Файл: Особенности коммерческой деятельности в сфере розничной торговли (Характеристика, сущность, функции и виды розничной торговли).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  • Дом торговли, торговая площадь не менее 1000м2, товарные

комплексы предметов туалета и гардероба для мужчин и женщин (одежда, обувь, ткани, галантерея, парфюмерия)

  • Все для дома, товары для детей, товары для женщин и другие

магазины с комбинированным ассортиментом товаров, торговая площадь не менее 650м2, товарные комплексы соответствующие специализации;

  • Промтовары: торговая площадь не менее 18м2; узкий

ассортимент непродовольственных товаров, основные из которых швейные, трикотажные изделия, обувь, галантерея, парфюмерия;

  • Комиссионный магазин: торговая площадь не менее 18м2; узкий

ассортимент непродовольственных товаров;

  1. Магазины со смешанным ассортиментом товаров: торговая площадь не менее

18м2; узкий ассортимент продовольственных товаров, не связанных общностью спроса.

Таким образом, разделе 1.1. были рассмотрены основные виды и типы торговых

предприятий, что позволяет сделать вывод о многообразии их форм в современной торговле

Влияние динамики показателей объема и структуры розничной торговли на потребительский спрос.

По данным исследования "INFOLine Retail Russia TOP-100", подготовленного специалистами INFOLine[9] в 2018-2019 гг. изменилась концепция потребительского рынка и розничной торговли в России. После стремительного падения спроса и доходов населения страны в 2015-2016 годах и стагнации в 2017 году многие торговые сети не выдержали усилившейся ценовой конкуренции, не смогли адаптироваться к изменению покупательского поведения, в связи с чем сократили объемы продаж, закрыли ставшие нерентабельными торговые объекты или свернули розничный бизнес. При этом некоторые ритейлеры, которые были лидерами в своих сегментах (например, ТД "ЦентрОбувь"), вообще прекратили всякую операционную деятельность и покинули рынок.

В 2018-2019 годах наблюдается восстановление розничной торговли, которое происходит вопреки продолжающемуся сокращению реальных располагаемых доходов населения и в значительной степени это обусловлено ростом объемов потребительского кредитования. В июне 2019 года в ходе дискуссии на Петербургском экономическом форуме глава Минэкономразвития Максим Орешкин заявил, что при том темпе роста потребительского кредитования, который есть сейчас, Россия в 2021 году может столкнуться с рецессией в экономике.


Если мы посмотрим на структуру кредитного предложения сейчас, то увидим, что у нас лидирующий тип – это потребительский кредит. За последние 12 месяцев у нас прирост 1,8 трлн руб., 2% ВВП создано необеспеченными потребительскими кредитами, это рост 30% в год. Здесь явно есть и социальные, и экономические последствия", – сказал Орешкин.

Покупатели изменили модель поведения со «сберегательной» на "бережливое потребление", для которой характерны:

  1. эффективное планирование покупок и снижение интереса к розничным форматам с высокой долей импульсных покупок (в первую очередь к гипермаркетам);
  2. рост доли покупок, осуществляемых online (в том числе в зарубежных маркетплейсах, например, Aliexpress);
  3. более частое и активное сравнивание цен (включая специальные online-сервисы);
  4. использование банковских карт и сервисов cashback;
  5. усиление внимания на скидках и специальных акционных предложениях.

Рациональность стала важным фактором покупательского поведения как для малообеспеченных слоев населения с высоким уровнем долговой нагрузки, так и для представителей среднего класса и обеспеченных покупателей.

При этом на протяжении 2014-2019 годов продолжалось увеличение уровня промо-активности крупнейших сетей: по итогам 2019 года на продажи в рамках маркетинговых мероприятий пришлось более 50% выручки сетей в современных форматах без учета СТМ (собственных торговых марок) и не брендированных товаров. Таким образом, ритейлеры и поставщики загнали себя в так называемую "промо ловушку".

Из-за стремления покупателей экономить своё время и из-за роста спроса на кулинарную продукцию происходит сближение розничной торговли и общественного питания. Крупнейшие ретейлеры FMCG активно развивают онлайн-продажи и производство кулинарной продукции (в первую очередь за счет строительства высокотехнологичных фабрик-кухонь), а заведения общепита все больше ориентируются на доставку.

Эти изменения формируют масштабные вызовы для государственного регулирования — в части обновления давно устаревших Санитарно-эпидемиологических норм в розничной торговле и общественного питания. Покупателям нужно дать гарантии безопасности пищевых продуктов в условиях диверсификации каналов продаж и развития дистанционной торговли (с использованием курьерской доставки и вендинговых аппаратов). Одновременно необходимо добиться снижения коррупционных рисков и избыточного давления на бизнес со стороны контрольно-регулирующих органов.


По уровню проникновения интернета и мобильных устройств Россия в 2014-2019 годах совершила настоящий прорыв и теперь не уступает большинству развитых стран Европы и Азии. Однако доля онлайн-продаж на розничном рынке Non-Food все еще не достигает даже 10%, а по продовольственным товарам она и вовсе менее 0,2%. Эти цифры свидетельствуют о потенциале двукратного роста доли электронной коммерции для Non-Food и как минимум на порядок – для продовольственных товаров. Ретейлерам приходится ускоренными темпами завершать переход к беспрерывной (омниакальной) модели взаимодействия с покупателем.

Объем товарооборота по материалам Росстата представлен на рисунке 1.

Разработано автором на основе исследования данных Россстата

Рис.1 Динамика объема товарооборота за 2016 -2018гг.

Общий оборот розничной торговли во всех каналах реализации (с учетом

экспертной оценки объема неорганизованного ввоза и продажи товаров на рынках и ярмарках) в январе-сентябре 2019 года составил 121 748,1 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 3,8% больше объема января-сентября 2018 года.

В январе-сентябре 2019 года оборот розничной торговли на 95,9% сформировался

торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка). Доля продажи товаров на рынках и ярмарках составила 4,1% (рисунок 2).

Рис.2 Формирование оборота розничной торговли в сентябре 2019

1 – организации, не относящиеся к субъектам малого предпринимательства

2 – малые предприятия (включая микропредприятия)

3 – индивидуальные предприниматели, реализующие товары вне рынка и

ярмарки

4 – продажа товаров на рынках и ярмарках

В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий в январе-сентябре 2019 года составил 48,7%, непродовольственных товаров – 51,3%.

Такая динамика показателей объема и структуры розничной торговли в России оказывает влияние на социальную-экономическую сферу страны. И в первую очередь на это влияет потребительский кредит.

Описанные особенности развития ситуации в денежно-кредитной сфере привели систему в «плохое» равновесие. Высокий темп роста потребительского кредитования повышает потребительский спрос и импорт. Это, в свою очередь, оказывает повышательное давление на цены, тем самым вынуждая Банк России сохранять ключевую процентную ставку на повышенном уровне, что оказывает понижательное давление на ипотечное и корпоративное кредитование, как наиболее чувствительные к уровню ключевой ставки виды кредитования. А это, в свою очередь, уменьшает спрос на труд и приводит к замедлению темпов роста доходов населения. При этом рост


процентных выплат по кредитам населения вносит дополнительный заметный отрицательный вклад в динамику реальных располагаемых доходов населения.

При этом высокие темпы роста задолженности в сегменте потребительского кредита (около 2% ВВП) являются неустойчивыми и ведут к среднесрочному изменению (волатильности) экономического роста. Так, после вклада в потребительский спрос на уровне 2% в 2018 году, уже в 2020 году такой вклад может стать отрицательным на уровне в 6% в случае реализации негативного сценария.

Текущая ситуация в сегменте потребительского кредитования также приобретает черты социальной проблемы. По данным Банка России, соотношение «платеж/доход» новых заемщиков в сегменте «кредиты наличными» в 1 квартале 2019 года составило в среднем 43,9%. При этом у 15 % заемщиков соотношение платеж/доход превышает 70 %, что приводит к существенному ухудшению уровня жизни заемщика. Всё это происходит на фоне двойного удара по реальным располагаемым доходам населения от активного роста потребительского кредита через замедление темпов роста доходов и увеличение объема процентных платежей.

Современные тенденции развития в области ИТ-технологий и трендов в розничной торговле.

Современные тенденции развития в области ИТ-технологий и трендов в розничной торговле, являются очень важным фактором в розничной торговле.

В современном мире состояние торговли такого, что структурные изменения во внешней среде розничной торговли происходят в течение длительного периода и оказывают долгосрочное воздействие на основные способы предоставления товаров и услуг. К ним относят:

  1. Демографические изменения. Например, снижение рождаемости оказывает существенное влияние на потребительские расходы. Вначале от этого страдают розничные предприятия, торгующие детскими товарами и сопутствующими продуктами, но со временем негативные последствия отразятся и на других предприятиях.
  2. Технологические изменения (например, использование компьютерных технологий) определяют многие другие перемены, так как отражаются на широте диапазона выбора доступного потребителям и поставщикам.
  3. Экономические изменения. Долгосрочное увеличение реальных доходов населения приводит к изменению направления расходов, что открывает перспективные возможности для розничных торговых предприятий.
  4. Политические изменения оказывают существенное воздействие на то, как и где осуществляется торговля товарами и услугами.
  5. Культурные изменения. Многие люди в современном обществе рассматривают совершение покупок как активный отдых. Для того чтобы добиться увеличения числа покупателей торговые центры предлагают посетителям различные интересные развлечения.

Перечисленные выше структурные изменения позволяют объяснять происходящие в современной розничной торговле перемены и предвидеть

перспективные направления развития отрасли. Они объясняют такие явления, как:

- увеличение числа крупных фирм в розничной торговле в целом;

- рост загородных торговых центров;

- появление новых форматов торговых предприятий;

- рост числа специализированных магазинов продовольственных и непродовольственных товаров;

- растущая интеграция цепочки поставок.

В нынешнее время очень популярны ИТ-технологии, так как современный человек не может представить свою жизнь без каких-либо нововведений в области технологий, поэтому большая часть времени тратится на то, чтобы усовершенствовать мир торговли, тем самым сделать его более информационным и легкодоступным для потребителя.

Рассмотрим ИТ-технологии в современной розничной торговле:

  1. Магазины без продавцов. Ритейлеры из года в год при помощи

современных технологий стараются сократить количество персонала или перераспределить его работу, а также уменьшить количество ошибок, совершаемых из-за человеческого фактора. В 2018 году магазины опробовали электронные ценники, системы самообслуживания, информационные киоски, мобильные решения, системы оптимизации графиков работы. В 2019 году эти технологии внедрились более плотно.

  1. Магазины без касс. В 2018 году без кассовые магазины открылись в Китае,

США, Европе и даже в Белоруссии. Однако такие инновации весьма недешевые. Например, по оценке Morgan Stanley только открытие всего одного магазина Amazon Go обходится примерно в 1 миллион долларов. Более перспективной в ближайшие годы может оказаться технология Scan&Go и её дальнейшее развитие в виде сканирования и оплаты товаров через смартфон покупателя. Крупнейшие сети уже внедряют такие сервисы.

  1. Видео аналитика как перспективное направление. Дальнейшее развитие

получит видео аналитика в ритейле. Одна из причин этого — обкатка технологии в Сбербанке и правительстве Москвы, накопление биометрических данных покупателей. Вероятно, скоро появятся эксперименты с использованием распознавания лиц при оплате на кассе, либо предложения персонализированных скидок в магазине. Ещё быстрее видео аналитика может найти применение в автоматизации контроля складских операций и выкладки товаров на полках. В опросе, проведённом Retail.ru[10], ритейлеры назвали видео аналитику одной из наиболее перспективных технологий в розничной торговле.