Файл: Особенности коммерческой деятельности в сфере розничной торговли (Характеристика, сущность, функции и виды розничной торговли).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Коммерческая деятельность – это оперативно-организационная деятельность по осуществлению операций обмена товарно-материальных ценностей в целях удовлетворения потребностей населения и получения прибыли.[1]

Получение прибыли через удовлетворение потребительского спроса, и высокая культура торгового обслуживания является главной целью коммерческой деятельности. Коммерческая работа по продаже в розничных торговых предприятиях в отличии от оптовых предприятий имеет свои особенности: розничные торговые предприятия реализуют товары непосредственно для населения (физических лиц) применяя при этом свои способы и методы розничной продажи, а окончательно завершают обращение от изготовителя продукции.

Развитие розничной торговли нуждается в создании специальных служб изучению и прогнозированию потребительского спроса, формированию оптимального ассортимента товаров, анализ и определение прогрессивных форм и методов розничной торговли на уровне региона, области, района и т.п. с обязательной поддержкой государственных и муниципальных органов власти в целях контроля за ходом розничной торговли.

В связи с вышеобозначенным, актуальность выбранной темы не вызывает сомнения, т.к. наблюдается тенденция активного развития розничной торговли в современном мире, и именно розничная торговля позволяет не только динамично реагировать на изменения в рыночной среде, но и повышать качество жизни за счет удовлетворения запросов потребителя. На этапе развития цифровой экономики, в условиях уже относительно сложившихся экономических связей и высокой конкурентной среды, становится необходимым не только общее совершенствование существующих технологий розничной торговли, но и внедрение новых для сферы торговли систем и методик продвижения товара.

Цель курсовой работы заключается в исследовании видов, форм и особенностей розничной торговли, а также в анализе коммерческой деятельности торгового предприятия.

Для реализации поставленной цели были решены следующие задачи:

  • раскрыть сущность и понятие розничной торговли;
  • выделить функции и виды розничной торговли;
  • провести анализ динамики показателей объема и структуры розничной торговли;
  • изучить современные форматы розничной торговли;
  • проанализировать коммерческую деятельность ООО «YVES ROCHER»
  • сформулировать предложения по улучшению торговой деятельности

Объект исследования – ООО «YVES ROCHER»

Предметом исследования является механизм организации коммерческой деятельности в торговле.

Методологической базой исследования выступили труды таких ученых как: Брагин Л.А., Чеглов В.П., Чернухина Г.Н., Косарева О.А, которые внесли существенный вклад в методологию организации, управления, и регулирования розничной торговли.

Научные методы исследования, которые применялись в работе:

- теоретические методы (постановка проблемы);

- операционные методы (анализ, синтез, сравнение, конкретизация и т.д.)

- эмпирические методы (наблюдение, измерение, опрос)

Глава 1. Теоретические основы развития коммерческой деятельности в сфере розничной торговли.

Характеристика, сущность, функции и виды розничной торговли.

В современном мире торговля играет очень важную роль. Она не производит товаров и не создает новой добавленной стоимости, а только ее реализует. При этом она выполняет важнейшие операции по доведению товаров до потребителей и удовлетворения их спроса. А также торговля, как производство, участвует в создании добавленной стоимости и формировании ВВП, а значит, и национального богатства страны.

Торговля – это отрасль экономики, предназначенная для реализации продукции, произведенной в других отраслях.[2] Торговля не производит новых товаров и не создает новой добавленной стоимости, а только ее реализует. Однако главная цель торговли является удовлетворение или, по меньшей мере, стремление к наиболее полному удовлетворению многообразных нужд, потребностей и запросов потребителя.

В теоретико-практическом аспекте различают следующие виды торговли:

- оптовая торговля

- розничная торговля.

Оптовая торговля – это вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для перепродажи, или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним использованием.[3]


Розничная торговля – вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.[4]

Розничная торговля представляет собой процесс распределения товарной массы и связана с реализацией товаров и предоставлением услуг конечному потребителю на этапе продвижения товаров из сферы обращения производства в сферу обращения для личного некоммерческого использования.

Рассмотрим функции розничной торговли. К ним относятся:

  • удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах высокого качества;
  • поддержание баланса между спросом и предложением;
  • совершенствование технологии торговли и улучшение обслуживания покупателей;
  • воздействие на производство в целях расширения товарного ассортимента и увеличения объемов реализации;
  • реклама товара производителя;
  • исследование конъюнктуры рынка товаров и услуг.

Данный вид деятельности носит договорной характер, и его юридическая основа закреплена в Гражданском кодексе Российской Федерации[5]. Договор розничной купли-продажи:

1. По договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

2. Договор розничной купли-продажи является публичным договором (статья 426).

3. К отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.

Существует колоссальная разница между стоимостью товара и его качеством, что существенно отражается на удовлетворении потребностей. Очень часто при низкой цене можно получить низкое качество товара, и наоборот.

В связи с этим основная задача розничной торговли и торговых предприятий – обеспечить возможность покупки какого-либо товара при соответствующем качестве торгового обслуживания, а именно нахождение равновесия между ценой и качеством для удовлетворения потребностей всех потребителей. Предлагаемый же набор услуг — это одно из основных средств сделать свой магазин отличным от остальных.


Виды услуг розничной торговли[6]:

  • реализация товаров
  • оказание помощи покупателю в приобретении (покупке) товаров и при их использовании и применении;
  • информационно-консультационные (консалтинговые) услуги;
  • дополнительные услуги по созданию удобств покупателям в приобретении (покупке) товаров.

Характеристика розничной торговли включает в себя формы и виды.

Форма торговли[7] – это совокупность организационных приемов и способов торговли.

Согласно ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения» выделены следующие формы торговли[8]:

  1. Магазинная стационарная торговая сеть;
  2. Мелкооптовая торговля (связана с реализацией товаров покупателю);
  3. Мелкорозничная торговля (связана с реализацией товаров ограниченного ассортимента по месту нахождения покупателей через передвижные средства разносной и развозной форм торговли:
  • разносная торговля - осуществляемая на дому, в организациях, транспорте и т. п. методом продажи с ручных тележек, с рук и т. д. объектов путем непосредственного контакта продавца и покупателя;
  • развозная торговля - осуществляемая с использованием специально оборудованных автотранспортных средств;
  1. Торговля по образцам – форма розничной торговли, осуществляемая на основании выбора покупателем товара по образцам, выставленным в месте продажи;
  2. Дистанционная торговля осуществляется на основании выбора покупателем товара без возможности непосредственного ознакомления с ним до заключения купли-продажи и осуществления оплаты товара. Существует два вида дистанционной торговли:
  • посылочная торговля (осуществляется на основании выбора покупателем товаров с помощью информационных средств);
  • электронная торговля (осуществляется с использованием информационно-коммуникационной сети Интернет и электронных операций выбора и заключения сделки);
  1. Комиссионная торговля (осуществляется на основании заключения договоров комиссии при продаже товаров);
  2. Кооперативная торговля (осуществляется потребительскими обществами и союзами);
  3. Межрегиональная торговля;
  4. Бартерная торговля (характеризует товарообмен между субъектами торговой деятельности без применения денежной формы расчетов);
  5. Фирменная торговля (осуществляется товарными знаками в торговых предприятиях);
  6. Конкурсная торговля (осуществляется на основании заключения на торгах договоров купли-продажи с победителем конкурса);
  7. Вендинговая торговля (проходит с использованием торговых автоматов);
  8. Ярмарка.

Вид торгового предприятия – предприятие торговли, классифицированное по ассортименту реализуемых товаров. 

В РФ существует ГОСТ Р 51303-2013 Торговля. Термины и определения. По нему мы можем выделить виды и типы предприятия розничной торговли:

  1. Универсальный магазин, подразделяется на типы:
  • Гипермаркет, торговая площадь не менее 5000м2 и, универсальный ассортимент которого состоит из продовольственных и непродовольственных товаров;
  • Универмаг, торговая площадь не менее 3500м2 - городская торговля, 650м2 – сельская торговля, универсальный ассортимент которого состоит из непродовольственных товаров;
  • Универмаг «Детский мир», торговая площадь не менее 2500м2, универсальный ассортимент которого состоит из непродовольственных товаров для детей;
  • Магазин-склад, торговая площадь не менее 650м2, универсальный ассортимент которого состоит из продовольственных и (или) непродовольственных товаров;
  • Универсам (Супермаркет), торговая площадь не менее 400м2, универсальный ассортимент которого состоит из продовольственных товаров; широкий ассортимент непродовольственных товаров частного спроса;
  • Гастроном, торговая площадь не менее 400м2, универсальный ассортимент которого состоит из продовольственных товаров с преобладанием в нем гастрономии;
  • Товары повседневного спроса, торговая площадь не менее 100м2, ассортимент которого состоит из продовольственных и непродовольственных товаров частного спроса;
  1. Специализированный продовольственный магазин, подразделяется на типы: рыба, мясо, колбасы, минеральные воды и т.п., торговая площадь не менее 18м2, ассортимент товаров в соответствии со специализацией магазина;
  2. Специализированный непродовольственный магазин, подразделяется на типы: мебель, хозяйственные товары, электротовары, одежда, обувь, ткани и т.п., торговая площадь не менее 18м2, ассортимент товаров в соответствии со специализацией магазина;
  3. Магазины прочей товарной специализации, подразделяются на типы: природа, семена, зоомагазин, книги и т.п., торговая площадь не менее 18м2, ассортимент товаров в соответствии со специализацией магазина;
  4. Неспециализированный продовольственный магазин, подразделяется на типы: продукты (Минимаркет) и т.п., торговая площадь не менее 18м2, узкий ассортимент продовольственных товаров, основные из которых хлеб, кондитерские товары, гастрономия, винно-водочные изделия, пиво, безалкогольные напитки;
  5. Неспециализированный непродовольственный магазин, подразделяется на типы: