Файл: Использование в деятельности менеджера современных концепций лидерства (Основные положения известных теорий лидерства).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИЙ ЛИДЕРСТВА
1.1 Сущность и виды лидерства в организации
1.2 Основные положения известных теорий лидерства
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕПЦИИ ЛИДЕРСТВА
2.1 Принципы взаимодействия лидера и трудового коллектива
Социальные роли руководителя детализируются и проявляются в его функциях. Множество конкретных функций руководителя можно объединить в две основные функции:
1) достижение групповой цели;
2) сплочение группы и забота о ее сохранении. Вторая функция имеют глубокое социально-психологическое содержание, оценка и использование которого позволяют существенно повысить эффективность деятельности и авторитет руководителя.
В содержание функции сплочения группы входит решение задач, связанных с обеспечением оптимальности и постоянства состава членов команды, с налаживанием внутригрупповых отношений, в том числе отношений членов группы с руководителем. К числу таких задач относятся:
- обнаружение и устранение эмоциональной напряженности в групповых отношениях;
- оповещение о групповых нормах, правилах игры;
- защита и ободрение "тихих" членов команды, торможение стремления чрезмерно активных сотрудников к доминированию и притеснению более скромных;
- предупреждение и разрешение конфликтов;
- защита отдельных сотрудников от тех, кто ущемляет их личное достоинство;
- развитие здорового коллективизма, взаимного доверия и солидарности, доброжелательности и стремления к поиску компромиссов;
- всяческая поддержка групповых собраний;
- внимательное и терпимое отношение к сотрудникам при решении вопросов, возникающих при совместной работе в команде (правильно понимания общих целей, возможностей, проблем и т.д.);
- мотивация сотрудников;
- инициирование конструктивной критики.
Функции руководителя выступают мерой оценки его индивидуальных качеств и способностей эффективно работать и управлять отношениями в трудовом коллективе.
2.2 Особенности практического применения модели И. Адизеса
Ицхак Адизес является ведущим мировым экспертом в области повышения эффективности работы компаний. Его работа «Corporate Lifecycles» в 1988 году повлияла на значимый рост популярности идеи «необходимости управления жизненным циклом организации». Ицхак считал, что каждая компания вынуждена проходить через определенные стадии жизненного цикла организации и последовательно решать возникающие проблемы, вызванные ростом бизнеса, изменением конкуренции, технологий и окружающей среды. В работах Адизеса вы встретите следующие рекомендации по работе с моделью жизненного цикла организации.
Рекомендация |
Подробное описание |
Проблемы в компании есть всегда. |
Появление проблем — естественный и даже желательный процесс. Если у компании нет проблем, она просто мертва. Вознаграждение хорошего менеджера за решение текущих проблем — это список новых проблем, вызванных ростом компании. Чем выше скорость роста компании и рыночных изменений, тем больше проблем и сложнее задачи. |
Проблемы нужно признавать, как можно быстрее. |
Роль руководителя не в предотвращении проблем, а в быстром их решении. Сосредоточьте все усилия на том, чтобы компания могла быстро понимать, признавать и решать возникающие проблемы. Впоследствии скорость реакции на проблемы и способность быстро решить любой сложный вопрос станут вашим конкурентным преимуществом. |
Решайте сначала аномальные проблемы. |
В своей работе вы будете сталкиваться с проблемами разной сложности. Часть проблем будут естественными, а часть будут носить аномальный характер. Естественные проблемы — сложности компании, которые соответствуют ее жизненному циклу. Аномальные проблемы — сложности, которые не ожидаются на текущем жизненном цикле предприятия. В условиях ограниченных ресурсов всегда приступайте к решению аномальных проблем. Естественные проблемы могут исчезнуть сами собой, но аномальные сложности приведут к падению эффективности. |
Не нужно «изобретать велосипед». |
Большинство возникающих проблем являются одинаковыми для всех организаций. Вы сэкономите много времени, используя модель жизненного цикла предприятия в управлении бизнесом. Зная действия и требования, которые необходимы для перехода между разными фазами развития компании, вы снизите влияние проблем на продажи и сгладите переход. |
Расцвет — самая важная стадия и основной источник молодости компании. |
Единственное отличие жизненного цикла предприятия от жизненного цикла человека в том, что живые существа неизбежно умирают, а организации могут жить вечно. Возраст компании в концепции жизненного цикла никак не связан с хронологическим возрастом бизнеса, численностью работников и размером активов. Возраст компании в теории жизненного цикла Адизеса определяется балансом между гибкостью и контролем. Когда организация находится на стадии «расцвет» — она достигла баланса между гибкостью и контролем, а значит может жить вечно, если сможет удержать этот баланс. |
Таблица 1.
Адизес в своей модели выделял 10 стадий жизненного цикла организации, которые можно представить в виде следующего графика (рис. 2).
Рисунок 2. 10 стадий жизненного цикла организации.
Название каждого периода жизненного цикла организации Адизес назвал в соответствии с жизненным циклом живого организма:
- Зарождение;
- Младенчество;
- Стадия высокой активности;
- Юность;
- Расцвет;
- Стадии стареющей компании по Адизесу.
Зарождение (Courtship).
Стадия зарождения является первым этапом эволюции и развития организации. На данном этапе компания существует исключительно в виде идеи, которая сформировалась в голове основателя компании. Данный период эволюции предприятия основывается на мечтах и возможностях, а основной задачей руководителя является создание и развитие глубокой приверженности идее. Чем выше риск и неопределенность проекта, тем сильнее должна быть вера в результат. Наемные руководители на данном этапе развития компании будут бесполезны.
Проблемы бизнеса на этапе зарождения. На этапе зарождения любая идея поддается активной критике и может привести к закрытию бизнеса, если основатель компании не выдержит ее напора и сдастся при появлении первых проблем и сложных вопросов.
Естественные проблемы и ошибки |
Аномальные проблемы и ошибки |
Избыточное волнение, страх и неуверенность |
Полное отсутствие страха и низкая приверженность идее |
Нечеткие задачи и смешение функций |
Избыточное время на обдумывание деталей и затягивание времени |
Проблемы в выборе приоритетов: изменить мир или зарабатывать деньги |
Излишний акцент на зарабатывании денег |
Таблица 2.
Рецепт успешного прохождения стадии зарождения. Для того, чтобы компания прошла этап зарождения и перешла на стадию младенчества, требуется твердая уверенность собственника в своей идее. Чем скорее будет проведена оценка идеи, доработана идея до «готового» состояния и собраны все доказательства в пользу создания бизнеса, тем быстрее компания начнет развиваться. Основатель должен на данном этапе развития организации вложить все свои усилия в проработку своей идеи и придать ей четкий вид, а затем принять смелое решение о создании компании.
Младенчество (Infancy).
Стадия младенчества начинается в тот момент, когда собственник идеи основывает компанию и берет на себя финансовые риски и обязательства. Идея трансформируется в конкретные действия, время для обсуждения заканчивается, а от компании уже требуют четких результатов. Организация в младенчестве требует двух вещей: периодическое вливание оборотного капитала и безграничная любовь и поддержка от основателей.
Производительность новой компании находится на низком уровне, она только учится эффективно функционировать в отрасли. Довольно часто появляются кризисы и проблемы различной природы, решение которых накапливает опыт работы и повышает ее эффективность. Сотрудники и руководители компании постоянно работают на пределе своих возможностей (7 дней в неделю, 24 часа) для того, чтобы компенсировать недостаток опыта и достичь требуемых результатов.
Бизнес в младенчестве очень сильно зависит от своих основателей: если они теряют веру в идею или не способны решать проблемы, молодая компания заканчивает свою деятельность. В молодой компании еще не сформирован процесс делегирования, отсутствуют процессы передачи и управления информацией, поэтому все замыкается на руководителе, который принимает участие в каждом событии небольшой компании.
Проблемы бизнеса на этапе младенчества. Отсутствие стресса и проблем обычно является признаком того, что компания не функционирует правильно и погибает. Рассмотрим естественные и аномальные проблемы для данного этапа развития компании. К естественным и аномальным проблемам бизнеса на этапе младенчества можно отнести следующие вопросы.
Естественные проблемы и ошибки |
Аномальные проблемы и ошибки |
Проблемы, связанные с первым опытом использования продукта или услуги конечными покупателями |
Неспособность компании наладить обратную связь с потребителями и решить проблемы с продуктом |
Трудности с выпуском готового продукта (нарушение сроков выпуска и сложности на этапов разработки готового продукта) |
Постоянный перенос выпуска продукта по причине внесения мелких правок |
Стремление получить дополнительные денежные ресурсы от продажи непрофильных товаров и услуг |
Выпуск «сырого» продукта на рынок |
Изменение первоначальной концепции продукта в процессе разработки |
Неспособность привлечь людей с необходимым уровнем компетенции |
Недостаток правил и процедур для эффективного управления |
Чрезмерный контроль, который парализует работу |
Частое совершение ошибок сотрудниками и руководителем компании |
Отсутствие терпимости к ошибкам и повторение однотипных ошибок |
Недостаток управленческих навыков и делегирования |
Руководитель не слушает обратную связь и не идет не контакт |
Быстрое принятие решений без изучения всех тонкостей вопроса приводит к новым проблемам |
Медленное принятие решений и чрезмерный анализ ситуации |
Отрицательный денежный поток |
Непрогнозируемый и скачкообразный отрицательный денежный поток |
Высокая нагрузка на работников компании |
Нецелевое и неэффективное использование инвестиций |
Таблица 3.
Отсутствие решения проблем приводит к «детской смертности», другими словами к ликвидации организации на ранней стадии. Главными причинами раннего закрытия компании являются: недостаток денежных средств и неспособность перекрыть отрицательный денежный поток; потеря веры в идею у руководителей. Длительное функционирование компании на стадии младенчества также приводит к прекращению ее деятельности.
Рецепт успешного прохождения стадии младенчества. Компании на ранней стадии развития требуют высокого внимания и сильной управленческой руки. Руководитель компании должен на своем примере показывать вовлеченность в работу и нацеленность на результат, выступать гарантом ясности, определенности и устойчивости для наемного персонала. Компании на стадии младенчества больше всего необходим рост продаж (в том числе рост повторных продаж), которые могут стабилизировать денежный поток. Все усилия должны быть сосредоточены на создании продуктов, улучшений, работе с клиентами. Компании необходима жесткая централизованная система принятия решения, нет времени для децентрализации и поиска компромиссных решений. Компания в зачаточном состоянии может использовать аутсорсинг, как способ получение ценного персонала и решения ключевых задач.
Когда продукт компания укрепляется на рынке, растет спрос и появляются повторные продажи, организация переходит в следующую стадию своего развития — в стадию высокой активности (стадия «Go-go» по Адизесу).
Стадия высокой активности (Go-Go).
На стадии высокой активности продукт компании пользуется высокой популярностью и имеет высокую лояльность. Продажи стремительно растут, что позволяет компании процветать. Успех рождает излишнюю уверенность и высокомерие руководителя. Бизнес приобретает необузданный аппетит к росту и начинается процесс сильной диверсификации. Решения принимаются настолько быстро, а любые возможности роста используются настолько стремительно, что решения начинают приниматься поспешно, без точных расчетов и анализа. Компания берет на себя обязательства, которые не может выполнить с учетом имеющихся ресурсов.
На данной стадии развития организации внутренние процессы в компании слабы, учет затрат, доходов и движения денежных средств ведется грубо. На стадии высокой активности компания не всегда имеет четкое представление о реальной рентабельности своей продукции. Функции еще полностью не закреплены за конкретными людьми, задачи ставятся по-привычке и могут конфликтовать с ранее поставленными задачами. Отсутствие четких целей и задач, повышенная нагрузка вызывают недовольство у персонала компании. Новые сотрудники нанимаются с большой скоростью, но обладают обычно скудным опытом и навыками.