Файл: Декларация Организации Объединенных Наций о правах инвалидов. Принята на ххх сессии оон 09. 12. 1975 г. Деонтологический кодекс.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 206
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
О реализации государственной программы «Доступная среда».
О приеме в общеобразовательные организации.
О дистанционных образовательных технологиях.
О санитарно-эпидемиологических требованиях.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
Что происходит с обучающимся с ОВЗ при переходе из начальной в основную школу?
О профессиональном образовании.
Поскольку профессиональное образование в отличие от общего не является обязательным, перспективы его получения обучающимся с ОВЗ так и здоровым сверстником во многом зависят от желания самого человека стать специалистом, работать, самореализовываться в профессиональной деятельности.
Вместе с тем именно профессиональная самореализация указанной категории обучающихся – есть непременная цель образовательной реабилитации.
Статьей 73 Федерального закона «Об образовании в РФ» установлено, что профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.
В соответствии с порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденным приказом Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. № 292 к освоению основных программ профессионального обучения по профессиям рабочих, должностям служащих допускаются лица с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющие основного общего или среднего общего образования.
Профессиональное обучение может быть организовано как в профессиональных образовательных организациях, так и в общеобразовательных организациях.
В соответствии с пунктами 8, 9, 10 статьи 79 Федерального закона «Об образовании в РФ» органы управления образованием субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.
Реализация адаптированных общеобразовательных программ в части трудового обучения осуществляется исходя из региональных условий
, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов учащихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку учащегося для индивидуальной трудовой деятельности.
В классы (группы) с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы принимаются учащиеся, окончившие 9 (10) класс. Квалификационные разряды выпускникам присваиваются администрацией заинтересованного предприятия или организацией профессионального образования. Учащимся, не получившим квалификационного разряда, выдается свидетельство об обучении и характеристика с перечнем работ, которые они способны выполнять самостоятельно (приказ № 1015).
Мероприятия Минобрнауки России в части обеспечения доступности профессионального образования для обучающихся с ОВЗ включают в себя следующие ключевые составляющие:
-внесение изменений в нормативные акты, регулирующие содержание образования и организацию образовательного процесса, с учетом особых потребностей инвалидов и лиц с ОВЗ;
-организационно-технические мероприятия по созданию сети методических центров и разработке образовательных программ, обеспечивающих наилучшие условия получения профессионального образования;
-актуализация статистических данных по инвалидам и лицам с ОВЗ, получающим профессиональное образование;
-создание универсальной безбарьерной среды в образовательных организациях профессионального образования;
-организация систематической профориентационной работы с детьми- инвалидами и лицами с ОВЗ – обучающимися общеобразовательных организациях и инвалидами, не занятыми трудовой деятельностью.
Основные результаты работы Минобрнауки России по решению этих задач следующие:
-внесены изменения в нормативные акты, регулирующие содержание образования и организацию образовательного процесса, с учетом особых потребностей инвалидов и лиц с ОВЗ . Во все нормативные акты, регулирующие процесс приема, обучения и выпуска обучающихся (порядок приема, порядок организации образовательной деятельности, порядок проведения практик, государственной итоговой аттестации)
введены требования, обеспечивающие доступность получения образования инвалидами и лицами с ОВЗ.
Например, предусмотрена возможность продления сроков получения профессионального образования, необходимость наличия в образовательной организации специальных адаптированных образовательных программ, обеспечения возможности обучения в дистанционном режиме в удобной форме для инвалида или лица с ОВЗ; во все федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования (213 ФГОС СПО) включены разделы, посвященные реализации адаптированных образовательных программ.
Для реализации Федерального закона «Об образовании в РФ» в части содержания профессионального образования и организации образовательного процесса лиц с ОВЗ и инвалидностью Минобрнауки России изданы приказы:
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения» от 18 апреля 2013 г. № 292;
«Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования» от 23 января 2014 г. № 36;
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» от 14 июня 2013 г. № 464;
«Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования» от 29 октября 2013 г. № 1199;
«Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» от 16 августа 2013 г. № 968.
Названные приказы регламентируют особенности организации образовательного процесса по образовательным программам профессионального обучения и профессионального образования для инвалидов и лиц с ОВЗ, а также особенности организации приема данной категории лиц в профессиональные образовательные организации.
Согласно статье 79 Федерального закона «Об образовании в РФ» профессиональное образование обучающихся с ОВЗ осуществляется в образовательных организациях, в которых при необходимости (наличии у обучающегося заключения ПМПК) создаются специальные условия для получения обучающимися качественного доступного образования.
Для названной категории обучающихся предусмотрена возможность продления сроков получения профессионального образования, необходимость разработки образовательной организацией программ, адаптированных для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, обеспечения возможности обучения в дистанционном режиме в удобной для инвалида или лица с ОВЗ форме.
В субъекты Российской Федерации Минобрнауки России направлены:
-Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса (письмо от 18 марта 2014 г. № 06-281);
-Методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования (письмо от 22 апреля 2015 г. № 06-442).
В связи с изложенным, любая организация, осуществляющая образовательную деятельность (дошкольная образовательная организация, общеобразовательная организация, профессиональная образовательная организация) обязана создать специальные условия для получения образования каждым пришедшим обучающимся с особыми образовательными потребностями. Таким образом, на данный момент создана достаточная нормативная правовая база для обеспечения права на получение обучающимися с особыми образовательными потребностями доступного качественного образования, в том числе через организацию системы инклюзивного образования.
Развитие инклюзивного образования позволяет избежать помещение обучающихся указанной категории на длительный срок в интернатные учреждения, обеспечивает возможность их проживания и воспитания в семье, постоянное общение со сверстниками в том числе в рамках образовательного процесса, что способствует более эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество, и, кроме того, формирует толерантное отношение общества к трудностям инвалидов и лиц с ОВЗ.
Вместе с тем развитие совместного образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью и их сверстников не означает отказа от лучших достижений российской системы отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее – коррекционная школа), поскольку для части детей более целесообразным является обучение именно в коррекционных школах, которые на современном этапе могут выполнять функции учебно-методических (ресурсных) центров, оказывающих методическую помощь педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, психолого-педагогическую помощь детям и их родителям, координировать работу в этом направлении системы образования субъекта Российской
Федерации.
Свою позицию о сохранении и развитии существующей сети коррекционных школ Минобрнауки России изложило в письмах от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании детей», и от 13 ноября 2014 г. № ВК-2422/07 «О сохранении сети отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам», направленных руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации.
Таким образом, позиция Минобрнауки России остается неизменной: наряду с развитием инклюзивного образования коррекционные школы должны не просто сохраняться, но и развиваться, стать ресурсными учебно - методическими центрами, оказывающими помощь детям, родителям, педагогам инклюзивных образовательных организаций.
В настоящее время Минобрнауки России формирует государственную политику в отношении непрерывной и преемственной вертикали образования инвалидов и лиц с ОВЗ: от развития служб ранней помощи детям названной категории и их семьям, организации комплексного психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения их образования до профессиональной реабилитации.
РЕСУРСЫ
-
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. -
Концепция федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. -
Письмо Минобрнауки России от 28.10.2014 № ВК-2270/07 «О сохранении системы специализированного коррекционного образования». -
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» -
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» -
Приказ Департамента образования Орловской области № 1096 от 16.10.2015 г. «Об организации работы по введению ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС УО» -
План действий по обеспечению введения ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС УО на территории Орловской области. -
Информационно – методическое письмо о работе руководителей ОО обучающих детей с ОВЗ и инвалидностью в условиях введения ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС обучающихся с ОВЗ(http://оиро.рф) -
Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с ОВЗ - с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с задержками психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройством аутистического спектра, с тяжелыми нарушениями речи, для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих.(http://fgosreestr.ru и http://оиро.рф ) -
Информационно-методическое письмо «О проектировании адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» .(http://оиро.рф) -
Рекомендации по разработке учебных планов образовательных организаций орловской области, реализующих адаптированные общеобразовательные программы.(http://оиро.рф) -
Информационное письмо о введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в Орловской области. (http://оиро.рф) -
Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» -
Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ» -
Письмо Рособрнадзора от 02.12.2016 № 10-835 «Методические рекомендации по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в форме основного государственного экзамена для лиц с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов» -
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 № 26). -
Приказ Минобрнауки России от 9.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» -
Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (утверждено приказом Минобрнауки России 20 сентября 2013 г. № 1082 -
Дистанционное обучение детей с ОВЗ (https://ikp-rao.ru/distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz/) -
Нормативные документы в сфере образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на сайте БУ ОО ДПО «Институт развития образования» (http://xn--h1albh.xn--p1ai/inkljuzivnoe-obrazovanie-io/)