Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (Теоретико-методологические основы конкурентных преимуществ компании).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 1339

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. В рыночной среде экономики понятие «конкурентоспособность» можно охарактеризовать как одно из ключевых, учитывая, что в нем концентрированно выражаются экономические, научно-технические, производственные, организационно-управленческие, маркетинговые и иные возможности коммерческих организаций, отраслей, национальной экономики в целом. Указанные возможности находят свою реализацию в товарах и услугах, которые противостоят аналогам, выступающим как соперники, и на внутреннем, и на внешних рынках.

В современной мировой экономике происходят быстрые и глубинные изменения: рынок поддается глобализации, развивается многомерная конкуренция, трансформируются хозяйственные процессы.

Это все способствует осознанию того, что в настоящее время устарели традиционные принципы и ориентиры структурирования и развития субъектов мирового и национальных хозяйств

Если анализировать период до 70-х годов прошлого века, то конкуренции как таковой не было заметно в большинстве отраслей и стран, но уже сегодня рост и расширение ее настолько велико, что она выходит за пределы отдельных регионов мира, тем самым делая насущным вопрос о конкурентоспособности национальных предприятий. Если недооценивать проблему конкурентоспособности, то она может не дешево обойтись какому-либо производителю или стране.

Конкурентоспособность, можно охарактеризовать как структурный элемент всей системы конкурентных отношений, это многогранная категория, соединяющая в себе особенные моменты конкуренции и монополизма, в том числе их общественно-государственные регуляторы; она может реализовываться как на объектном, так и субъектном уровнях рынка.

Степень изученности темы. Вопросами изучения конкурентоспособности фирмы занимались отечественные и зарубежные ученые такие как: Азоев Г.Л., Челенков А.П., Д. Риккардо, Дж. Робинсон, Й.Шумпетер, Хайек Ф.А., Макконнелл К.Р., Брю С.Л., М. Портер, Гельвановский М., Фасхиев Х.А., Юданов А.Ю., Магомедов Ш.Ш., Фатхутдинов Р.А., Брилев А., Кулешова А.Б. и многие другие.

Задачи и цель исследования. Целью данной курсовой работы является разработка рекомендаций по улучшению конкурентных преимуществ филиала компании ПАО «МегаФон» в г.Санкт-Петербург. При подготовке данной работы необходимо решить следующие задачи:

  • изучить теоретико-методологические основы конкурентных преимуществ компании;
  • провести анализ конкурентных преимуществ филиала компании ПАО «МегаФон» в г.Санкт-Петербург;
  • разработать рекомендации по совершенствованию конкурентоспособности филиала компании ПАО «МегаФон» в г.Санкт-Петербург.

Объект исследования –филиал компании ПАО «МегаФон» в г.Санкт-Петербург.

Предметом исследования является процесс оценки и анализа конкурентоспособности компании.

Методы исследования. В процессе исследования применялся системный подход, метод экономического анализа, ряд экспертных оценок, использованы фундаментальные и прикладные исследования по выбранной теме.

Источники информации. В процессе исследования использовались материалы научных семинаров и конференций, положения и выводы трудов отечественных ученых.

Структура курсовой работы: введение, 3 главы, заключение, список использованных источников.

1. Теоретико-методологические основы конкурентных преимуществ компании

1.1. Понятие, сущность и основные виды конкурентоспособности

С того времени, когда промышленная фирма создана, и на протяжении всего своего функционирования каждый товаропроизводитель поставлен перед необходимостью важнейшей проблемы конкурентоспособности.

Рассматривая экономику в целом, можно отметить, что многие страны мира глубоко втянуты во всемирные хозяйственные связи, а национальный рынок, в свою очередь формируется, в большей мере, под активным влиянием мирового рынка и международной конкуренции. [20]

Понятие «конкурентоспособность» в рыночной экономике можно охарактеризовать как одно из ключевых, учитывая, что в нем концентрированно выражаются экономические, научно-технические, производственные, организационно управленческие, маркетинговые и иные возможности коммерческих организаций, отраслей, национальной экономики в целом. Указанные возможности находят свою реализацию в товарах и услугах, которые противостоят аналогам, выступающим как соперники и на внутреннем, и на внешних рынках.

Конкурентоспособность, можно охарактеризовать как структурный элемент всей системы конкурентных отношений. Это многогранная категория, соединяющая в себе особенные моменты конкуренции и монополизма, в том числе их общественно-государственные регуляторы. Она может реализовываться как на объектном, так и субъектном уровнях рынка.


Конкурентоспособность можно отнести к одной из важных интегральных характеристик, которая используется с целью оценки эффективности экономической деятельности предприятий. Сам термин конкурентоспособность, можно применить к любому субъекту, который бы не рассматривался, и предусматривает возможность указанного субъекта (потенциальная или реальная) выдержать конкуренцию.

Р.А. Фатхутдинов определяет понятие конкурентоспособности как способности объекта конкурировать с такими же объектами на указанном рынке. Автор делает акцент, на том, что товар или услуга выступают конкурентоспособными или неконкурентоспособными на каждом определенном рынке.

Обобщая понятие конкурентоспособности можно сказать, что это способность быть впереди, использовать при этом свои преимущества, достигая намеченных целей.

Первым экономистом, который начал проводить оценку конкурентоспособности страны, ссылаясь на конкурентоспособность функционирующих в ней предприятий, является М. Портер. Впоследствии термин «Конкурентоспособность предприятия» изучался и дополнялся многими знаменитыми учеными-экономистами. Важной и самой главной проблемой становиться определение и выявление факторов успеха предприятия. [3]

Конкурентоспособность предприятия – это его свойства, характеризующие место предприятия на определенном сегменте рынка, возможности вести конкуренцию с другими фирмами и предприятиями на рынке товаров и услуг. Каждое из таких свойств можно охарактеризовать разными показателями, позволяющими фирме в полной мере воплотить свои преимущества в сравнении с фирмами-конкурентами. [1]

Множество подходов для определения конкурентоспособности, которые существуют сегодня можно определить так:

  • или учитывать особенности постановки задач и целей исследования, вследствие чего есть необходимость акцентировать внимание на определенном аспекте конкурентоспособности;
  • или учитывать особенности при выборе предмета исследования, в качестве которого могут выступать предметы конкуренции, субъекты конкуренции, объекты конкуренции и масштабы деятельности.

Как правило, конкурентная борьба на внутреннем рынке производится по трем направлениям:

1) предприятие отечественное конкурирует с предприятием отечественным;

2) предприятие отечественное конкурирует с предприятием зарубежным;

3) предприятие зарубежное конкурирует с предприятием зарубежным.

Между собой конкурируют предприятия, в которых производится одинаковый вид товара, между отечественными и зарубежными предприятиями, которые хотят освоить новые рынки сбыта. [13]


Основными видами конкурентоспособности являются:

  • конкурентоспособность страны.

Конкурентоспособность страны является способностью страны делать как можно больше материальных ценностей, нежели их конкуренты, на международных рынках;

  • конкурентоспособность отрасли.

Конкурентоспособность отрасли  является эффективностью работы различных отраслей национального хозяйства, которая оценивается помимо традиционных критериев по показателям, характерным для данной отрасли и описывающим степень ее живучести и динамичности при различных вариантах развития экономики данной страны и всего мира в целом;

  • конкурентоспособность региона.

Конкурентоспособность региона - это производительность, использования региональных ресурсов, капитала и трудовых ресурсов, по сравнению с другими регионами, которая выражается в величине валового регионального продукта на душу населения, а также в его динамике;

  • конкурентоспособность организации.

Конкурентоспособность организации - это экономическая категория, которая обозначает способность данной организации конкурировать на рынке с такими же организациями.

  • конкурентоспособность продукции;

Конкурентоспособность продукции - это категория, которая означает умение продукции на равных условиях с другими подобными продукциями конкурировать на рынке. [2]

Положение конкуренции на конкретном рынке можно обрисовать как итог связь пяти конкурентных сил:

  • опасность появления новых конкурентов;
  • опасность вторжения заменителей-продуктов;
  • экономические возможности поставщиков;
  • экономические возможности покупателей;
  • соревнование среди имеющихся конкурентов. (рис.1.1.1)

Рис.1.1.1 - Взаимодействие пяти конкурентных сил

Силы, которые указаны, в итоге создают условия, в которых функционирует данный рынок и который составляет его единицы. Положение каждой силы и их совместное воздействие определяют возможности предприятия в борьбе с конкурентами и его конкурентный потенциал.

С другой же стороны, значение каждой из пяти сил определяется структурой отрасли, ее производственными, технологическими, экономическими и другими характеристиками. [7]


1.2. Сущность и виды конкурентных преимуществ компании

«Продуктом» системы управления рыночными возможностями компании являются конкурентные преимущества. Как компания не может существовать без необходимости в ее продукции, так не могут существовать рыночные возможности без конкурентных преимуществ.

Благодаря конкурентным преимуществам фирму узнают на рынке, она защищается от влияния конкурентных сил. Конкурентоспособность означает полученный результат, который невозможен без наличия конкурентных преимуществ. [12]

Конкурентные преимущества имеют оценочную базу, а точнее говоря цели, которые ставит перед собой предприятие, и сопутствующие задачи, связанные с этими целями, которые при нормальных факторах внешней среды может легко выполнить фирма, учитывая заданное качество их выполнения. Структурные и функциональные изменения на предприятии способствуют обеспечению условий для успешной деятельности «по назначению», возможности приведения основных компетенций предприятия в соответствие со складывающимися внешними изменениями среды.

Все эти изменения и работу, которая проводится с целью управления изменениями, зачастую трактуют, как развитие (создание конкурентных преимуществ). [19]

Конкурентное преимущество предприятия не всегда может быть очевидным. Ниже описаны варианты формирования конкурентных преимуществ:

- концентрация на конкурентах, предусматривает анализ предприятия в сравнении с его ближайшими конкурентами (значительная сила конкуренции в данном случае отводится рыночной среде);

- ориентация фирмы на клиентов и на удовлетворение их потребностей, когда менеджеры в основном учитывают мнение клиентов о том, как фирма работает по сравнению с конкурентами;

- ориентация на рыночную перспективу, когда важная роль отводится как покупателям продукции, так и конкурентам. [5]

С целью выделения фактора решающего преимущества, а не просто конкурентного, нужно, чтобы этот фактор имел ключевое значение при удовлетворении потребности и в то же время работал на уникальность бизнеса фирмы. Значимость отводится как базовому качеству, так и уникальности товара. [9]

Классифицировать факторы конкурентных преимуществ компании необходимо, хотя и затруднительно.

Как правило, можно выделить пять групп факторов конкурентных преимуществ: ресурсные, технологические, инновационные, глобальные, культурные.

К видам конкурентных преимуществ организации относят: