Файл: Использование в деятельности менеджера современных концепций лидерства (Основные положения известных теорий лидерства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3) хороший человек. Лидер такого типа воспринимается и ценится как реальное воплощение лучших нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимательности к другим, готовности прийти на помощь и т.п.;

4) служитель. Такой лидер всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и группы в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени.

Виды восприятия лидера отдельными членами группы часто не совпадают или накладываются друг на друга. Так, один сотрудник может оценивать лидера как "одного из нас", другие же воспринимают его одновременно и как "лучшего из нас", и как "служителя" и т.п.

Лидерство различается по силе влияния на членов группы (организации). Одного лидера люди слушаются беспрекословно, советам же или указаниям другого следуют лишь до тех пор, пока они не вступают в противоречие с их собственными интересами и установками.

В зависимости от направленности влияния на реализацию целей организации лидерство делится на:

  • конструктивное (функциональное), т.е. способствующее осуществлению целей организации;
  • деструктивное (дисфункциональное), т.е. формирующееся на базе стремлений, наносящих ущерб организации (например, лидерство в сформировавшейся на предприятии группе воров или взяточников);
  • нейтральное, т.е. не влияющее непосредственно на эффективность производственной деятельности (например, лидерство в группе работающих в одной организации садоводов-любителей).

Конечно, в реальной жизни грани между этими видами лидерства подвижны, особенно между конструктивным и нейтральным лидерством.

Конструктивное лидерство -- один из важнейших компонентов эффективного руководства. Оптимальным для руководителя является сочетание в себе качеств формального и неформального лидера. Однако совмещение в одном лице этих социальных ролей, особенно роли руководителя и эмоционального лидера, трудно достижимо. Для эффективности управления обычно достаточно, чтобы руководитель одновременно являлся и деловым лидером. Конечно, уровень позиции, занимаемой руководителем в системе эмоциональных отношений, также влияет на эффективность руководства. Он не должен быть чрезмерно низким, переходящим в антипатию. В последнем случае эмоциональная неприязнь может существенно подрывать деловой и должностной авторитет руководителя и снижать эффективность его деятельности.


1.2 Основные положения известных теорий лидерства

1. Великих личностей. Согласно теории лидером рождаются, а не становятся. Например, таким личностям, как; Александру Македонскому, Юлию Цезарю, Ленину, Сталину и другим «великим».

Им было предназначено исполнить свою миссию. Они появляются точно в нужное время. И сыграли судьбоносную роль в жизни не только современников, но и будущих поколений.

2. Личностных черт. Содержит в себе элементы экспликации. Сторонники теории пытаются обосновать, какой именно набор личных качеств обеспечивает индивиду выполнение роли лидера.

Тем не менее, подход с точки зрения «личностных черт» имеет определенную прагматическую ценность. Ибо способствует созданию и весьма успешному применению различных тестов профессиональной пригодности.

3. Ситуационная теория лидерства в какой-то мере соединяет предыдущие две теории. Поскольку успех или провал лидерства объясняет, насколько адекватно лидер, предпринимает определенные действия. И как способен учитывать изменения ситуации.

4. Случая. Заключается в том, что нет наилучшего стиля лидерства, пригодного при всех обстоятельствах. Чей-то даже самый удачный опыт в какой-то области. Может себя не оправдать в другой области, при ином лидере.

Следует учитывать особенности как среды, так и последователей; лидер должен быть способен и готов действовать по обстановке.

5. Поведенческая. По теории, лидерами не рождаются, а становятся. Любой человек способен стать лидером, если его не только обучат профессии. Но и искусству человеческих взаимоотношений, сформируют у него необходимые коммуникативные умения.

6. Партисипативная теории лидерства. Лежит идея командной работы, соучастия подчиненных в принятии управленческих решений, мотивации к соучастию. Своим собственным примером, чутким отношением к мнению сотрудников.

А также, обеспечением условий для свободного выражения замечаний и предложений. Лидер способствует сплоченности членов организации, осознания ими общности целей и аккумуляция их сил и способностей.

7. Трансакционная теории лидерства — это некая прагматическая философия сделки. Поскольку лидер и его последователи находятся на разных уровнях властной структуры.

То, он уже в силу своего высшего статуса имеет право требовать исполнения. Из чего следует также его право, как награждать прилежных работников, так и наказывать нерадивых.

8. Трансформационная теория лидерства, делает акцент на нравственной стороне взаимосвязи лидера и последователей. Их взаимной зависимости, взаимопомощи, взаимном доверии.


Сторонники этой теории особо подчеркивают важность личного примера лидера. Который, выдвигая перед своими последователями и подчиненными общие цели. Сам же собственным поведением способствует их достижению.

Происходит своего рода трансформация ролей — лидер сам выступает исполнителем, его же идеи, целеполагания передаются последователям.

Трансформационные лидеры служат для последователей примером подражания: доверяя и уважая лидера, последователи интериоризируют его идеи.

ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНЦЕПЦИИ ЛИДЕРСТВА

2.1 Принципы взаимодействия лидера и трудового коллектива

Управление отношениями в трудовом коллективе оказывает огромное влияние на результаты хозяйственной деятельности любого предприятия.

Как уже отмечалось выше, взаимоотношения трудового коллектива с работодателем, в том числе по вопросам участия работников в управлении организацией, по вопросам участия работников в управлении организацией, по вопросам социального партнерства, охраны труда и другим, регулируется, прежде всего, Трудовым Кодексом РФ, уставом организации, коллективным договором, а также законодательными актами РФ, не противоречащими Трудовому Кодексу РФ. Установленные названными нормативными правовыми актами полномочия трудовых коллективов не зависят от организационно-правовой формы и формы собственности организации.

Управляя трудовым коллективом, необходимо сделать определенный выбор. Далеко не всегда коллективные нормы и правила соответствуют нормам и правилам. Отношения с руководителем также будут строиться на основе существующих в трудовом коллективе представлений.

Трудовое поведение определяется мотивацией трудовой деятельности, которая в свою очередь формируется под воздействием потребностей, интересов, ценностей, ценностных ориентаций, мотивов, установок. Потребности выступают глубинными источниками возникновения интересов. Интересы формируют мотивы и ценности. В свою очередь на интересы и ценности оказывает непосредственное влияние трудовая ситуация, складывающаяся из совокупности плановых и оценочных показателей, административных решений и системы стимулов. Между мотивами и ценностными ориентациями существует обратная связь, т.е. они взаимно воздействуют друг на друга. Мотивы, установки и ценностные ориентации напрямую формируют трудовое поведение (рис.1).


Рисунок 1. Общая схема механизма регулирования.

Согласно модели результаты, достигнутые сотрудником, зависят от следующих переменных: затраченных усилий, способностей и характерных особенностей человека, а также от осознания им своей роли в процессе труда.

Уровень затрачиваемых усилий зависит от ценности вознаграждения и того, насколько человек верит в существование прочной связи между затратами и возможным вознаграждением. Достижение требуемого уровня результативности может повлечь внутренние вознаграждения (чувство удовлетворения от выполненной работы, чувство компетентности и самоуважения) и внешние вознаграждения (похвала руководителя, премия, продвижение по службе).

Если человека назначают руководителем, всегда ли он задумывается над тем, как сложатся отношения между людьми в той группе, которой он будет руководить? Понимают ли его будущие сотрудники друг друга и поймут ли нового человека - руководителя? Настроение каждого из нас в огромной степени зависит от поведения и отношения людей, с которыми мы общаемся. Хорошее отношение радует, плохое огорчает, тревожит, настораживает. А руководителю еще труднее, потому что по своему социальному статусу он как бы противостоит группе людей, объединенных общим "мы". И вот такое взаимодействие человеческого "я" и группового "мы" очень сложно и противоречиво, изменчиво и неустойчиво. Мы часто, говоря о коллективе, рассматриваем это взаимодействие как соотношение индивидуальности и коллективности, при этом, как правило, отдаем предпочтение коллективности. Отсюда - стремление к усреднению, уравниванию людей и нелюбовь к "выскочкам", желание поставить их "на место".

Такая тенденция очень вредна для развития общества, особенно его творческого, интеллектуального потенциала. Оказывается, что чем ярче и богаче индивидуальность, выше уровень развития каждого члена коллектива, тем более дееспособным, человечным является и коллектив в целом. Поэтому так важно проникнуть в особенности тончайшей ткани взаимоотношений "я" и "мы", складывающихся в социальной группе, т.е. в коллективе, которым мы руководим или собираемся руководить. И психология здесь может стать здесь хорошим помощником.

Процессы руководства и руководитель являются неотъемлемыми элементами организации. Руководство - это доминирующее и направляющее влияние на поведение членов организации для достижения организационных и личных целей, опирающееся на властную позицию и авторитет. На эффективность руководства влияют следующие его компоненты:


  • руководитель, обладающий необходимыми для управления людьми качествами;
  • властная, командная позиция (руководящая должность), располагающая ресурсами влияния;
  • авторитет и связанные с ним отношения неформального влияния;
  • группа, подчиненные обладающие индивидуальными особенностями и находящиеся в системной взаимозависимости и интерактивном взаимодействии;
  • общая цель и конкретизирующие ее задачи;
  • внешняя среда, в которой осуществляется руководство;
  • ситуация, отражающая динамичные, относительно изменчивые во времени факторы, которые влияют на руководство.

Важнейшим компонентом эффективного руководства является лидерство (от англ. leader - ведущий, вождь). Руководитель, обладающий всеми качествами лидера - идеальный глава организации, способный обеспечить наивысшие достижения. Роли и функции руководителя определяют его место в трудовом коллективе. И. Ансофф указывает четыре основные роли руководителя:

  • роль лидера, обладающего высоким авторитетом и способностью влиять на других людей;
  • роль администратора - эта роль предполагает способность руководителя контролировать положение дел, принимать решения и добиваться их реализации, организовывать и координировать действия подчиненных, обеспечивать порядок, соблюдение правовых и административных норм и распоряжений;
  • роль планировщика - главные задачи этой роли - оптимизация будущей деятельности организации посредством анализа тенденций изменений, как самой организации, так и окружающей ее среды; определение управленческих альтернатив и выбор наилучших из них; концентрация ресурсов на главных направлениях деятельности организации. Планировщик должен иметь аналитический склад ума, быть методичным в работе и ориентироваться на будущее;
  • роль предпринимателя - выступая в этой роли, руководитель должен быть экспериментатором, находить новые виды деятельности, нестандартные решения, наиболее соответствующие ситуации, должен быть готовым к определенному предпринимательскому риску, при этом минимизируя его.

Место руководителя в организации раскрывается в следующих десяти ролях:

  • мыслитель - общее осмысление положения дел в подразделении, поиск оптимальных способов решения проблем;
  • организатор - координация работы сотрудников;
  • штабной работник - обработка управленческой информации и составление документации;
  • кадровик - отбор, расстановка, оценка персонала;
  • воспитатель - обучение и мотивация персонала;
  • снабженец - обеспечение группы всем необходимым для трудовой деятельности;
  • общественник - участие в качестве ведущего на заседаниях и совещаниях, работа с общественными организациями;
  • инноватор - внедрение передовых методов труда и научно-технических достижений в производство;
  • контролер - контроль за соблюдением организационных норм и качеством продукции;
  • дипломат - налаживание связей с другими учреждениями и их представителями.