Файл: Цветопередача и сущность картины А.А.Дейнека «Физкультурники».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Но, в основном, работы художника выполнены в духе эпохи спартакиад, новых строек, индустриализации, появления нового человека. Дейнека - мастер движения – у него всегда свое понимания времени и пространства, устремленного в будущее. Художник любит передавать сложные движения, активные действия – вот что его завораживает в живописи. В его картинах мы увидим смелые ракурсы, активное обращение к графике. Дейнека всегда выделялся звучностью, яркостью, формой. Блестяще писал людей с определенными характерами. И ему важно было через все творчество пронести это своеобразие живописного языка.

ГЛАВА 2

ЦВЕТОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Александра Александровича Дейнеки «Физкультурники» 1934

«Физкультурники» – едва ли не самый известный плакат Александра Дейнеки. Художник вообще тяготел к плакатной лапидарности, публицистичности, в чем неоднократно был упрекаем критиками.

В полный рост изображены крепкие спортивные девушки, бегущие к зрителю вполоборота. В следующее мгновение за ними прозвучит звук отбитого мяча об теннисную ракетку и, кажется, вместе с ним начнётся бурное движение.

На заднем плане мы видим стрелка, теннисиста и пловцов. Всех этих людей уже явно коснулась благодать коллективного спорта.

Судя по плакатам тех лет, женщины пребывают в полном экстазе от того, что могут работать на стройках, таскать груженные телеги, и, конечно, спортом заниматься – стране нужны крепкие руки. Уже выпущены плакаты о счастливом свержении «кухонного рабства», началось массовое строительство общественных столовых, чтобы взаимозаменяемые «советские спортивные люди» не отвлекались от строительства коммунизма на глупости всякие. Работа практически везде в три смены. «Ударник коммунистического труда» – теперь официальное звание, за него даже значок дают. А идеологические тучи всё более сгущаются, кровавые 30-е страшной поступью идут сквозь огромную страну, безжалостно перемалывая ее. В это время стройная, крепкая физкультурница на плакате Дейнеки напоминает, что каждый обязан быть физкультурником.

Нередко Дейнеке в вину ставят то, что он закрыл глаза на зверства «счастливого государства», что СССР с его картин не существовал нигде, кроме как на плакатах и прочих творениях соцреализма. Да в конце концов за то, что в 30-е годы он писал счастливых и спортивных, игнорируя страшную правду и ужасы сталинизма. Однако кто вообще в 30-е годы мог нарисовать «ужасы сталинизма»? Если кто-то и пытался, то по вполне понятным причинам, мы о них не знаем. Те, кто будет изображать это, должны сначала освободиться из сталинских лагерей (как, например, Борис Свешников). А в тот 1934 год «физкультурники» призывает заниматься физкультурой, велосипедисты мчат на всех порах, бегуны бегут в светлое будущее, а чекист бдит, дабы враги народа не расшатали счастливое советское государство.


Под колоритом принято подразумевать систему цветов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении ( искусства или дизайна) , образующих эстетическое единство и выражающее какую-либо мысль, чувство, состояние природы или человека.

Для общего характера колорита чрезвычайно важно преобладание в нем холодных или теплых тонов.

Картину «Физкультурники» , которую я обозреваю Александр Дейнек написал в 1934 году.

Над «Физкультурники» Дейнек работал с довольно скудной , но в тоже время гормоничной цветовой палитрой. На переднем плане изображено большое ярко-алое пятно. Справа небольшие пятна серых, белых цветов и их разные оттенки. Художник изображает бегунов разного цвета для большего контраста, за ними расположились ещё два спортсмена- стрелок и игрок в настольный теннис. А над бегунами плывут две девушки, что видно по их купальникам. Эти темно-коричневые и красный купальник контрастируют с яркой синей воды, в которой они будто парят. Женщина бегущая второй была слабо окрашена, чтобы создать впечатление движения. Фон сделан без особых акцентов, нов тоже время не однотонное, как могло показаться на первый взгляд. Фон, как будто переливается искажая пространство. Он имеет переходы ,в определённых участках, от тёплого к холодному, от тёмного к светлому . Этот портрет был свободно нарисован толстыми слоями краски, ровным покрытием и приглушёнными цветами, что привело к большому единству. Большое количество оттенков и разнообразия цветов на картине свидетельствует не только о большом таланте художника, но и о том, насколько разнообразной может быть цветовая палитра с использованием основных цветов. Автор пытается передать это ощущение незабываемого первого взгляда, когда такая картина предстает переду человеком. Спортсмены не были новым мотивом для художника. Этот стиль и мотив, были самыми излюбленными для Дейнеки. В этой картине Александр Дейнека грамотно использовал цвета, применял различные техники и методы наложения цветов. С самого начала своей художественной деятельности, он рисовал людей, которые как будто не имели скелета, не были ,как бесформенные куклы, а как акробаты, которые гнуться во все стороны. И казалось, что вот-вот нарисованный человек сдвинется с места.

Конечно, на протяжении истории мирового искусства, художники уже использовали эти техники. Дейнека рисует в стиле соцреализма с нотками минимализма. До Дейнеки никто так не изображал движение с помощью только плавного изгиба тел.


Так же на картине прослеживается симультанный контраст, он виден по всему фону в зависимости от окружающей среды. Понятие «симультанный контраст» обозначает явление, при котором наш глаз при восприятии какого-либо цвета тотчас же требует появления его дополнительного цвета, и если такового нет, то симультанно, т. е. одновременно, порождает его сам. Этот факт означает, что основной закон цветовой гармонии базируется на законе о дополнительных цветах. Симультанно порождённые цвета возникают лишь как ощущение и объективно не существуют. Они не могут быть сфотографированы. Симультанный контраст, как и последовательный контраст, по всей вероятности, возникают по одной и той же причине. При сочетании ахроматических цветов с красочными однотонными оттенками при определенных условиях теряется устойчивость вторых. Однако такое явление происходит на уровне человеческого восприятия. Симультанный контраст – это воображение несуществующего оттенка, которое одновременно порождается при зрительном контакте с каким-либо цветом. В этот момент мозг человека требует того, что лежит в основе гармонии красок. Это дополнительные цвета, и именно они предстают пред глазами человека. Симультанный эффект отчетливо можно увидеть на моём изображенные, которое я сделала специально для того чтобы показать наглядно этот удивительный эффект: (Рис.2.1)

(Рис.2.1)

Чтобы лучше понять проявление симультанного контраста, рассмотрим свойства дополнительных цветов, поскольку они служат фундаментом колоритной гармонии. (рис.2.2.)

(Рис.2.2)

Два пигмента, которые в совокупности утрачивают свои цветовые

особенности и дают серый тон, считаются дополнительными. Находясь

близко друг к другу, они, как правило, действуют возбуждающе. Остальные оттенки также имеют свою пару и выступают второстепенными цветами. Синефиолетовый находится напротив желто-оранжевого, красно-фиолетовый –желто-зеленого, а красно-оранжевый – сине-зеленого. Комбинации из дополнительных красок выглядят очень яркими.

Общий колорит на картине выполнен в теплых оттенках, ощущение тяжесть и безмятежности, цвета как будто обволакивают тебя, кажутся бархатными.

Художник изящно изобразил кусок воды, оно в тоже время и

спокойное, но в то же время в нём ощущается некое движение и динамика,

как будто открылся портал, и естественное положение воды в пространстве не нарушено, собираясь в одно большое облако. Когда мы смотрим на эту картину, создается ощущение, будто нас засасывает внутрь картины из-за необычно пустого заднего фона.


Так же мы можем наблюдать контраст теплых и холодных цветов, в

данном случае – это девушка в красном и голубые пятна (обувь и вода) . Кожа спортсменов имеют разный цвет, от серого до почти рыжего.

Контраст холодного и теплого можно считать самым «звучащим»

среди других цветовых контрастов. Благодаря ему открывается возможность

с помощью цвета передать высшую музыку небесных сфер.

Какие бывают цветовые комбинации.

1. Комбинации ахроматических цветов

Здесь используются только оттенки серого, от белого до черного.

Ахроматические цвета - это цвета, отсутствующие в спектре. Чистые ахроматические цвета (без примесей оттенков цвета) в природе практически не существуют. Всегда черный (или серый) будет иметь тот или иной оттенок.

К черному стремится любой цвет при снижении яркости (например,

при уменьшении освещенности до полной темноты). При увеличении яркости любой цвет стремится к белому.

Главные, основные, цвета на цветовом круге: красный, желтый, синий. На то они и основные, что составляют основу цветового круга. Имея в

руках краски только этих цветов плюс белый и черный, опытный художник

создаст все остальные цвета (при условии, что три основных цвета будут радужной чистоты, без примесей).

2. Составные.

Цвета второго порядка: зеленый, фиолетовый, оранжевый. Получаются путем смешивания попарно трех основных цветов: красного, желтого и

синего. Например, при смешении желтого и синего - получается зеленый.

Составных цветов всего три: оранжевый, зеленый и фиолетовый.

3. Сложные

Сложные цвета получаются путем смешивания трех составных цветов

с рядом лежащими основными. Например: оранжевый плюс желтый: получается желто-оранжевый. Таких цветов уже шесть. Триада сложных цветов может быть одной из этих комбинаций: красно-оранжевый, желто-зеленый и сине-фиолетовый; сине-зеленый, желто-оранжевый и красно-фиолетовый. На

цветовом круге все они находятся на одинаковом расстоянии друг от друга,

занимая промежуточное положение между составными цветами. Затемняя

или осветляя эти цвета в той или иной степени, мы получаем всю возможную

гамму цветов. На основном цветовом круге сложные цвета представлены

(насколько это возможно) без осветления или затемнения, путем смешивания

цветов в равной пропорции. Если же пропорции цветов для смешивания менять по своему усмотрению и дополнительно еще и осветлять либо затемнять цвета, то в итоге мы получим всю градацию цветов, представленную на полном цветовом круге.


Александр Александрович Дейнек, в своей картине «Физкультурники» грамотно и осознано выполнял стиль социалистический реализм, синтез жанров графика и плакат. Для этого жанра характерны непрерывистые заполненные однотонным цветом формы. Фрагментарная композиция также используется в его картине, как и масштабное сопоставление.

Александр Дейнек изрядно постарался для достижения лучшего результата,

он тщательно подбирал цветовые сочетания и применял свою технику живописи и благодаря этому мы получили прекрасную и великолепную картину «Физкультурники».

ГЛАВА 3. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ КОПИИ КАРТИНЫ

Ход исследования картины:

1. Принципы и методическую последовательность копирования.

Во время обучения рисованию, копирование помогает добиться успеха быстро и просто. Копирование совершенствует технику рисования, помогает намешивать нужные цветовые оттенки и передавать объём и форму в

рисунке реалистично.

Принципом, которыми я пользовалась при копировании картины Клода Моне - это использование техники переноса картины на более большой

формат бумаги с помощью сетки. Благодаря этому способу можно перенести

картину художника на большой формат бумаги, не исказив при этом пропорции.

Что для этого требуется: Нужно распечатать нужную картину на формате А4 и расчертить на нём равные квадраты (сделать сетку), далее - тоже

самое нужно проделать на необходимой поверхности, в моем случае - это

лист формата А1, самое главное чтобы количество квадратов было одинаковым.

Так из большого емкого и сложного изображения получилось много

маленьких простых - теперь осталось перенести каждый такой фрагмент на

свое место, после этого рисовать будет намного проще и быстрее, пропорции

будут соблюдены.

Теперь более подробно о том как это нужно сделать:

1. Нужно разбить квадраты на изначальном изображение

2. Точно так же нужно расчертить квадраты на листе А1, на который мы будем переносить исходник

Чтобы это сделать, я использовала эту формулу: a/b пикс = 60/x см.

Где a - высота изображения в пикселях (мышей), b - ширина изображения в пикселях (мышей), x - ширина в см, которую мы должны найти, чтобы отмерить её на листе А1, 60 см - высота изображения на листе А1.

3. После того, как мы расчертили лист А1, мы начинаем рисовать