относятся государственные пенсии и социальные пенсии, а также сюда можно отнести социальное страхование и благотворительность.

В свою очередь социальное обеспечение представляется системой мероприятий, направленных на поддержку и непосредственное обеспечение малообеспеченных слоев населения. Конечно, все проводимые мероприятия устанавливаются, гарантируются, а также контролируются государством.


Стоит заметить, что в современной России такого рода социальная помощь предоставляется далеко не каждому, а только отдельным категориям и слоям населения.

Стоит заметить, что если в основе системы социальной защиты находится принцип социального обеспечения, то в тяжелые для страны времена, в частности для государственного бюджета, возможно снижение уровня социальных расходов. Такое снижение может говорить о непосредственной ограниченности такого рода социальной защиты, в частности это явление проявляется в условиях рыночной экономики.

Социальная помощь также относится к числу проявлений социальной защиты. Стоит отметить, что социальная помощь может осуществляться за счет бюджета, при этом также не зависит от страховых взносов.

Важно заметить, что социальная помощь основывается на принципе гарантий со стороны государства, а также обеспечивается минимальными стандартами, которые важны для жизни человека и его семьи. Практически

всегда социальная помощь направляется на самые уязвимые слои населения, которые не могут даже дойти до минимального прожиточного минимума, а также не способны выйти из того или иного положения за счет собственных средств.

Социальная помощь выступает в качестве подстраховочного элемента в системе обеспечения социальной безопасности человек.

Цель работы изучить виды социального обеспечения.

Для достижения указанной автором цели поставлены следующие задачи:

Дать общее понятие о социальном обеспечении;

Рассмотреть формы социального обеспечения;

изучить социально–бытовые и социально–медицинские формы социального обслуживания нуждающихся граждан на дому;

Выявить проблемы социального обслуживание нуждающихся граждан на дому в условиях отдаленной и сельской местности.

Объект исследования: общее отношение, складывающееся по поводу и в связи с реализацией прав граждан на достойный уровень жизни в сфере социального обеспечения.

Предметом данного исследования является комплексность общественных взаимоотношений, которые складываются в ходе защиты не соблюденных прав граждан в сфере социального обеспечения.

Теоретическая и практическая значимость темы данного исследования продиктована не только особенной значимостью этого юридического института на нынешнем этапе развития социума, потребностью усовершенствования регламентирования на законодательном уровне, но и недостаточной разработанностью темы в теоретическом плане.


Методологическую основу исследования составили труды отечественных ученых относительно идей, общих представлений о правовом, демократическом, социальном государстве.

В ходе исследования применялись общие, частно-научные и специальные методы познания.

Эмпирическая основа исследования представлена данными статистики и материалами судебной практики.

Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретические основы системы социального обеспечения

1.1.Понятие системы социального обеспечения населения в Российской Федерации

Социальное обеспечение достаточно актуально и важно для людей, проживающих в провозглашенной социальным государством России. Основной закон Российской 56 Федерации тому подтверждение, именно Конституция содержит руководствующие статьи, а именно: 7, 15, 17, 37, 38, 41, 45, 46, 53, которые регулируют сферу социального обеспечения. Защита прав граждан - важная задача Российской Федерации как социального государства.

Право социального обеспечения регулирует не только материально правоотношения, но и процедурно - процессуальные. Право на социальное обеспечение является одним из важнейших прав, гарантированных каждому человеку. Его особая значимость подчеркивается тем, что право на социальное обеспечение закреплено в основном законе Российской Федерации. Часть 1 ст. 39 Конституции РФ гласит: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом[1]». Кроме того, в данной статье указаны не все основания, по которым может быть оказано социальное обеспечение, т.е. список не является исчерпывающим. Некоторые авторы считают, что точнее было бы говорить о праве на конкретные виды социального обеспечения.


Социальное обеспечение – это система экономических и юридических мер, которые принимаются государством с целью предоставления гражданам материальных благ в случаях наступления социальных рисков для поддержания их собственных доходов и социального статуса, с посредством финансовых ресурсов целевых денежных источников, в размерах и на условиях, предусмотренных законодательством . Соотношение понятий социальное обеспечение и социальная защита Конституция РФ определяет, что социальная защита включает социальное обеспечение (ст. 72) В Российской Федерации:

• охраняются трудовая деятельность и здоровье граждан; утверждается гарантированный минимальный объем оплаты трудовой деятельности

• предоставляется государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и престарелых людей

• модернизируется концепция социальных служб; утверждаются государственные пенсии, пособия и другие соответствующие гарантии социальной защиты

Социальное обеспечение плотным образом связано с некими понятиями, как «социальная политика» и «социальная защита граждан», исходя из этого требуется рассмотреть их содержание и взаимные отношения. Социальная политика представляется как целенаправленное воздействие страны, органов местного самоуправления, социальных объединений и учреждений на имеющуюся концепцию общественных взаимоотношений с целью изменения условий трудовой деятельности и быта граждан. Социальная политика, как и политика в целом, определяет в свою структуру политическое сознание, политические взаимоотношения, а также организацию[2].

На данный момент социальная политика нашей страны определена в Концепции долгосрочного общественно-экономического развития Российской Федерации на период до 2020[3] г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, в частности в Концепции демографической политики Российской Федерации[4] на период до 2025 года, которая утверждена указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 135, в частности в указах Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики[5]» и № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской федерации[6]».

Среди преимущественных факторов социальной политики в данной документации предоставлено: изменение качества социальной среды и здоровья граждан, выход на устойчивые демократические индикаторы и увеличение длительности жизненного цикла; повышенное развитие людского потенциала, выход на стандарты обеспечения услугами здравоохранения, свойственные для успешных государств; сокращения бедности до уровня, свойственного для успешных государств; увеличения уровня рождаемости и др. Социальная защита граждан — это концепция социальных взаимоотношений по предоставлению условий для соответствующей жизнедеятельности граждан.


В нее принято включать деятельность государства, органов местного самоуправления, социальных объединений, учреждений по формализации соответствующей для гражданина окружающей среды, охране материнства и детства, предоставлению помощи семье, охране здоровья населения, специализированной подготовке граждан, обеспечению занятости граждан, охране трудовой деятельности, регламентированию заработной платы и доходов граждан, обеспечению граждан жилищными помещениями, регламентированию права собственности граждан, финансовому обеспечению и обслуживанию нетрудоспособных и иных испытывающих потребность в социальной поддержке людей.

Социальная защита и социальное обеспечение в государственно организованном обществе - это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека.

Следовательно, социальное обеспечение — это комплексность взаимосвязанных и взаимо­зависимых юридических, общественно-экономических мер, ориентированных на компенсацию и миними­зацию последствий, связанных с социальными рисками населения и других физических лиц.

1.2 Виды социального обеспечения

Система социальной защиты каждой страны имеет свои характерные особенности в связи с конкретными социально-экономическими условиями. В России право на социальную защиту закреплено в Конституции Российской Федерации и представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и законодательных мер.

Центральный субъект социальной защиты – является государство. Человек, нуждаю­щийся в социальной защите – одновременно и субъект, и объект социальной защиты.

Объектами социальной защиты являются социальные институты в лице конкретных социальных организаций, учреждений, систем (образования, здравоохранения, социальной защиты, занятости, труда, культуры, спортивно-оздоровительного комплекса).

В мире сложилось в основном две модели социальной защиты:

1) социал-демократической ориентации с высокой ролью государства в обобществле­нии доходов и существенным значением общенациональных социальных механизмов управ­ления;

2) неолиберальная – с меньшей степенью государственного вмешательства в соци­ально-экономические процессы.