Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий ( Сущность прибыли).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Деятельность любой организации носит циклический характер, в пределах которого осуществляется привлечение необходимых ресурсов, использование их в производственном процессе, реализация производственного продукта, работ, услуг и получение финансовых результатов. Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности получают денежную оценку в системе показателей финансовых результатов. Финансовый результат, т.е. прибыль (убыток) - это важнейший показатель хозяйственной деятельности любого предприятия и организации. Финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия определяется показателем прибылей и убытков, формируемых в течение отчетного года. Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими из них являются показатели прибыли, которые в условиях рыночной экономики составляют основу экономического развития предприятий и организаций. Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социальных и материальных потребностей трудовых коллективов. Показатели прибыли являются важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятий. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия. По прибыли определяется уровень отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы данного предприятия. За счет прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями.

Итак, получение положительных финансовых результатов является обязательным условием функционирования предприятия. Именно это подтверждает актуальность данной темы.

Целью данной работы является изучение сущности управления прибылью на примере организации, работающей в сфере услуг.

Для этого были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические вопросы, которые раскрывают сущность прибыли и источники ее формирования, а также показатели, влияющие на изменение прибыли.

- на практике по данным конкретной организации проанализировать ее прибыль и изучить направление распределения и использования прибыли, если таковая имеется.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ

1.1 Сущность прибыли

Финансовый результат (прибыль или убыток) является самым главным показателем хозяйственной деятельности предприятия за отчетный период.

Финансовый результат - это прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) полученная в результате основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом. Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности предприятия, относящемуся к реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг. Он равен разнице между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах и затратами на ее производство и реализацию.

Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, ресурсов) и полезной производственной деятельности хозяйствующих субъектов является произведенная продукция (услуга), которая становится товаром при условии ее реализации потребителю. На стадии продажи выявляется стоимость товара, включающая стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и распадается на две части. Первая представляет собой заработную плату работников, участвующих в производстве продукции. Вторая часть вновь созданной стоимости отражает чистый доход, который реализуется только в результате продажи продукции, что означает общественное признание ее полезности. На уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли. На рынке предприятие выступает как относительно обособленный производитель. Установив цену на продукцию, оно реализует ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает получения прибыли. Для выявления финансового результата предприятия, оказывающего услуги необходимо сопоставить выручку с затратами на оказание услуг и продажу, которые принимают форму себестоимости оказанных услуг. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Предприятие сферы услуг ставит своей целью прибыль, но не всегда ее извлекает. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на оказание услуг. Продажа состоялась без убытков, но отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки - отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключая и банкротство. Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции.


Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Значение прибыли всегда состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.

В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных, инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.

1.2. Показатели, влияющие на изменение прибыли и резервы ее увеличения

На величину прибыли организации сферы услуг и их динамику воздействуют два фактора, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия.

К внешним факторам относятся природные условия: уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, тарифов, процентов, налогов ставок и льгот, штрафных санкций, нормы амортизационных отчислений и др. Эти факторы не зависят от деятельности предприятия, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли. Внутренние факторы делятся на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и, в свою очередь, могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные. Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через «количественные» изменения: объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и др. Интенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через «качественные» изменения: повышение производительности оборудования и его качества, использование прогрессивных видов материалов и совершенствование видов их обработки, ускорение оборачиваемости оборотных средств3 повышение квалификации и производительности труда персонала, снижение трудоемкости и материалоемкости оказания услуг, совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов. К внепроизводственным факторам относятся: снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труда и сбыта и др. При осуществлении финансово-хозяйственной деятельности предприятия все эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Прибыль от продажи работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли предприятия сферы услуг. Ее величина формируется под воздействием трех основных факторов: себестоимости оказания услуг, объема продаж и уровня действующих цен на оказываемые услуги. Важнейшим из них является себестоимость. Количественно в структуре цены она занимает значительный удельный вес, поэтому снижение себестоимости очень заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях. Постатейный анализ себестоимости и поиск путей ее снижения в значительной мере обесценивается инфляцией и ростом цен на исходное сырье и топливно-энергетические ресурсы. Увеличение объема оказанных услуг в натуральном выражении при прочих равных условиях ведет к росту прибыли. Возрастающие объем оказания услуг, пользующихся спросом, могут достигаться с помощью капитальных вложений, что требует направления прибыли на покупку более производительного оборудования, освоения новых технологий, расширение сферы деятельности. Прибыль предприятий растет высокими темпами за счет роста цен. При росте затрат на оказание услуг и снижении объемов прибыль растет вследствие повышения цен. Увеличение цены само по себе не является негативным фактором. Оно вполне обосновано, если связано с повышением уровня спроса на оказываемые услуги, улучшением технико-экономических параметров и качества услуг. Поскольку прибыль от продажи занимает наибольший удельный вес в структуре прибыли до налогообложения, то анализ факторов, ее определяющих, имеет значение для выявления резервов ее роста. При стабильных экономических условиях хозяйствования основной путь увеличения прибыли от продажи состоит в снижении себестоимости в части материальных затрат.


Резервом увеличения прибыли до налогообложения предприятия сферы услуг может быть прибыль, полученная от реализации основных фондов и иного имущества предприятия. Операции, связанные с выбытием основных фондов оказывают заметное влияние на финансовые результаты, так как предприятие вправе распоряжаться своим имуществом и оно может освободиться от излишнего и не установленного оборудования, предварительно взвесив, что выгоднее - продать его или сдать в аренду. Финансовый результат от реализации иного имущества предприятия может быть и положительным, и отрицательным. Это зависит от состава и продажной цены реализуемых активов. Если речь идет о материальных активах, то следует исходить не столько из возможности получения прибыли, сколько из наличия запасов, которые из-за изменения экономической конъюнктуры, ассортимента выпускаемой продукции и по другим причинам оказываются ненужными, или по величине превышают уровень, достаточный для запланированного выпуска продукции. Прибыль может быть получена от реализации нематериальных активов, имеющих спрос на рынке. Их продажная цена определяется способностью приносить доход. Для исчисления прибыли из продажной цены исключаются затраты, связанные с созданием или покупкой нематериальных активов с учетом расходов по их доведению до состояния, в котором они способны приносить доход. Ценные бумаги приобретаются предприятием с разными целями. Поскольку они относятся к ликвидным средствам, то предприятие, быстро обратив их в деньги, может совершать платежи и расчеты, погашать обязательства. При покупке ценных бумаг важен их правильный выбор. В составе прочих операций наиболее доходными могут быть финансовые вложения. Важно, чтобы они осуществлялись не в ущерб основной деятельности предприятия. Конкретные направления и структура финансовых вложений должны быть результатом продуманной политики предприятия на основе достоверной оценки их эффективности.

1.3. Основные методы управления прибылью

Благоприятное финансовое состояние предприятия предпола­гает наличие денежных средств, достаточных для по­крытия текущих затрат предприятия и осуществления необ­ходимых расчётов с кредиторами. Невозможность обеспечить текущие операционные расходы свидетель­ствует о плачевном состоянии финансов и их неэффек­тивном управлении.


Причина получения незначительных прибылей состо­ит, как правило, в низких продажных ценах товаров, не­больших объёмах товарооборота и больших расходах. Без получения прибылей невозможно покрытие текущих опе­рационных расходов. Привлечение дополнительного ка­питала может быть реализовано посредством увеличе­ния владельцем фирмы его первоначальных инвестиций либо финансированием из внешних источников.

Дополнительные вложения капитала обычно необхо­димы при росте масштабов деятельности, увеличении кре­дитования потребителей, увеличении объемов закупок. Если дополнитель­ный капитал невозможно получить посредством увели­чения прибылей за счет внутренних резервов предприя­тия, следует изыскивать другие источники его получения.

При убыточной деятельности предприятия привлечение капитала из внешних источников финансирования пред­ставляется весьма затруднительным.

Причиной возникновения критических финансовых си­туаций является неэффективное планирование и управ­ление финансами.

Предварительный расчет размера денежных ресурсов позволяет избежать возникновения критических финан­совых ситуаций. Установление минимального денежного баланса позволя­ет спланировать потребность в денежных ресурсах, необ­ходимых для покрытия текущих операционных расходов и затрат на воспроизводство товарных запасов. Минимальный денежный баланс, немного превышающий месячные опе­рационные расходы, считается наиболее оптимальным. Благоприятное финансовое положение обеспечивает возможность своевременного выполнения оптовым предприятием долговых обязательств. Предприятие долж­но планировать текущий денежный баланс из расчета не более 2% от годовых продаж.

Если денежный баланс превышает текущие расходы предприятия, излишек денежных средств следует на­правлять в другие сферы деятельности для получения максимально возможных прибылей.

Немаловажное значение имеет прогноз бюджета при управлении финансами.

Следует установить разницу между понятиями про­гноз и бюджет. Прогнозирование - это количественная оценка деятельности на определенный период времени в будущем. Бюджет - это денежное выражение прогноза на этот же период времени.

Прогнозирование денежных средств должно осуществ­ляться в соответствии с запланированными объемами про­даж и в определенные периоды времени корректировать­ся в сторону увеличения.

Прогнозирование продаж состоит в определении их объема в денежном или количественном выражении на оп­ределенные периоды времени в будущем. Основными принципами, позволяющими разрабатывать относительно точные и реальные прогнозы являются: