Файл: Менеджмент профессионального_футбольного_клуба_ПФК ЦСКА.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 256
Скачиваний: 2
Введение
Спортивные клубы являются юридическими лицами,
осуществляющими тренировочную, соревновательную, физкультурную
и воспитательную деятельность. Спортивные клубы могут создаваться
юридическими и физическими лицами.
Спортивным клубам могут оказывать содействие федеральные
органы исполнительной власти, органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления
посредством:
1) строительства, реконструкции, ремонта спортивных
сооружений и иных объектов спорта;
2) передачи в безвозмездное пользование или долгосрочную
аренду на льготных условиях помещений, зданий, сооружений,
являющихся собственностью Российской Федерации или субъектов
Российской Федерации либо муниципальной собственностью;
3) обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием;
4) оказания иной поддержки в порядке и в случаях, которые
установлены нормативными правовыми актами федеральных органов
исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов
государственной власти субъектов Российской Федерации или
муниципальными правовыми актами.
Одними из основных характеристик клуба всегда являются треугольник взаимоотношений «владелец - менеджмент - члены клуба» и определение цели существования клуба, основного интереса, вокруг которого строится клуб. Очевидно, при создании спортивного клуба таким интересом является, с одной стороны, совершенствование спортивного мастерства членами клуба, а также победы членов клуба в различных престижных для этого вида спорта соревнованиях, а с другой стороны - получение коммерческой выгоды от участия в соревнованиях. Таким образом, менеджмент спортивного клуба работает и с владельцами клуба и с членами клуба для максимального удовлетворения интересов всех участников.
В этой курсовой работе мы рассмотрим как же работает менеджмент футболе. Рассмотрим какие же модели управления существуют в мире. Какую модель развития футбола выбрала РФС.Какие проблемы менеджмента существуют в России. Изучим как дела с менеджментом в России и в Европее.На примере ПФК ЦСКА рассмотрим структуру управления клубом, разберем где и сколько аудитория клуба, количество трофеев и все что связанно с клубом. Попытаемся найти плюсы и минусы менеджмента клуба и предложим решение этих проблем.
1. Управление футбольными клубами
В европейском футболе главным показателем эффективности клубов долгое время считались спортивные результаты: если клуб выигрывает матчи и, следовательно, трофеи, то система работает эффективно. Внедрение правил финансового фэйр-плэй (ФПП) кардинально поменяло представление о понятии «эффективность» применительно к футбольным клубам. Команды теперь должны не только доказывать, что обладают качественными игрокам на поле, но и грамотными менеджерами за его пределами. Роль управленческого состава в сегодняшних рыночных отношениях профессионального футбола переоценить сложно. Менеджерское звено, как правило, работает по определенной модели. В данном материале постараемся разобраться, какие модели управления характерны для футбольных клубов Европы и России.
На данный момент среди наиболее распространенных управленческих моделей футбольных клубов выделяют следующие:
Биржевая модель;
«Народная» модель;
Модель «папиков»;
Биржевая модель
Из самого названия модели вытекает привязанность клубов к торговле на бирже. К преимуществам публичного размещения акций для футбольных клубов можно отнести, в первую очередь, повышение финансовой дисциплины: клубы становятся обязаны публиковать финансовую отчетность, раскрывать детали спонсорских, трансферных и иных сделок. К 2015 году 44 футбольных клуба успели стать публичными, при этом из них уже 21 приняло решение отказаться от биржевой торговли акций. К негативным аспектам биржевой модели можно отнести высокую зависимость стоимости котировок акций от спортивных результатов, которые, как мы знаем, порой очень сложно прогнозировать и, тем более, гарантировать для инвесторов.
В условиях ФФП УЕФА биржевая модель может способствовать привлечению капитала и повышению финансовой устойчивости клубов. При этом большинство примеров показывают, что рост капитализации видится только в краткосрочной перспективе, именно поэтому почти половина публичных клубов решили отказаться от подобной формы управления.
«Народная» модель
Пожалуй, одна из тех форм управления, о которой мечтают многие футбольные болельщики. Представьте ситуацию, когда Вы лично имеете право голоса в принятии судьбоносных решений любимого клуба. Всем известно, какую команду считают народной в России. Но на вопрос «в чем же ее народность» никто грамотно ответить не может. Тогда как существует модели по истине народных команд, где управление сконцентрировано внутри кругов болельщиков. Преимуществом данной модели является эмоциональная заинтересованность управленцев в ежедневных делах клуба. Однако этот же тезис можно отнести и к недостаткам модели, поскольку эмоциональность не всегда позволяет принимать грамотные управленческие решения. Именно поэтому существуют разногласия относительно того, в каких клубах данная модель работает наиболее эффективно.
В Англии народная модель более характерна для небольших клубов из Лиги 1 и Лиги 2, тогда как в Испании подобную модель используют Реал Мадрид и Барселона.
Модель «папиков»
В английской версии модель называется Sugar daddy model. Принцип ее заключается в том, что финансовая ответственность в клубе сводится к одному источнику. В качестве папика может выступать физическое лицо, группа лиц, юридическое лицо или даже, как в случае c Россией, государство.
Футбольные папики изжили себя. Главный источник финансирования отечественного спорта – государство. При этом тяжелая макроэкономическая ситуация вынудила главного папика российского спорта затянуть пояса. Уже приняты постановления о том, что бюджетные средства клубы не могут тратиться на трансферные сделки и агентские выплаты, идут разговоры о сокращении финансирования ЧМ-2018. Многие говорят, что профессиональные клубы нужно делать частными. При этом пример махачкалинского футбольного клуба говорит нам не о проблеме частных и государственных клубов, а о том, что яйца в одну корзину класть нельзя.( Автор Никита Осокин, сотрудник Центра Стратегических Исследований в Спорте при РЭУ им. Плеханова)
1.1 Развитие футбола в России
РФС предлагает план развития футбола России до 2030 года.
К 2030 г. футбол в России - общенациональное увлечение, спорт номер один.
Реализация данного подхода включает в себя: высокую популярность футбола среди населения, высокую численность занимающихся, конкурентоспособность российских клубов на международной арене, успехи сборной команды России по футболу.
Именно футбол может и должен занять место ключевого национального спортивного увлечения в силу следующих обстоятельств:
футбол является самым популярным видом спорта в России;
футбол является одним из самых популярных видов спорта в мире;
успехи клубов и сборной команды обеспечивают в том числе престиж страны на международной арене;
футбол – одна из самых зрелищных, увлекательных и непредсказуемых игр, способная объединить все слои общества, активно воздействовать на все стороны общественной жизни в стране
футбол относительно не дорог для занятий и гибок в форматах, что способствует массовому вовлечению игроков и удовлетворению потребностей каждого.
Футбол – больше чем игра. Футбол никогда не был просто игрой команд. Игра становится результатом деятельности огромного числа людей, каждый из которых делает своё дело: отбирает и обучает юных футболистов, строит спортивные базы, управляет футбольными клубами, организует соревнования, реализует права на трансляции матчей. Футбол стал полноценной сферой деятельности и должен рассматриваться как единство и связь различных по своей сути процессов.
Футбольная система и ключевые направления Стратегии
Одним из основополагающих принципов Стратегии является системность развития футбола. Невозможно улучшить только одну составляющую футбола. Успех и мероприятия по его воплощению в жизнь должны присутствовать по всем направлениям саморегулируемой футбольной системы.
Все направления системы функционируют как единый механизм.
Основные направления Стратегии
Основное направление «Сборные команды Российской Федерации и профессиональные клубы»
Видение:
сборная команда России по футболу показывает стабильно высокие результаты в крупных международных турнирах;
клубы РФПЛ играют в престижном Чемпионате России;
источники финансирования профессионального футбола диверсифицированы, бренды российских клубов имеют значимую долю международной аудитории;
клубы ФНЛ (ПФЛ) присутствуют в большинстве крупных городов России, пользуются популярностью в субъектах Российской Федерации, обладают современными футбольными аренами.
Цели направления:
создание экономически стабильной системы профессионального футбола высокого уровня;
подготовка успешных, способствующих росту популярности футбола в стране, сборных команд по футболу различного уровня.
Основное направление «Подготовка спортивного резерва»
Видение
сборная команда Российской Федерации и профессиональные клубы имеют широкий выбор конкурентоспособных российских футболистов.
Цель направления
формирование в стране эффективной системы подготовки спортивного резерва, которая обеспечит рост числа молодых высококвалифицированных игроков в профессиональном футболе.
Основное направление «Массовый и любительский футбол»
Видение:
футбол любят миллионы болельщиков всех возрастов, 50% россиян интересуются футболом;
численность вовлеченных в футбол - 7% от населения страны;
значительное количество населения играет в футбол в течение всей жизни, принимая участие в широкой и многоступенчатой системе любительских соревнований;
уровень и количество объектов спортивной инфраструктуры соответствуют современным стандартам и потребностям.
Цель направления
создание предпосылок для широкого распространения и повышения качества организации массового и любительского футбола.
Стратегия предусматривает развитие мужского футбола 11 х 11, а также Концепции и программы развития других дисциплин (мини-футбол, пляжный футбол) и направлений футбола (женский футбол, футбол ветеранов, футбол для лиц с ограниченными возможностями, другие), которые будут разработаны РФС отдельно с учетом данной Стратегии.
Ну а что же у нас сейчас?
начиная с 2010 года, наметилась тенденция по замедлению и результативности проведения мероприятий по развитию футбола, нарушилась преемственность и последовательность действий, взаимопонимание субъектов футбола по решению, поставленных перед ними задач. Приостановлено реализация некоторых важных проектов, связанных с созданием вертикальной системы управления подготовки спортивного резерва для национальных команд по футболу, улучшению методического, научного, медицинского сопровождения процессов подготовки футболистов, создании системы центров подготовки футболистов, тренеров и специалистов в области футбола, совершенствования футбольной инфраструктуры профессионального футбола и др. По-прежнему еще остается неудовлетворительное состояние материально-технической базы у большинства субъектов футбола, недостатки в системе подготовки и повышении квалификации специалистов, низкая заработная плата тренеров, работающих во многих СДЮШОР, переизбыток иностранных футболистов и тренеров не всегда высокого класса, работающих в клубах Премьер-лиги, несовершенная система соревнований в массовом футболе — далеко не полный перечень основных проблем футбольной отрасли.
Макаров, Д. С. Тенденции развития современного футбола в России / Д. С. Макаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый
1.2 Особенности менеджмента футбольных клубов России
1.Посещаемость футбольных матчей и инфраструктура клубов
В 2009 году Россия занимала 10 место по посещаемости среди всех Европейских чемпионатов. Наполняемость российских стадионов оставляет желать лучшего, если учитывать население нашей страны. А ведь количество проданных билетов и абонементов - важная составляющая коммерческого успеха футбольного предприятия. Российские стадионы в большинстве своем сильно уступают западным образцам по комфортабельности. В это понятие входит и чистота, и удобное расположение, возможность добраться до арены из разных точек населенного пункта, наличие парковок, пунктов общественного питания, наличие туалетов и комнат матери. Слабая инфраструктура серьезно влияет на уровень посещаемости. Если же стадионы не заполняются, сложно рассчитывать на получение высокой прибыли от продажи билетов и абонементов. Не стоит забывать, что зарабатывать на стадионе можно не только продавая билеты. Атрибутика, питание на стадионе и прилегающих территориях, различные дополнительные услуги, позволяющие заработать на футбольных болельщиках - все это потенциальные виды получения прибыли, которую упускают российские футбольные клубы из-за несовершенства собственной инфраструктуры. К тому же, чем больше болельщиков на стадионе, тем большую сумму можно получить от продажи рекламных мест, баннеров на стадионе. Ведь чем больше присутствует людей на стадионе, тем большее количество людей увидит рекламу, тем большую сумму вправе требовать клуб от рекламодателей.