Файл: Отчет по производственной практике (по профилю специальности) пм. 01 Ведение учета операций на расчетных счетах банка.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Отчет по практике

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 415

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

3.3 Ведение юридического дела клиента



В юридическое дело помещаются: документы и сведения, представляемые клиентом (его представителем) при открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту), а также документы, представляемые в случае изменения указанных сведений; договор (договоры) банковского счета, счета по вкладу (депозиту), изменения и дополнения к указанному договору (указанным договорам), другие договоры, определяющие отношения между банком и клиентом по открытию, ведению и закрытию банковского счета, счета по вкладу (депозиту) ;документы, касающиеся направления банком сообщений налоговому органу об открытии (закрытии) банковского счета; переписка банка с клиентом по вопросам открытия, ведения и закрытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту); утратившие силу карточки; иные документы, касающиеся отношений между клиентом и банком по вопросам открытия, ведения и закрытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту).

Проверка соблюдения порядка открытия, ведения и закрытия расчетных счетов юридических лиц:

Порядок открытия и закрытия банковских счетов юридических лиц установлен Инструкцией № 28-И. Некоторые сопутствующие процедуры описаны также в Положении № 302-П.

Основные направления проверки могут быть следующими:

  • проверка наличия и актуальности утвержденных типовых договоров банковского счета (договоров на расчетно-кассовое обслуживание);

  • контроль наличия, сохранности и правильности формирования юридических дел клиентов;

  • контроль наличия и правильности оформления карточек с образцами подписей и оттиска печати);

  • проверка правильности присвоения номера балансового счета банковскому счету клиента;

  • проверка своевременности уведомления налоговых органов об открытии и закрытии счетов клиентов;

  • проверка тождественности номера балансового счета и наименования клиента по ведомости остатков, Книге открытых счетов и карточкам образцов подписей и оттиска печати;

  • проверка наличия и правильности оформления доверенностей на получение клиентами выписок из расчетных счетов и других документов;

  • проверка правильности оформления первичных расчетных документов;

  • проверка соответствия расчетных документов учетным регистрам;

  • проверка своевременности отражения операций в учете;

  • проверка правильности ведения картотек неоплаченных расчетных документов и соблюдения очередности платежей при недостаточности средств на счете;

  • проверка правильности отражения в учете и порядка работы с суммами «до выяснения»;

  • проверка правильности расчета и своевременности поступления (списания со счетов клиентов) комиссий за ведение расчетных счетов и расчетно-кассовое обслуживание;

  • контроль подтверждения остатков клиентами и выдачи выписок из счетов клиентов на отчетную дату.




3.4 Ведение картотеки расчётных документов



Картотека расчетных документов – это организованный учет хранящихся в банке неоплаченных расчетных документов, предъявленных к расчетному счету конкретного плательщика.

В картотеку расчетные документы помещаются, если:

  • у плательщика недостаточно денежных средств для их исполнения;

  • ожидается акцепт плательщика для исполнения;

  • ожидается проведение платежа без акцепта в установленных законодательством случаях.

Картотека в банке бывает двух видов: так называемая Картотека № 1 и Картотека № 2.

Картотека № 1 используется для расчетов, по которым требуется акцепт владельца счета либо разрешение на проведение операций в установленных законодательством РФ случаях.

Предположим, поставщиком на предприятие выставляется платежное требование, которое должно быть оплачено с акцептом плательщика. В этом случае в «Условие оплаты» получатель средств проставляет «С акцептом». Такое требование будет помещено в Картотеку № 1, а один экземпляр направлен владельцу расчетного счета для принятия оплаты. В настоящее время расчеты платежными требованиями ведутся редко.

Второй вариант использования Картотеки № 1 – помещение в нее документов, требующих разрешения на исполнение. Подобная необходимость возникает, например, в случае получения банком судебного решения или предписания других уполномоченных органов об аресте всего счета либо части находящихся на нем денежных средств. В такой ситуации в Картотеку № 1 попадают расчетные документы, не подлежащие оплате в период действия ограничения на распоряжения счетом.

Картотека № 2 используется следующим образом. Предположим, предприятие передает в банк платежное поручение, но в данный момент на расчетном счете у него недостаточно средств для его немедленного исполнения и банковский кредит не предоставляется. В таком случае банковский служащий проверяет правильность оформления платежного поручения и помещает его в картотеку. В дальнейшем исполнение платежного поручения происходит по мере поступления средств в соответствии с установленной законом очередностью платежей.

При этом следует иметь в виду, что новые платежные поручения не могут исполняться банком до закрытия картотеки. Т. е. следующее распоряжение на списание средств будет поставлено в очередь, прежде будут исполнены платежные поручения, уже находящиеся в картотеке.


В отличие от обычного платежного поручения, которое либо исполняется в полном объеме, либо не исполняется вообще, поручение в картотеке может быть оплачено частично.

Организация также может отозвать еще не исполненное платежное поручение, отказавшись от его постановки в картотеку. Она может отменить поручение, находящееся в картотеке. Кроме того, клиент в случае частичного исполнения поручения из картотеки может отозвать платеж на остаток суммы.

Наличие у предприятия картотеки свидетельствует о его неустойчивом финансовом положении. Её отсутствие может устанавливаться банками как требование при обращении за получением кредитов.

4. Организация межбанковских расчетов

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

4.1 Операции по корреспондентским счетам



Для осуществления расчетов в расчетном подразделении Банка России каждому коммерческому банку (его филиалу) открывается корреспондентский счет.

По корреспондентскому счету отражаются следующие виды операций:

  1. Расчетно-кассовые операции;

  2. Расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами;

  3. Операции по межбанковским кредитам и депозитам;

  4. Операции с ценными бумагами;

  5. Операции с Банком России и другие операции.

Корреспондентский счет - это счет, на котором отражаются расчеты, произведенные одним кредитным учреждением по поручению и за счет другого на базе заключенного корреспондентского контракта. Корреспондентские счета по интернациональным расчетам разделяются на два вида: счета «Ностро» и счета «Лоро».

Корреспондентскими отношениями предусматривается большой набор взаимных банковских услуг. Межбанковские расчеты, являясь одним из видов отношений между банками, связаны в основном с выполнением поручений клиентов банков по переводу денежных средств на счета, открытые в других банках (оплата товаров, услуг и работ, осуществление нетоварных платежей), а также собственных операций банка. К организации межбанковских расчетов предъявляются высокие требования с точки зрения четкости их проведения, сокращения времени и трудоемкости совершения.


4.2 Операции по корреспондентским счетам между филиалами одного банка



Взаимные расчеты между банками осуществлялись до последнего времени с использованием системы межфилиальных оборотов (Далее - МФО). Эта система расчетов между банками позволяла достаточно эффективно проводить учет и контроль данных операций и отражала процесс перераспределения средств между учреждениями банков в рамках единого банка, действующего на основе государственной собственности.

Нынешняя система межбанковских расчетов основывается на осуществлении платежей через корреспондентские счета коммерческих банков, открытые в учреждениях Центрального банка Российской Федерации - расчетно-кассовых центрах, а также корреспондентские счета банков, открытые на основе прямых корреспондентских соглашений между банками. Выверка расчетов по корреспондентскому счету коммерческого банка в расчетно-кассовых центрах производится ежемесячно на основании ведомостей проверки состояния расчетов.

Планом счетов бухгалтерского учета для отражения операций банка по корреспондентскому счету в расчетно-кассовом центре предполагается использовать счет 30102 "Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России". Расчетно-кассовый центр ежедневно отчитывается перед банком выпиской из корреспондентского счета с приложением документов, как представленных ему банком, так и поступивших со стороны в его адрес. На их базе коммерческий банк составляет выписки из расчетных, текущих и прочих счетов своим клиентам.

Для учета текущих взаимных расчетов между филиалами одного коммерческого банка в плане счетов бухгалтерского учета предполагается открыть счета: 30301 "Расчеты с филиалами, расположенными в Российской Федерации» (пассивный), 30302 "Расчеты с филиалами, расположенными в Российской Федерации" (активный), 30303 "Расчеты с филиалами, расположенными за границей" (пассивный), 30304 "Расчеты с филиалами, расположенными за границей (активный). Расчеты между клиентами, имеющими счета в одном учреждении банка, производятся этим учреждением, путем списания и зачисления средств по счетам клиентов.