Файл: Японская модель менеджмента (Характеристика японской модели управления).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 2
Российская модель управления состоит из принципов, сложившихся на протяжении многих лети поколений в нашей стране, но для современной России этого не достаточно. Поэтому мы пытаемся заимствовать опыт и умения управлять людьми в современном мире у наших ближайших, развитых в этом отношении соседей, таких как Япония и Америка. На мой взгляд, это является отличным решением, ведь таким образом можно скомбинировать свою неплохую модель управления, которая будет содержать в себе все плюсы западного и восточного управления.
Например, в России чаще всего используется мотивация работников через денежное стимулирование кадров (высокую заработную плату), состоящее из заработной платы и дополнительных выплат, которое мы заимствовали у Западной Европы. В то время как в Японии мотивацией считают, что заставлять сотрудников трудиться должны условия, а не управляющие, поэтому, как бы дорого не обошлось создание условий труда работников, оно обязательно многократно окупится. Материальное стимулирование здесь выражается в систематическом повышении заработной платы, но лишь в зависимости от трудового стажа и опыта работы в данной компании.
Результаты проведенного исследования показали, как тесно пересекаются черты американского и японского менеджмента в российских управленческих традициях. Нельзя однозначно утверждать, какая из систем управления оказала и продолжает оказывать наиболее влияние на отечественную модель управления. Совершенно ясно, что проблема использования зарубежного опыта в управлении персоналом становится весьма актуальной. В России никак не придут к общему решению: накапливать свой или использовать зарубежный опыт. Безусловно, этот вопрос спорный. Без сомнения остается только осознание того, что зарубежный опыт формировался на страновом менталитете и традициях, поэтому он требует тщательного изучения. Конечно, Россия имеет и свой опыт в управлении. Но мы видим, что основные черты отечественной модели управления являются пережитками советского строя, которые уже не актуальны в современных коммерческих организациях, поэтому не случайно, что такие компании реализуют принципы и методы управления, заимствованные в большинстве своем из Америки и Японии [15]. Но, несомненно, Японская модель России ближе, на мой взгляд, к ней будет проще приспособиться, так как во многом менталитеты наших стран более схожи, чем кажется на первый взгляд.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Управленческая деятельность в стабильной среде для предприятия есть нечто вроде поиска компромисса между спросом потребителей и производственной возможностью компании. Японская модель управления существенно отличается от российской, потому что она основывается на ином менталитете своих сотрудников. В этом, на первый взгляд, главная проблема внедрения японского опыта управления в российские организации и крупные фирмы. Вместе с тем, для наиболее эффективного управления российскими компаниями представляется целесообразным использовать лучшие достижения как западного, так и японского опыта в управлении персоналом на основе их оптимального сочетания. Это связано с тем, что:
• в общественном сознании населения России и Японии в настоящее время осуществляется изменение от коллективных ценностей к индивидуальным;
• Россия находится между разными цивилизациями, поэтому она может воспринять наиболее оптимальные черты и западной и восточной культур управления;
• Японская модель управления активно изучается, адаптируется и заимствуется, находя применение в деятельности многих фирм за пределами Японии, особенно в промышленно развитых странах, таких как Соединенные Штаты Америки и страны Западной и Восточной Европы.
Целью написания данной курсовой работы явилось выявление содержания использования японской модели управления в отечественных предприятиях.
В ходе работы были достигнуты следующие задачи:
1. Раскрыты теоретические основы использования японской модели управления в отечественных предприятиях;
2. Исследованы использования японской, американской и русской модели управления на примере предприятий.
Трудность формирования российской модели менеджмента связана с необходимостью исправления сложившегося положения в экономике страны и кризисной ситуации. Для устранения сложившегося положения необходимы защита системы производства и реализации товаров и услуг от бюрократизма, коррупции и криминала, демонополизация экономики, создание системы регулирования образования цен и тарифов путем применения государственных и, прежде всего, экономических рычагов, ускоренное развитие экономики регионов и т.д.
Экономический кризис рельефно обозначил все наиболее очевидные болевые точки в российской практике корпоративного управления. Во-первых, это формальный и декоративный характер целого ряда корпоративных процедур. Во-вторых, отсутствие необходимых профессиональных качеств и навыков у многих менеджеров и членов советов директоров. В-третьих, очевидный дефицит экспертов в области финансовых рынков среди высшего звена менеджеров. В-четвертых, слабость системы управления рисками. В-пятых, недостаточный уровень прозрачности и избирательный характер раскрываемой корпоративной информации. Более того, нынешний кризис опроверг целый ряд стереотипов, которые были распространены и в теории, и в практике корпоративного управления.
В условиях кризиса менеджер должен одновременно реализовывать две стратегии: стратегию выживания и стратегию развития, поскольку кризис – это, с одной стороны, угроза, но, с другой - всегда шанс для совершенствования. И, наконец, для современной российской модели управления очень важна социальная ответственность собственников и менеджеров, бизнес-сообщества в целом, а также руководителей и чиновников разного уровня.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Белковский А.В. Конкурентная стратегия современных компаний// Менеджмент в России и за рубежом. – 2016.-№ 4 – С. 25.
- Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник. М.: Институт международного права и экономики. Изд-во «Триада, Лтд», 2016.
- Веснин В. Р. Менеджмент : учеб. для вузов / В. Р. Веснин; в пер. - М. : Элит - 2015. - 546 с.
- Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. М.: Издательство МГУ, 2016. – 416 с.
- Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2014. — 296 с.
- Вишневская О.В. Механизмы антикризисного управления предприятием // Менеджмент в России и за рубежом. – 2015.-№ 3 – С. 105.
- Ворочай С.В. Стратегический менеджмент: Учебно – методическое пособие по выполнению курсовой работы для студентов специальности Менеджмент организации. Брянск. Изд-во Московской ГСХА, 2011.-41с.
- Ворочай С.В. и др. Менеджмент: Учебно–методическое пособие по дипломному проектированию для студентов специальности Менеджмент организации. Брянск. Изд-во Московской ГСХА, 2014.-127с.
- Гавриленко Н.И. Возрастание роли стратегического менеджмента в управлении хозяйствующими субъектами // Менеджмент в России и за рубежом. – 2016.-№ 4 – С. 83.
- Гапоненко А.Л., Панкрухин А.П. Стратегическое управление: Учебник. – М.: Омега-Л, 2016. – 472 с.
- Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов. 3-е изд., переработ, и
доп. М.: ЮНИТИ, 2015. – 501 с. - Гончаров В.И. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: Мисанта, 2015. – 624 с.
- Грачев А.В. Анализ финансово-экономического состояния предприятия в современных условиях: особенности, недостатки и пути решения // Менеджмент в России и за рубежом. – 2014.-№ 5 – С. 89.
- Дойль П. Маркетинг-менеджмент и стратегия: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2014. – 544 с.
- Дроздова Г.А., Тарасова Е.А. Формирование стратегии сельскохозяйственных предприятий // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2016. - № 7. – С. 18-22.
- Забелин П.В. Моисеева Н.К. Основы стратегического управления:
Учебное пособие. М.: Информ.-внедренческий центр "Маркетинг", 2016. – 195 с. - Зайцев Л.Г., Соколова М.И. Стратегический менеджмент: Учебник для вузов. – М.: Юрист, 2015. – 416 с.
- Ильенкова С.Д. Производственный менеджмент: Уч. пос. для ВУЗов. М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2014. – 583 с.
- Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учеб. пос. для вузов. 6-е изд., стереотип. М.: Новое знание, 2015. – 336 с.
- Королев Ю.Б. Менеджмент в АПК. М.: Колос, 2011. – 304 с.
- Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. Анализ, планирование, внедрение, контроль. – СПб.: Питер-Ком, 2016.
- Круглов М.И. Стратегическое управление компанией: учебник для вузов. М.: Русская деловая литература, 2016.
- Люкшинов А.Н. Стратегический менеджмент на предприятиях АПК: Учебник для сред. спец. учеб, заведений. М.: Колос, 2016. – 367 с.
- Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций: М.: ИНФРА-М, 2016. – 288 с.
- Менеджмент организации / Под ред. 3.И. Румянцевой. М.: Инфра-М, 2016.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с анг.-М.: Дело, 2016.
- Парахина В.Н. Стратегический менеджмент: учебник / В.Н. Парахима, Л.С. Максименко, С.В. Панасенко. — 2-е изд., стер. — М.: К.НОРУС, 2014. — 496 с.
- Попов В.М. Бизнес-планирование. Учебник. М.: Финансы и статистика, 2014. 672 с.
- Попов С.А. Стратегический менеджмент: Видение – важнее, чем знание: Учеб.пособие. – М.:Дело, 2017. – 352с.
- Стратегическое управление: регион, город, предприятие. / Под ред. Д.С. Львова и др.; ООН РАН, НИМБ. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2016. – 605 с.
- Спивак В. А. Менеджмент : учеб. пособие / В. А. Спивак. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб. : Вектор, 2014. - 256 с.
- Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов/ Пер. с англ, под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2016. – 576 с.
- Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание: Пер. с англ. - М: Издательский дом «Вильямс», 2015. – 928 с.
- Управление в АПК / под ред. Ю.Б. Королева М.: «Колос», 2014. – 373с.
- Уткин Э.А., Котляр Б.А., Рапопорт Б.М. Бизнес-планирование. М.: Издательство «ЭКМОС», 2014. – 320 с.
- Фасхиев А.А. Судьба стратегического менеджмента и риск-менеджмент // Менеджмент в России и за рубежом. – 2017.-№ 1 – С. 33.