Файл: Исследовательская работа Математика в танце Автор (авторы) работы Ипатов Игорь Сергеевич, 7 класс Одарич Полина Павловна, 7 класс.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 578
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
2.1. Изучение танца с помощью геометрических фигур.
2.2. Изучение танца с помощью графиков.
Приложение 1. Анкета для учащихся 7 классов
Приложение 3. Базовые движения.
Приложение 4. Связки этих движений в танцевальный рисунок.
Приложение 5. Скриншот отчета результатов проверки файла проекта системой «Антиплагиат»
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 91
с углубленным изучением отдельных предметов
МО «город Екатеринбург»
Чкаловский район
Наименование секции (подсекции): естественнонаучное (математика)
Исследовательская работа: Математика в танце
Автор (авторы) работы: Ипатов Игорь Сергеевич , 7 класс
Одарич Полина Павловна , 7 класс
Руководитель (руководители) работы: Гришина Анна Александровна,
учитель математики и информатики
____________________
____________________
2020 г.
Оглавление
Введение 3
1.1. Математика и музыка. 5
1.2. Математика и танец. 5
Глава 2 8
2.1. Изучение танца с помощью геометрических фигур. 9
2.2. Изучение танца с помощью графиков. 11
Заключение 14
Список литературы 15
Приложение 1. Анкета для учащихся 7 классов 16
17
Приложение 3. Базовые движения. 18
Приложение 4. Связки этих движений в танцевальный рисунок. 19
Приложение 5. Скриншот отчета результатов проверки файла проекта системой «Антиплагиат» 20
20
Наука и искусство так же тесно связаны между собой, как сердце и легкие...
Л. Толстой
Введение
С самого рождения нас окружает движение. Движение времени, предметов, людей и нас самих, а в современном мире все больше и больше. Для нас движение – это спорт, танец, бег чисел. Еще с древних веков танец - воплощение любви, труда и обрядов. Каждый из нас хотя бы однажды танцевал, смотрел на исполнение танца. Какое это завораживающее зрелище! Часто говорят: "Танец — это разговор души". Правда не всегда мы умеем красиво танцевать, а так хочется научиться и приобщиться к этому. Бег чисел – это скоротечность времени, часов и лет. Математика, которая правит нашим миром.
Но ведь никто не задумывался, сколько общего между красотой этого мира и математикой.
А, ведь и, правда. Наука и искусство - два основных начала в культуре, две дополняющие друг друга сферы деятельности человека. Красота математики среди наук очень велика, а красота является одним из связующих звеньев науки и искусства. Из многих искусств, с которыми взаимодействует математика, мы решили выбрать хореографию. Поэтому тема нашего исследования «Математика в танце».
Но, мы хотели бы исследовать именно практическое применение математики к танцам, в частности использование чисто математических понятий в обучении современным танцам.
Поэтому, считаем свой исследовательский проект актуальным.
Цель исследования: найти точки соприкосновения математики и хореографии на примере изучения современных танцев, разработать курс видео-инструкций с использованием математических понятий для начинающих танцоров.
Задачи:
-
Изучить литературу по теме исследования; -
Сравнить и сопоставить общие термины и понятия в математике и хореографии; -
Проанализировать полученные результаты; -
Показать применение полученных знаний в хореографии; -
Изучить танцевальные движения и связать их с математическими определениями. -
Изучить танцы, основой которых являются геометрические построения. -
Проанализировать связь танца с математикой; -
Показать применение полученных знаний в хореографии.
Гипотеза: многие танцевальные движения легче исполнять, зная их математическую составляющую.
Объект исследования: математика и танец.
Предмет исследования: математическая составляющая танца.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были выбраны следующие методы: изучение литературных источников, обработка полученной информации, анализ, синтез, исследовательский, практический.
Продукт проекта: серия видео-инструкций «Начинающий танцор».
Практическая значимость: результаты можно использовать на уроках ритмики, в дополнительном образовании и самообразовании.
Глава 1 Математика и искусство.
Все знают и понимают связь и влияние музыки, хореографии на искусство. Но единицы из нас видят связь математики и музыки, математики и хореографии, хотя таких точек соприкосновения достаточно. Рассмотрим некоторые из них.
1.1. Математика и музыка.
Использование обозначений и названий чисел. В музыке используются длительности нот, названия которых одновременно являются названиями обыкновенных дробей. Например, целая – 4/4, половинная – 1/2, четвертная – 1/4, восьмая – 1/8. Доли в музыке складываются (восьмая + восьмая = четвертная), как и дроби в математике (1/8 + 1/8 = 1/4).
У истоков музыкальной грамотности стоял великий математик Пифагор. И не случайно! Пифагорейцы верили, что в числовых закономерностях спрятана тайна мира. Пифагор открыл, что основные гармонические интервалы, т.е. октава, чистая квинта и чистая кварта, возникают, когда длины колеблющихся струн относятся как 1:2,2:3,3:4.
Музыкальный размер произведения, зависящий от чередования сильных и слабых долей, создает тип музыкальной композиции. Каждый музыкальный жанр (композицию) имеет свой ритм и темп, создает танец.
1.2. Математика и танец.
Значит, музыка строит порядок перемещения танцора, организует его движения и придаёт эмоциональную окраску постановке.
Посмотрев различные представления танцев, можно заметить, что большое внимание танцоры уделяют графике движения, ритму и ракурсу исполнения, подчиняемые определенному алгоритму. Алгоритму выполнения несложных задач, суть которого заключается в изучении элементарные операции, в дальнейшем автоматического их выполнения.
Как и в математике, танец имеет свой набор аспектов, которые необходимо освоить первыми, чтобы довести их до автоматизма.
Одним из немаловажных понятий, без которого трудно разобрать танец на составные части является счет, а считать мы учимся только с помощью математики. Чтобы танцевать «в такт» не обязательно получать академическое музыкальное образование, достаточно следовать ритму. К примеру, если говорить о ча-ча-ча, то при оценке здесь во внимание принимаются такие показатели, как постановка стопы на удар на счёт 1,2,3,4. Когда вы слышите музыку, вы должны правильно рассчитывать свои движения, чтобы попадать в ритм. Именно здесь вам и пригодится математика, правильный подсчет улучшит ваше понимание танца, а сбиваться вы перестанете, когда поймете счет танца.
Танец – это огромное количество вращений, определенных взаимоотношений между ногами, руками, головой. Анализируя различные позиции рук и ног, можно заметить изображение кривых, ломанных, т.е. графиков функций (Таблица1). В каждом танцевальном движении можно найти график одной из математических функций.
Таблица 1
Движение в танце | График функции и ее название в математике |
| Л инейная функция График - прямая |
| Степенная функция График – кубическая парабола |
| К вадратичная функция График – парабола |
Танец – это движение. Движение в математики - это изменение плоскости, при котором сохраняются размеры и форма объектов. Примерами движений служат симметрия, поворот и параллельный перенос. Во многих танцевальных постановках используют эти виды движений (Таблица 2), особенно если танец построен на синхронном выполнении движений.
Таблица 2
Танец | Виды движений |
| Осевая симметрия |
| Параллельный перенос |
| Поворот |
Любой танец основывается на построении танцевальных фигур. Фигура в танце — положение, позиция, принимаемая кем-либо при исполнении чего-нибудь в движении; часть танца, сочетание нескольких танцевальных шагов (па), связанных между собой и расположенных на известное количество тактов музыки, строящихся на геометрических понятиях: точка, прямая, угол, окружность и т.д.(Таблица 3)
Таблица 3
Танец | Фигура в математике |
| Точка |
| Прямая |
| Угол |
| Окружность (Круг) |
Глава 2
Занимаясь танцами, часто задаешься вопросом «Как можно быстро объяснить и научить различным танцевальным движениям». Поиск ответов нередко приходит из сфер жизни человека не связанных между собой на первый взгляд. Так и получилось с геометрий, изучая литературу по данной теме.
Анализ различных источников выявил основные точки соприкосновения математики и танцев:
1.Использование геометрических фигур в танцевальной постановке.
2.Изображение рисунка танца с помощью графиков.
Хотя это не весь потенциал математики в танце, которые еще можно исследовать.
2.1. Изучение танца с помощью геометрических фигур.
Рассматривать применение геометрических фигур к обучению танцам будем на примере современного танцевального направления - Брейк-данс. (Таблица 4)
Таблица 4
Фигура в математике | Рисунок | Название движения в танце |
точка | | Стойка на голове |
Угол | | Бэби фриз |
Прямая | | Начальная позиция - стойка |
В Брейк-данс очень хорошо прослеживаются различные виды углов (Таблица 5), а так же расположение прямых. (Таблица 6)
Таблица 5
Виды углов | Рисунок движения |
Острый | |
Тупой | |
Прямой | |
Таблица 6
Расположение прямых в пространстве | Рисунок движения |
Перпендикулярные прямые | |
Параллельные прямые | |
Пересекающиеся прямые | |
2.2. Изучение танца с помощью графиков.
Хотя изучение графиков функции нами еще не началось, но нам стали интересны такого вида закономерности математики и танцев. Поэтому, не углубляясь в изучение свойств функций и их различные особенности исследование проводились только на графиках и рисунке танцев. Вот что мы увидели. (Таблица 7)