ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Механизм реализации программы:
Критерии отбора наставников для «ученик-ученик»
Проблемы учащегося общеобразовательного учреждения, решаемые с помощью наставничества
Среди оцениваемых результатов:
Область применения в рамках образовательной программы
Проблемы региона, решаемые с помощью наставничества
Права и обязанности наставника
Права и обязанности наставляемого
Утверждена
Директором МБОУ СОШ №5
______И.А.Терещенко
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение стредняя общеобразовательная школа №5
села Гусаровского, Отрадненского района, Краснодарского края
Программа «Школа наставничества»
«Ученик-ученик»
Введение
В наше время Россия движется в сторону радикальных изменений образовательной и социокультурной сферы, необходимость которых продиктована сменой паттернов мышления, целеполагания и действия, а также вызовами со стороны экономического сектора.
Важность гармоничного и системного преобразования этих сфер отражена в национальном проекте «Образование», который ставит перед всеми образовательными организациями две ключевые цели: обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей и культурных традиций народов Российской Федерации.
Эти цели невозможно достичь без создания системы поддержки и развития навыков, талантов и компетенций – общекультурных, общепрофессиональных и метакомпетенции. Эта система также должна способствовать решению задачи по самоопределению и профессиональной
ориентации всех обучающихся.
Наиболее эффективная стратегии, отвечающая вышеназванным целям и задачам,
– это применение методологии наставничества, в рамках которой возможна комплексная поддержка учащихся разных уровней и форм обучения.
Использование технологий наставничества может успешно способствовать решению различных проблем и задач, систематически находящихся в «поле зрения» администрации и педагогического коллектива:
-
закрепление в образовательной организации молодых педагогов и новых сотрудников, их профессиональный рост; -
передача навыков, знаний, формирования ценностей у обучающихся и педагогов, сохранение лучших практик и уникальных исторически сформированных компетенций;-
формирование профессиональных методических сообществ;-
подготовка кадрового управленческого резерва из числа педагогов и будущих педагогов из числа обучающихся; -
создание условий для успешности обучающихся, в том числе показывающих стабильно низкие результаты, а также условий для реализации талантов у одаренных детей; -
создание условий для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, в том числе в целях профориентации и профессионального самоопределения.
-
-
Настоящая примерная программа призвана помочь школе в деятельности наставников на уровне образовательной организации.
Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год.
Цель:
создание условий для раскрытия потенциала личности наставляемого, формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет МБОУ СОШ №5.
Задачи:
Улучшение показателей МБОУ СОШ №5, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах;
-
Подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность; -
Раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории;
Ожидаемые результаты:
дляученика-ученика:
-
высокий уровень включенности наставляемых и наставников во все социальные, культурные и образовательные процессы образовательной организации;-
рост посещаемости кружков внеурочной деятельности, объединений, спортивных секций и т.д.
-
-
повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона внутри класса (группы) и образовательной организации.
Механизм реализации программы:
Для реализации системы наставничества формируется рабочая группа из числа привлеченных специалистов
и педагогических работников МБОУ СОШ №5.
-
Рабочая группа осуществляет следующие функции:
-
разработка и реализация Дорожной карты по внедрению Целевой модели наставничества; -
организационное и методическое сопровождение работы наставнических пар и групп; -
организация аналитической и информационной работы через разработку медиаплана в рамках компетенций;-
организация отбора и обучения наставников;
-
-
осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в программе наставничества;-
формирование наставнических пар и групп; -
осуществление своевременной и систематической отчетности;
-
-
проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программы (системы) наставничества в образовательной организации; -
участие в муниципальных/региональных/федеральных образовательных событиях, направленных на повышение профессиональных компетенций в части реализации системы наставничества; -
обеспечение формирования баз данных наставников и наставляемых, а также лучших практик наставничества.
Система наставничества реализуется через организацию работы в наставнических парах или группах (по выбору) по следующей форме:
-
"ученик – ученик".
Организация работы по данным формам в каждой наставнической паре или группе предполагает решение индивидуальных конкретных задач и потребностей наставляемого, исходя из ресурсов наставника, определенных в ходе предварительного анализа.
Наставничество «ученик - ученик»
Критерии отбора наставников для «ученик-ученик»
Выбранная форма предполагает взаимодействие обучающихся образовательной организации, при котором один из обучающихся находится на более высоком уровне образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное, тем не менее, строгой субординации.
Проблемы учащегося общеобразовательного учреждения, решаемые с помощью наставничества
-
Низкая мотивация к учебе и саморазвитию, неудовлетворительная успеваемость, отсутствие качественной саморегуляции; отсутствие осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной траектории и будущей профессиональной реализации; -
Невозможность качественной самореализации в рамках стандартной школьной программы; отсутствие условий для формирования активной гражданской позиции; -
Низкая информированность о перспективах самостоятельного выбора векторов творческого развития, карьерных и иных возможностей; кризис идентификации, разрушение или низкий уровень сформированности ценностных и жизненных позиций и ориентиров; -
Конфликтность, неразвитые коммуникативные навыки, затрудняющие горизонтальное и вертикальное социальное движение; отсутствие условий для формирования метапредметных навыков и метакомпетенции;
Отдельным блоком можно выделить проблемы детей с ограниченными возможностями здоровья. Их включение в систему наставнических отношений будет способствовать качественному развитию системы