Файл: Системный подход к менеджменту (Теория систем. Системный подход в исследовании менеджмента организаций).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИЯ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА В ИССЛЕДОВАНИИ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ РЫНКА
1.1 Теория систем. Системный подход в исследовании менеджмента организаций
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ООО «СТАЛЬ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Сталь»
2.2 Оценка эффективности менеджмента предприятия ООО «Сталь»
2.3. Мероприятия по повышению эффективности системы менеджмента в ООО «Сталь»
Системный подход в исследовании менеджмента организаций способствует выявлению элементов системы и характера их взаимодействия, разработке решений вокруг типа системы и характеристик ее элементов, поэтому выявление проблем здесь является решающим фактором эффективности применяемого подхода.
1.2 Современные проблемы и методы исследования системного подхода менеджмента организации в условиях рынка
Словосочетание «системный подход» в последнее время очень распространено, особенно, когда речь идет об управлении. Но мало кто понимает, что оно обозначает, а тем более применяет его на практике. При описании системного подхода из-за слишком большого количества факторов, влияющих на состояние системы, в основном все сводится к интуиции, что ведет к такой проблеме, как низкая степень осведомленности о таком подходе [40].
Системный анализ проблем управления изменениями рассматривается сквозь призму состояний и сред, в которых предприятие осуществляет свою деятельность (рисунок 4).
Рисунок 4. Среда и состояние функционирования предприятия [32]
Эффективность решения проблем зависит от методов, применяемых для выполнения функций решения проблем. Пропускная способность, точность и другие характеристики методов, входящих выданную целенаправленную систему, должны быть сбалансированы между собой, а затраты на них должны соответствовать выигрышу [11].
Проблема заключается в выборе критерия, подходящего для того уровня, на котором принимается решение, и в то же время обеспечивающего требование, чтобы критерии нижестоящих уровней приводили бы к нахождению таких решений, которые были бы направлены на достижение целей системы в целом. В общей теории систем в определениях системы появляется понятие «цель». Вначале в неявном виде – «система – организованное множество» (в котором цель появляется при раскрытии понятия организованное), а потом в виде конечного результата, системообразующего критерия. Обобщение результатов исследований процессов целеобразования и наблюдение процессов обоснования и структуризации целей в конкретных условиях позволили сформулировать некоторые общие принципы и закономерности целеобразования.
Обращаясь к проблемам управления организацией, должны быть актуальны три уровня задач:
– задачи системы,
– задачи составных частей,
– задачи системы, частью которой является данная система.
Но в практике отечественного менеджмента такая методология постановки задач не является доминирующей [30].
Одной из ключевых проблем в системном подходе менеджмента организации является формирование информационной системы с позиции теории и практики. Компании очень редко комплексно используют информационную систему, часто теоретическая основа такого исследования в современных условиях является устаревшей, не актуальной [29].
С управленческим персоналом, который занят в системном подходе менеджмента, также возникают проблемы: объем управленческих решений, которые приходится ежедневно принимать руководителям всех уровней, непрерывно растет. В результате все рабочее время топ-менеджмента оказывается занятым решением текущих проблем, а на работы, связанные с принятием решений, относящихся к области системного подхода, времени остается очень мало. Как следствие, рабочий день топ-менеджеров организации начинает удлиняться, время отдыха и восстановления – укорачиваться, а качество принимаемых решений в таких условиях – снижаться. Именно снижение качества управленческих решений, перегруженность персонала, ответственного за их выработку (топ-мененджеров и менеджеров среднего звена), при непрерывном общем росте количества работников организации и вызывает наступление кризиса управляемости.
Таким образом, несмотря на то, что регламентное управление деятельностью нельзя считать панацеей от всех проблем управления, системный подход в значительной степени совершенствует деятельность, повышает ее эффективность и результативность, обеспечивает рост трудовой дисциплины в организации и способствует созданию прозрачной и эффективной системы управления организацией [27].
Следовательно, к современным проблемам системного подхода менеджмента организации в условиях рынка следует отнести (рисунок 5):
Рисунок 5. Современные проблемы системного подхода менеджмента организации в условиях рынка
Существуют различные методы исследования системного подхода менеджмента организации в условиях рынка, основными из которых являются:
1. Методы экономического анализа. Методы экономического анализа применяются на всех стадиях системного анализа. Целью экономического анализа является выявление сущности, закономерностей, тенденций экономических и социальных процессов, хозяйственной деятельности на всех уровнях.
2. Методы экспертных оценок. В настоящее время наиболее широко в процессе анализа деятельности современных организаций используют экспертные методы оценки. Они позволяют решать проблемы перевода большинства информации управленческого характера от качественных эквивалентов в количественные. В исследовании управления широкое распространение имеет метод экспертных оценок. Это объясняется сложностью многих проблем, их происхождением из «человеческого фактора», отсутствием надежных экспериментальных или нормативных инструментов. Существует достаточно большое количество методов получения экспертных оценок. В одном случае с каждым экспертом работают отдельно, он даже не знает, кто ещё является экспертом, а потому высказывает свое мнение независимо от авторитетов. Во втором – экспертов собирают вместе для подготовки материалов, при этом эксперты обсуждают проблему друг с другом, учатся друг у друга, и неверные мнения отбрасываются. В третьем - число экспертов фиксировано и таково, чтобы статистические методы проверки согласованности мнений и затем их усреднения позволяли принимать обоснованные решения. В других случаях число экспертов растет в процессе проведения экспертизы, например, при использовании метода «снежного кома».
3. СТЭП-факторный анализ. При проведении стратегического анализа организации, для анализа макроокружения и выделения особо значимых факторов для деятельности организации применяется метод СТЭП–анализа. Данный тип анализа характеризует четыре группы факторов: экономические, политические, социальные и технологические, влияющих на деятельность организации. Отсюда и название метода расшифровывается и переводится как:
S – Society – общество (социум);
T – Technology – технология;
E – Economy – экономика;
P – Policy – политика.
В литературе встречается также название данного метода как ПЭСТ-анализ. Достоинством метода является рассмотрение всех сторон воздействия факторов внешней среды, недостатком – он не дает четкого, детального представления о факторах внешней среды. Данный метод используется для того, чтобы дать общее представление о внешней среде организации и силе влияния данных факторов на организацию. Анализ проводится согласно следующему алгоритму:
– характеристика основных компонентов макроокружения организации для выявления основных факторов, оказывающих влияние на организацию;
– ранжирование выявленных факторов. Определение шкалы оценок;
– определение группы факторов, оказывающих положительное влияние на развитие организации, используя методы аналитической геометрии, как инструмента оценочной модели;
– определение группы факторов, оказывающих положительное влияние на развитие организации, используя методы аналитической геометрии, как инструмента оценочной модели;
– построение диаграммы организационного развития;
– оформление отчета о проведенной работе [28].
4. SWOT-анализ. Под SWOT-анализом понимаются исследования, направленные на определение и оценку сильных и слабых сторон предприятия, его возможностей и потенциальных угроз, а так же возможностей и угроз внешней среды, установление связей между ними и использование их для формирования стратегий фирмы. Возможности определяются как нечто, дающее фирме шанс сделать что-то новое: выпустить новый продукт, завоевать новых клиентов, внедрить новую технологию, перестроить бизнес-процессы и т.п. Угроза – это то, что может нанести ущерб фирме, лишить ее существующих преимуществ (появление новых конкурентов, товаров-заменителей и т.п.). SWOT-анализ может быть проведен в течение любого реально имеющегося времени – от 1-2 ч до нескольких дней. Если в первом случае выводы приходится делать на основе экспресс-опроса, то при наличии 2-3 дней удается предварительно изучить документы, провести необходимые интервью, разработать модель ситуации и детально обсудить проблемы с заинтересованными участниками. SWOT-анализ целесообразно проводить с использованием несложных графологических средств.
Название этого метода составлено из аббревиатуры начальных букв английских слов: strength, opportunity, weakness, threat.
Процесс проектирования набора стратегических программ и мероприятий фирмы связан с решением следующих задач:
– определение специфики объекта исследований;
– проведение анализа внешней среды;
– проведение анализа потенциала фирмы;
– установление связей угроз и возможностей внешней среды и сильных и слабых сторон фирмы;
– идентификация стратегии фирмы;
– оформление отчета о проведенной работе [18].
5. Горизонтальный финансовый анализ. Горизонтальный анализ (трендовый) базируется на изучении динамики отдельных фин. показателей во времени, рассчитываются темпы роста (прироста) отдельных показателей и определяются общие тенденции их изменения (или тренда) [28].
Таким образом, в ходе исследования системного подхода менеджмента организации в условиях рынка был отмечен ряд проблемных ситуаций, которые в современных условиях функционирования предприятий необходимо устранять, корректировать, то есть решать. Решению проблемных ситуаций поможет комплексное методическое исследование с использованием различных методов (финансового, экономического, экспертного, СТЭП и т.д.), которые в совокупности помогут в кратчайшее время выявить эти проблемы, разработать для их устранения необходимые мероприятия.
ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА ООО «СТАЛЬ»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Сталь»
ООО «Сталь» представляет собой общество с ограниченной ответственностью и ведет свою деятельность на основе Гражданского кодекса Российской Федерации.
ООО «Сталь» является также юридическим лицом, руководствуется в своей деятельности законодательством РФ.
Предприятие имеет самостоятельный баланс, свой фирменный бланк, печать с полным наименованием на русском языке, необходимые штампы, действует на принципах хозяйственного расчета.
ООО «Сталь» занимает достойную позицию на рынке, диктуя сбытовую политику ряду продукции.
Кроме этого, продукция ООО «Сталь» удовлетворяет высоким требованиям рынка к качеству продукции.
Целью деятельности ООО «Сталь» является осуществление рыночных взаимоотношений и получение прибыли на основе удовлетворения потребностей граждан, коллективных, государственных и иных.
Для достижения своих целей Общество осуществляет следующие виды деятельности:
- обработка отходов и лома черных металлов;
- иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством.
Все виды деятельности осуществляются в соответствии с действующим законодательством РФ.
Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется специальными Федеральными законами, Общество может заниматься только при получении специального разрешения (лицензии).
Перерабатывающее предприятие ООО «Сталь» в условиях кризиса получает возможность определять глубину и направления трансформации рынка, создавать новые его сегменты, адекватно реагировать на ожидания потребителей.
В этой связи интенсификация инновационного процесса на предприятии является ключевой проблемой с точки зрения долгосрочного развития и улучшения рыночных позиций.
В своей работе ООО «Сталь» руководствуется:
- уставом предприятия;
- настоящим положением;
- нормативными документами системы менеджмента качества;
- квартальными планами, подписанными начальником цеха;