Файл: Выявление сильных и слабых сторон фирмы (Теоретические аспекты исследования сильных и слабых сторон организации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты исследования сильных и слабых сторон организации
1.1. Внешняя среда организации и подходы к анализу возможностей и угроз
1.2. Характеристика внутренней среды организации. Анализ сильных и слабых сторон организации
Глава 2. Анализ сильных и слабых сторон ООО «Ореанд»
2.1. Общая характеристика предприятия
Таблица 2
Основные экономические показатели ООО «Ореанд»
Показатели |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
Изменение (+,-) |
Темп роста, |
Выручка, тыс. руб. |
6 439 |
6 954 |
7 632 |
1193 |
118,53 |
Себестоимость продаж, тыс. руб. |
4 871 |
5 702 |
6 395 |
1524 |
131,29 |
Управленческие и коммерческие расходы, тыс. руб. |
12 |
24 |
16 |
4 |
133,3 |
Валовая прибыль, тыс. руб. |
1 568 |
1 252 |
1 237 |
-331 |
78,89 |
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
1 381 |
1 105 |
1 155 |
-226 |
83,63 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
1111 |
883 |
904 |
-207 |
81,36 |
Численность ППП, чел. |
143 |
143 |
45 |
2 |
101,84 |
Производительность труда, тыс. руб. |
149,74 |
161,72 |
169,6 |
19,86 |
116,44 |
Рентабельность продаж, % |
21,45 |
15,89 |
15,13 |
-6,32 |
70,54 |
Затраты на рубль выручки от продажи, коп. |
75,83 |
82,34 |
84 |
8,17 |
110,7 |
Снижается уровень рентабельности продаж, если в 2015 г. данный показатель составлял 21,45%, то в 2017 г. уже 15,13%, что также отрицательно характеризует предприятие. Снижение уровня рентабельности продаж, прежде всего, связано с понижением прибыли предприятия в 2017 г. и повышением себестоимости продаж до 6 395 тыс. руб.
2.2. Оценка внутренней и внешней среды организации
Для анализа макросреды предприятия используется методика PEST–анализа. PEST–анализ – маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления политических, экономических, социальных и технологических, аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию компании. В таблице 3 показаны PEST факторы, влияющие на деятельность предприятия ООО «Ореанд». Определение существенности влияния PEST-факторов на деятельность предприятия проводилось на основе экспертных оценок по 5-балльной шкале (ожидаемый уровень влияния), определяя веса (значимость в суммарном влиянии внешней среды). В качестве экспертов выступали специалисты предприятия, а именно управляющий магазином, административный директор, директор по сбыту, менеджеры по сбыту.
Таблица 3
PEST-анализ ООО «Ореанд»
Политические факторы |
Экономические факторы |
Социальные факторы |
Технологические |
Помощь государства малым предприятиям |
Высокие процентные ставки по кредитам |
Лёгкость получения кредитов |
Появление современной техники и новых |
Большое налоговое |
Снижение ставки ЦБ РФ |
Низкий уровень |
Развитие интернет-технологий |
- |
Постоянный рост |
Демографический |
- |
Оценка воздействия возможностей и угроз макросреды отражена в таблице 4 и в таблице 5. Из данных таблиц, очевидно, что влияние на ООО «Ореанд» возможностей достаточно велико (4,33 балла из 5 баллов). Влияние угроз чуть менее значительно по сравнению с влиянием возможностей, но также существенно превышает среднее значение (3,87 балла из 5 баллов). Непосредственно в SWOT-анализ будут включены факторы, взвешенная оценка которых в результате анализа макросреды выше 0,5 балла.
Таблица 4
Оценка возможностей макросреды ООО «Ореанд»» (в баллах)
Возможности макросреды |
Вес фактора |
Оценка |
Взвешенная оценка |
Помощь государства предприятиям |
0,1 |
3 |
0,3 |
Лёгкость получения кредитов |
0,25 |
4 |
0,9 |
Демографический подъём в стране |
0,12 |
4 |
0,48 |
Появление современной техники и новых |
0,26 |
5 |
1,3 |
Развитие интернет-технологий |
0,27 |
5 |
1,35 |
ИТОГО: |
1 |
- |
4,33 |
Возможности: лёгкость получения кредитов, снижение ставки рефинансирования, появление современной техники и новых технологий и развитие интернет-технологий. Угрозы: большое налоговое бремя, низкий уровень жизни, постоянный рост цен на бензин и высокие процентные ставки по кредитам.
Таблица 5
Оценка угроз макросреды
Угрозы макросреды |
Вес фактора |
Оценка |
Взвешенная оценка |
Большое налоговое бремя |
0,30 |
5 |
1,5 |
Низкий уровень жизни |
0,27 |
4 |
1,08 |
Постоянный рост цен на бензин |
0,23 |
3 |
0,69 |
Высокие процентные ставки по кредитам |
0,20 |
3 |
0,6 |
ИТОГО: |
1 |
- |
3,87 |
Факторы микроэкономического окружения внешней среды предприятия представлены в таблице 6.
Таблица 6
Факторы микросреды ООО «Ореанд»
Направления |
Значимые факторы микросреды предприятия |
Поставщики предприятия |
Надёжные поставщики товаров |
Использование поставщиками новых технологий в производстве |
|
Укрепление партнёрских отношений с поставщиками |
|
Потребители |
Изменение вкусов потребителей |
Важность для покупателей таких параметров как цена, |
|
Опасность появления товара-заменителя |
Развитие безопасных индустрий производства |
Достижение высокого качества обслуживания у конкурентов |
|
Опасность со стороны новых конкурентов |
Высокая вероятность появления новых конкурентов, но вряд ли способных конкурировать по ценам, ассортименту и качеству обслуживания |
Конкуренция между |
Наличие небольшого количества реальных конкурентов в |
Ужесточение конкуренции в отрасли |
|
Маркетинговые посредники |
Отсутствие на сегодняшний день посредников между |
Контактные аудитории |
Взаимовыгодное сотрудничество с местными средствами |
Угрозы микросреды включают, достижение высокого качества обслуживания и товаров конкурентов, освоение конкурентами новых технологий, изменение вкусов потребителей в сторону более дорогих продуктов и более высокого качества обслуживания, а также ужесточение конкуренции в отрасли. На втором шаге стратегического анализа предприятия проведен анализ внутренней среды, основным предназначением которого является определение и понятие слабых и сильных сторон фирмы. Основные значимые факторы внутренней среды ООО «Ореанд» перечислены в таблице 7.
Таблица 7
Факторы внутренней среды ООО «Ореанд»
Маркетинг |
Продукция |
Управление |
Присутствие на |
Акции |
Безопасность продукции |
Большие транспортные расходы |
Всего один магазин в г. Тольятти |
Различные средства рекламы |
Не достаточно широкий ассортимент товаров, в сравнении с основными |
Небольшие объёмы |
|
Есть свой |
Высокое качество товаров и обслуживания |
Низкие цены |
Оценка сильных и слабых сторон ООО «Ореанд» проводилась по аналогии с анализом внешней среды – на основе экспертных оценок. Результаты оценок сильных сторон предприятия представлены в таблице 8, а слабых сторон предприятия таблице 9.
Таблица 8
Оценка сильных сторон ООО «Ореанд»
Сильные стороны |
Вес фактора |
Оценка |
Взвешенная оценка |
Низкие цены |
0,29 |
5 |
1,45 |
Контроль качества товаров |
0,17 |
4 |
0,68 |
Акции |
0,11 |
4 |
0,44 |
Есть свой сайт |
0,1 |
4 |
0,4 |
Высокое качество обслуживания |
0,17 |
5 |
0,85 |
ИТОГО: |
1 |
- |
4,52 |
Как видно из представленной таблицы 8, основные сильные стороны
ООО «Ореанд» включают низкие цены на товары, контроль качества товаров, акции, высокое качество обслуживания покупателей.
Далее рассмотрим слабые стороны ООО «Ореанд».
Из расчетов значений влияния факторов внутренней среды видно, что влияние сильных сторон ООО «Ореанд» имеет высокое значение (4,52 балла из 5 баллов), большее, чем влияние слабых сторон (4,1 балла). Но влияние слабых сторон также является существенным, способное сделать предприятие уязвимым. По этой причине на слабые стороны следует обратить особое внимание.
Таблица 9
Оценка слабых сторон ООО «Ореанд»
Слабые стороны |
Вес фактора |
Оценка |
Взвешенная оценка |
Один магазин в Тольятти |
0,16 |
3 |
0,48 |
Недостаточно эффективные средства рекламы |
0,21 |
2 |
0,42 |
Небольшие объёмы продаж |
0,26 |
5 |
1,3 |
Большие транспортные расходы |
0,18 |
5 |
0,9 |
Не достаточно широкий ассортимент товаров |
0,2 |
5 |
1 |
ИТОГО: |
1 |
- |
4,1 |
SWOT-анализ позволяет определить причины эффективной или неэффективной работы компании на рынке, это сжатый анализ маркетинговой информации, на основании которого делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам.
Результатом анализа является разработка маркетинговой стратегии или гипотезы для дальнейшей проверки. Матрица SWOT-анализа предприятия ООО «Ореанд» приведена в таблице 10.
Таблица 10
Матрица SWOT-анализа ООО «Ореанд»
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Низкие цены |
Большие транспортные расходы |
Контроль качества товаров |
Небольшие объёмы продаж |
Высокое качество обслуживания покупателей |
Не достаточно широкий ассортимент товаров |
Возможности |
Угрозы |
Лёгкость получения кредитов |
Большое налоговое бремя |
Снижение ставки рефинансирования |
Постоянный рост цен на бензин |
Появление современной техники и новых технологий |
Высокие процентные ставки по кредитам |
Развитие интернет-технологий |
Изменение вкусов потребителей в сторону товаров конкурентов |
Надёжные поставщики товаров |
|
Развитие новейших и безопасных индустрий производства |