Файл: Декларация Организации Объединенных Наций о правах инвалидов. Принята на ххх сессии оон 09. 12. 1975 г. Деонтологический кодекс.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 207
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
О реализации государственной программы «Доступная среда».
О приеме в общеобразовательные организации.
О дистанционных образовательных технологиях.
О санитарно-эпидемиологических требованиях.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
Что происходит с обучающимся с ОВЗ при переходе из начальной в основную школу?
15-3/10/2-5810).
Острый вопрос при организации обучения на дому касается количества часов недельной нагрузки для обучающегося. Раньше она регламентировалась письмами, которые были отменены приказом Минобрнауки России от 2 сентября 2013 г. № 1035 «О признании недействующим на территории Российской Федерации письма Министерства просвещения СССР от 5 мая 1978 г. № 28-М «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому» и утратившим силу письма Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому».
В настоящее время учебная нагрузка определяется индивидуально в соответствии с ФГОС и рекомендациями ПМПК.
В соответствии с СанПиН ОВЗ она составляет от 21 часа в 1 классе до 34 часов в - 11 классе. Безусловно, все эти часы невозможно обеспечить посредством прихода учителя. Для получения качественного образования для обучающихся на дому предусмотрена сетевая форма реализации образовательных программ и различные формы обучения (приходящий на дом учитель, дистанционное обучение, посещение предметов в школе).
Бывают ситуации, когда ребенок с ОВЗ и инвалидностью вынужден длительно находиться в больнице. Если состояние его здоровья позволяет, то он может продолжать обучение, находясь в больнице. Основанием для этого является заключение медицинской организации.
Минобрнауки России совместно с Минздравом России разработало разъяснения по вопросу о порядке организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении, и направило их в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования и в сфере здравоохранения для организации работы (письма от 31 августа 2015 г. № ВК-2101/07 и от 27 мая 2016 г. № ВК-1179/07).
В соответствии с этими разъяснениями «обучающийся, нуждающийся в длительном лечении» – обучающийся, которому по заключению медицинской организации проводятся лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия продолжительностью 21 день и более в организации, осуществляющей лечение, реабилитацию и оздоровление (включая дневной стационар).
То есть все дети, находящиеся на лечении в больницах 21 день и более, должны обучаться
, если, и как только состояние их здоровья позволяет.
Образование может быть организовано и в случае нахождения ребенка менее 21 дня в организации, осуществляющей лечение, реабилитацию, оздоровление (включая нахождение в дневном стационаре).
Основанием для организации процесса образования является заключение врача.
В рекомендациях разъясняется несколько вариантов организации образования в больнице:
Для обучающихся, находящихся в организации, осуществляющей реабилитацию, оздоровление, организация образовательной деятельности возможна в помещении образовательной организации.
Организация обучения детей, нуждающихся в длительном лечении, формирование индивидуального учебного плана, утверждение объема учебной нагрузки осуществляется организаторами обучения во взаимодействии с медицинскими организациями, в которых дети находятся на лечении, реабилитации, оздоровлении (включая дневной стационар), и образовательными организациями по месту постоянного проживания ребенка, в которые он зачислен.
Рособрнадзор разработал рекомендации по сдаче государственной итоговой аттестации в медицинских организациях в случае перевода обучающегося из одной общеобразовательной организации в другую при переезде по уважительным причинам (например, направление на длительное лечение) и направил в субъекты (А.Ю. Бисеров, письмо № 02-377 от 13 мая 2014 г.).
Все материалы по организации обучения детей, нуждающихся в длительном лечении, можно найти на сайте - режим доступа: http://uchimznaem.ru/gruppa/ (учимзнаем/группа).
В соответствии с частью 1 статьи 58 Федерального закона «Об образовании в РФ» освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.
Из данной нормы следует, что формы и порядок проведения промежуточной аттестации, в том числе и для обучающихся с ОВЗ, устанавливаются исключительно образовательной организацией.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 59 Федерального закона «Об образовании в РФ» итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией.
В соответствии с частью 5 и пунктом 1 части 13 статьи 59 Федерального закона «Об образовании в РФ» приказами Минобрнауки России утверждены:
-порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 25 декабря 2013 г. № 1394, далее – ГИА-9);
-порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (приказ от 26 декабря 2013 г. № 1400, далее – ГИА-11).
Указанные порядки регламентируют для обучающихся с ОВЗ:
-традиционной, с использованием контрольных измерительных материалов
, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы (тесты);
-в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ) в форме письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий, билетов. ГВЭ по всем учебным предметам по желанию обучающихся может проводиться в устной форме.
Также рассматриваемая категория обучающихся вправе писать итоговое изложение, а не итоговое сочинение как условие допуска к ГИА-11. Продолжительность итогового изложения для данной категории лиц увеличивается на 1,5 часа.
Для качественной подготовки к ГИА, в том числе для обучающихся с ОВЗ, ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» были разработаны тренировочные сборники экзаменационных заданий по 14 предметам. Указанные задания размещены на сайте, режим доступа: http://www.fipi.ru/sborniki-OVZ, чем Минобрнауки России было направлено в регионы письмо от 25 апреля 2016 г. № 07-1719.
Документом в результате освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является свидетельство об обучении (часть 13 статьи 60 Федерального закона «Об образовании в РФ» и приказ Минобрнауки России от 14 октября 2013 г. №
1145).
Указанное свидетельство не является документом об образовании, поскольку обучающиеся с умственной отсталостью по адаптированным основным общеобразовательным программам не проходят государственной итоговой аттестации. В то же время свидетельство дает право на прохождение профессиональной подготовки по специальностям, рекомендованным для лиц с нарушением интеллекта.
Острый вопрос при организации обучения на дому касается количества часов недельной нагрузки для обучающегося. Раньше она регламентировалась письмами, которые были отменены приказом Минобрнауки России от 2 сентября 2013 г. № 1035 «О признании недействующим на территории Российской Федерации письма Министерства просвещения СССР от 5 мая 1978 г. № 28-М «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому» и утратившим силу письма Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому».
В настоящее время учебная нагрузка определяется индивидуально в соответствии с ФГОС и рекомендациями ПМПК.
В соответствии с СанПиН ОВЗ она составляет от 21 часа в 1 классе до 34 часов в - 11 классе. Безусловно, все эти часы невозможно обеспечить посредством прихода учителя. Для получения качественного образования для обучающихся на дому предусмотрена сетевая форма реализации образовательных программ и различные формы обучения (приходящий на дом учитель, дистанционное обучение, посещение предметов в школе).
Бывают ситуации, когда ребенок с ОВЗ и инвалидностью вынужден длительно находиться в больнице. Если состояние его здоровья позволяет, то он может продолжать обучение, находясь в больнице. Основанием для этого является заключение медицинской организации.
Минобрнауки России совместно с Минздравом России разработало разъяснения по вопросу о порядке организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении, и направило их в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования и в сфере здравоохранения для организации работы (письма от 31 августа 2015 г. № ВК-2101/07 и от 27 мая 2016 г. № ВК-1179/07).
В соответствии с этими разъяснениями «обучающийся, нуждающийся в длительном лечении» – обучающийся, которому по заключению медицинской организации проводятся лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия продолжительностью 21 день и более в организации, осуществляющей лечение, реабилитацию и оздоровление (включая дневной стационар).
То есть все дети, находящиеся на лечении в больницах 21 день и более, должны обучаться
, если, и как только состояние их здоровья позволяет.
Образование может быть организовано и в случае нахождения ребенка менее 21 дня в организации, осуществляющей лечение, реабилитацию, оздоровление (включая нахождение в дневном стационаре).
Основанием для организации процесса образования является заключение врача.
В рекомендациях разъясняется несколько вариантов организации образования в больнице:
-
медицинская организация в своей структуре открывает специализированное структурное образовательное подразделение; -
образовательная организация открывает свое структурное подразделение на базе больницы; -
медицинская организация заключает договор с близлежащей школой, из которой к пациентам ходят учителя и/или используется дистанционное обучение; -
организация дистанционного обучения школой, в которой обучается ребенок, прибывший на лечение в больницу.
Для обучающихся, находящихся в организации, осуществляющей реабилитацию, оздоровление, организация образовательной деятельности возможна в помещении образовательной организации.
Организация обучения детей, нуждающихся в длительном лечении, формирование индивидуального учебного плана, утверждение объема учебной нагрузки осуществляется организаторами обучения во взаимодействии с медицинскими организациями, в которых дети находятся на лечении, реабилитации, оздоровлении (включая дневной стационар), и образовательными организациями по месту постоянного проживания ребенка, в которые он зачислен.
Рособрнадзор разработал рекомендации по сдаче государственной итоговой аттестации в медицинских организациях в случае перевода обучающегося из одной общеобразовательной организации в другую при переезде по уважительным причинам (например, направление на длительное лечение) и направил в субъекты (А.Ю. Бисеров, письмо № 02-377 от 13 мая 2014 г.).
Все материалы по организации обучения детей, нуждающихся в длительном лечении, можно найти на сайте - режим доступа: http://uchimznaem.ru/gruppa/ (учимзнаем/группа).
Об аттестации обучающихся с ОВЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 58 Федерального закона «Об образовании в РФ» освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.
Из данной нормы следует, что формы и порядок проведения промежуточной аттестации, в том числе и для обучающихся с ОВЗ, устанавливаются исключительно образовательной организацией.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 59 Федерального закона «Об образовании в РФ» итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией.
В соответствии с частью 5 и пунктом 1 части 13 статьи 59 Федерального закона «Об образовании в РФ» приказами Минобрнауки России утверждены:
-порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 25 декабря 2013 г. № 1394, далее – ГИА-9);
-порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (приказ от 26 декабря 2013 г. № 1400, далее – ГИА-11).
Указанные порядки регламентируют для обучающихся с ОВЗ:
-
проведение ГИА в 2-х формах:
-традиционной, с использованием контрольных измерительных материалов
, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы (тесты);
-в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ) в форме письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий, билетов. ГВЭ по всем учебным предметам по желанию обучающихся может проводиться в устной форме.
-
сокращение количества сдаваемых экзаменов до двух обязательных (по русскому языку и математике) (для ГИА-9); -
увеличение продолжительности экзаменов на 1,5 часа (на 30 минут ОГЭ по иностранным языкам (раздел «Говорение»); -
создание специальных условий, учитывающих особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ; -
организация питания и перерывов для проведения необходимых медико- профилактических процедур обучающимся во время проведения экзаменов; -
присутствие в аудитории ассистента, оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с членами государственной экзаменационной комиссии); -
использование необходимых технических средств обучения при прохождении ГИА; -
для обучающихся, имеющих медицинские показания для обучения на дому, экзамен организуется на дому или в медицинской организации.
Также рассматриваемая категория обучающихся вправе писать итоговое изложение, а не итоговое сочинение как условие допуска к ГИА-11. Продолжительность итогового изложения для данной категории лиц увеличивается на 1,5 часа.
Для качественной подготовки к ГИА, в том числе для обучающихся с ОВЗ, ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» были разработаны тренировочные сборники экзаменационных заданий по 14 предметам. Указанные задания размещены на сайте, режим доступа: http://www.fipi.ru/sborniki-OVZ, чем Минобрнауки России было направлено в регионы письмо от 25 апреля 2016 г. № 07-1719.
Документом в результате освоения адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является свидетельство об обучении (часть 13 статьи 60 Федерального закона «Об образовании в РФ» и приказ Минобрнауки России от 14 октября 2013 г. №
1145).
Указанное свидетельство не является документом об образовании, поскольку обучающиеся с умственной отсталостью по адаптированным основным общеобразовательным программам не проходят государственной итоговой аттестации. В то же время свидетельство дает право на прохождение профессиональной подготовки по специальностям, рекомендованным для лиц с нарушением интеллекта.