Файл: Система управления качеством проектом: составление плана управления качеством (Теоретические аспекты управления качеством проекта).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования. На современном этапе рыночного развития происходит активное внедрение принципов и методов управления качеством, обеспечивающих совершенствование управления инновационными проектами, деятельностью проектных и внедренческих организаций и т д В этих условиях механизмы управления качеством претерпевают значительные изменения, связанные со спецификой и конкретными условиями содержания проектов

Насыщение рынка и ужесточение рыночной конкуренции на очередном витке экономического развития привели к тому, что в настоящее время качество становится стратегической составляющей многих хозяйствующих субъектов и рассматривается как основная составляющая конкурентного преимущества предлагаемого в проекте инновационного продукта

Проектирование – это мероприятия по составлению и разработке начинания от возникновения концепции до воплощения ее в реальность. Для воплощения идеи в жизнь составляется план, который представляет собой сценарий всех последующих действий с разбивкой по временным отрезкам и осуществляемым процессам. Процессы могут проводиться как параллельно, независимо друг от друга, так и в тесной взаимосвязи. Инновационные разработки требуют глубинных знаний в разных сферах человеческой деятельности: экономике, строительстве, финансах, работе с людьми. Реализация идеи всегда влечет за собой определенные изменения, а чтобы ими качественно управлять, назначается человек, имеющий специфические знания – проектный менеджер.

Проектное управление производится исходя из этапов жизненного цикла начинания: Инициация (предварительное оценивание сроков, необходимых ресурсов, постановка задач и анализ рисков). Планирование (поиск инвестора, расчет бюджета, целевых показателей, рисков и расписания действий). Реализация (контроль над выполнением плана и достижением промежуточных результатов, поэтапное финансирование, внесение необходимых изменений в план). Закрытие (оценка степени выполнения поставленных задач, потраченного времени, прибыльности замысла, работа над ошибками). Использование проектного менеджмента (Projectmanagement) в международной практике является инструментом реализации новаторских замыслов и высокоэффективной технологией управления в нестабильных и неопределенных системах, которые быстро развиваются и изменяются. Это в первую очередь относится к налоговым, законодательным, ресурсным системам. Применяя такую систему управления, можно разрешить сложные проблемы производственного, научного и социального характера.


Цель исследования - составление плана управления качеством.

Объект исследования: план управления качеством.

Задачи исследования:

1.Изучить сущность и требования к качеству.

2.Изучить процессы управления качеством проекта.

3.Описать план управления качеством проекта.

Глава 1. Теоретические аспекты управления качеством проекта

1.1. Управление качеством проекта: сущность и требования к качеству Теоретические аспекты управления качеством проекта.

Проект – это одноразовая, не повторяющаяся деятельность или совокупность действий, в результате которых за определенное время достигаются четко поставленные цели.

Любой проект, полезный для организации, должен отвечать хотя бы одному из следующих требований:

– содействовать повышению производительности организации;

– способствовать сокращению объемов инвестиций;

– содействовать сокращению текущих расходов;

– комплексно влиять на все три характеристики, обеспечивая заметное улучшение текущих и будущих основных показателей организации.

Качество -совокупность свойств, обусловливающих пригодность продукта удовлетворять определенные потребности потребителей в соответствии с его назначением.

Управление качеством (в рамках управления проектом) - это система методов, средств и видов деятельности, направленных на выполнение требований участников проекта к качеству самого проекта и его продукции. Как самостоятельная область профессиональной деятельности, управление качеством имеет собственные стандарты, к которым относятся:

1. ISO9000 (в России ГОСТ Р ИСО 9001-96) - стандарт для обеспечения качества результатов проектов[1];

2. ISO10006 - стандарт регламентирует качество осуществления процессов управления проектами[2].

3. Стандарты ISO 9000 имеют самое широкое распространение в мире стандартов по системам качества. С 1 января 2002 года введена новая редакция стандартов ИСО 9000:2000:


4. ИСО 9001. Система менеджмента качества. Требования[3];

5. ИСО 9004. Система менеджмента качества[4].

Руководство для улучшения характеристик СМК для повышения эффективности предприятия.

Основные принципы управления качеством по стандартам серии ISO 9000:2000:

- ориентация деятельности компании на клиента;

- управляемость и наблюдаемость всех процессов Компании;

- вовлечение и мотивация персонала;

- процессное представление всех видов деятельности;

- системный подход к управлению;

- непрерывное совершенствование системы менеджмента качества (СМК);

- достоверность информации для управленческих решений;

- взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Стандарт ISO10006 имеет название «Менеджмент качества»[5]. Руководство качеством при управлении проектами". Основные принципы управления качеством по стандартам серии ISO 10006:1997:

- ориентация деятельности Компании на клиента;

- ответственность руководства за создание благоприятной среды в отношении качества и непрерывное совершенствование СМК;

- представление проекта как набора запланированных и взаимоувязанных процессов;

- сфокусированность на качестве продуктов и услуг как необходимое условие соответствия целям проекта;

- процессное представление всех видов деятельности;

- системный подход к управлению проекта в целом.

Сертификация - один из важных элементов системы управления качеством, который предусматривает оценку соответствия продукции определенным требованиям и выдачу определенного документа-сертификата.

Принципы управления качеством:

1. Ориентация на потребителя.

2. Лидерство.

3. Привлечение работников.

4. Процессный подход.

5. Системный подход к управлению.

6. Постоянное улучшение проекта.

7. Принятие решений, основанное на фактах.

8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Организация работ по обеспечению качества проекта включает:

- Определение работ, необходимых для достижения нужного уровня качества;

- Определение ответственных за осуществление этих работ;

- Распределение работ на функциональные части;

- Создание связей между различными работами.

Основными методами и средствами контроля качества являются:

- Техническая инспекция - контрольные карты или графики контроля используются для отслеживания выходных переменных, для мониторинга стоимостных и плановых отклонений, ошибок в проектной документации или в других процессах проекта;


- Статистические методы - статистические выборки, анализ динамических рядов, создание статистических моделей с целью проверки и сокращение затрат и времени на проведение контроля качества;

- Графики потоков - вспомогательное средство в анализе проблем, возникающих.

- Диаграмма Парето - диаграмма, иллюстрирующая появление различных причин несоответствия, упорядоченных по рангу возникновения причин.

- Анализ тенденций - предусматривает использование математических методов для прогнозирования будущих результатов и отслеживание технических показателей выполнения.

Критическим моментом управления качеством проекта является перевод потребностей, желаний и ожиданий участников в требования, выдвигаемые при планировании содержания проекта.

Стандарт ISO 10006 устанавливает общие требования к системе менеджмента качества любой организации, желающей продемонстрировать свою способность стабильно давать продукцию, отвечающую требованиям потребителя и соответствующим нормативным требованиям, и способствующую повышению степени удовлетворенности потребителя.

Основные принципы управления качеством по стандартам серии ISO 9000:2000:

ориентация деятельности Компании на клиента;

управляемость и наблюдаемость всех процессов Компании;

вовлечение и мотивация персонала;

процессное представление всех видов деятельности;

системный подход к управлению;

непрерывное совершенствование системы менеджмента качества (СМК);

достоверность информации для управленческих решений;

взаимовыгодные отношения с поставщиками.

Стандарт ISO10006 имеет название "Менеджмент качества. Руководство качеством при управлении проектами". Основные принципы управления качеством по стандартам серии ISO 10006:

ориентация деятельности Компании на клиента;

ответственность руководства за создание благоприятной среды в отношении качества и непрерывное совершенствование СМК;

представление проекта как набора запланированных и взаимоувязанных процессов;

сфокусированность на качестве продуктов и услуг как на необходимом условии соответствия целям проекта;

процессное представление всех видов деятельности;

системный подход к управлению проекта в целом.

Стандарт основан на трех основополагающих идеях:

—  ориентация на потребителя;

— процессный подход;

— постоянное улучшение.

Ориентация на потребителя означает, что качество (продукта, услуги) определяется как степень удовлетворенности потребителя.


Процессный подход подразумевает, что качественно работающая организация имеет установленные процессы и что качество процесса предопределяет качество продукта. 

(Требования стандарта определяют, что процессы в организации должны быть установлены (т.е. надежно воспроизводиться, не быть случайными и рассчитанными на удачу) и должны быть определены (т.е. должны быть детально документированы используемые операции, регламенты, формы документов и т.д.)).

Принцип постоянного улучшения требует, чтобы все основные процессы были измеримыми и чтобы были установлены и определены процессы постоянного улучшения основных процессов.

Стандарт имеет развитую систему поддержки сертификации, т.е. подтверждения соответствия стандарту. 

1.2. Процессы управления качеством проекта

Основными процессами управления проектами по стандарту ISO 10006:1997 являются процессы определения стратегии, процессы управления взаимосвязями в проекте, процессы управления реализацией проекта, включающие управление предметной областью, управление сроками, управление затратами, управление ресурсами, управление персоналом, управление информацией, управление рисками, управление материально-техническим снабжением[6].

Связь этих процессов, их входы и выходы представлены ниже ( рис. 1 )

Рисунок 1. Связь процессов управления качеством проекта[7]

Процесс управления качеством проекта включает в себя следующие управленческие воздействия:

1. Планирование качества – процесс определения требований и (или) стандартов качества для проекта и продукта, а также документирования того, каким образом будет продемонстрировано и подтверждено соответствие продукции проекта и самого проекта установленным требованиям и стандартам. Результатом этого процесса является план управления качеством, который включает:

– цели и критерии обеспечения качества;

– методы достижения целей по качеству;

– описание превентивных мер по обеспечению качества в проекте.

2. Обеспечение качества – процесс проверки соблюдения требований к качеству и результатов измерений в процессе контроля качества для обеспечения применения соответствующих стандартов качества и оговоренных требований, исполнение всех запланированных в системе качества требований. Осуществление обеспечения качества означает необходимость систематических действий для того, чтобы добиться уверенности в том, что проект будет соответствовать необходимым стандартам качества.