Файл: Программа Школа наставничества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Область применения в рамках образовательной программы


Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной деятельности. Возможна интеграция в классные часы, организация совместных конкурсов и проектных работ, совместные походы на спортивные/культурные мероприятия, способствующие развитию чувства сопричастности, интеграции в сообщество (особенно важно для задач адаптации).

В школах: проектная деятельность, классные часы, внеурочная работа, подготовка к мероприятиям школьного сообщества, проектное волонтерство.

Проблемы региона, решаемые с помощью наставничества


На уровне региона, являющегося основным инициатором развития обновленной системы обучения и профессиональной подготовки школьников, также важно рассмотреть круг проблем, решаемых с помощью наставнического взаимодействия.

Комплексное представление круга этих задач поможет образовательной организации, претендовать на разностороннюю поддержку собственных инициатив со стороны администрации региона и общественное понимание необходимости внедрения новых подходов.

С помощью внедрения наставнических программ в образовательные организации можно добиться комплексного улучшения образовательных результатов. А также, что немаловажно на межличностном и социальном уровнях, таким образом можно сформировать устойчивые пути взаимодействия между отдельными
системами и поколениями и чувство сопричастности к жизни и развитию региона.

Принципы наставничества


  • добровольность;

  • гуманность;

  • соблюдение прав молодого специалиста;

  • соблюдение прав наставника;

  • конфиденциальность;

  • ответственность;

  • искреннее желание помочь в преодолении трудностей;

  • взаимопонимание;

  • способность видеть личность.

Права и обязанности наставника


Наставникобязан:

    • разрабатывать индивидуальный план – комплекс мероприятий в рамках организации работы наставнической пары/группы;

    • участвовать в реализации Дорожной карты в рамках компетенции;

    • регулярно посещать образовательные события, организованные в рамках обучения наставников;

    • оказывать всестороннюю помощь и поддержку наставляемому;

    • Предоставлять результаты наставнической работы по запросу куратора;

    • способствовать развитию информационного освещения реализации системы наставничества в образовательной организации;

    • внимательно и уважительно относиться к наставляемому.

Наставникимеетправо:

    • Способствовать своевременному и качественному выполнению поставленных задач наставляемым;

    • Совместно с куратором определять формы работы с наставляемым;

    • принимать участие в обсуждениях и мероприятиях, направленных на развитие системы наставничества в образовательной организации;

    • вносить предложения куратору и руководителю образовательной организации по внесению изменений в Дорожную карту;

    • привлекать других специалистов для расширения компетенций наставляемого.


Права и обязанности наставляемого


Наставляемыйобязан:

    • регулярно посещать встречи, образовательные события в соответствии с индивидуальным планом;

    • выполнять своевременно и качественно задачи, поставленные наставником;

    • внимательно и уважительно относиться к наставнику и другим участникам наставнической группы.

Наставляемыйимеетправо:

    • вносить предложения в индивидуальный план обучения в рамках организации работы наставнической пары/группы;

    • принимать участие в обсуждениях и мероприятиях, направленных на развитие системы наставничества в образовательной организации;

    • в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по волнующим вопросам;

    • при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с ходатайством к руководителю образовательной организации о замене наставника.

«Дорожная карта» целевой модели наставничества





п/п

Мероприятие

Сроки

Ответственные

1

Подготовка условий для запуска программы наставничества

Задача: информирование о запуске программы наставничества; сбор предварительных запросов от потенциальных наставляемых и выбор соответствующих этим запросам аудитории для поиска наставников

Результат: определены необходимые ресурсы (кадровые, методические, материально-техническая база и т. д.) и возможные источники их привлечения (внутренние и внешние) для организации функционирования целевой модели наставничества

1.1

Информирование педагогов школы реализации программы наставничества

Август

2022 г.

Зам.дир.

по УР

1.2

Информирование родительского сообщества

о планируемой реализации программы

наставничества


Октябрь 2022г

Зам.дир.

по УР

1.3

Встреча с сообществом выпускников и/или представителями региональных организаций и предприятий с целью информирования о реализации программы наставничества


Октябрь 2022г


Зам.дир.


по УР

1.4

Встреча с обучающимися

образовательной организации с информированием о реализуемой программе наставничества

Октябрь 2022г

Зам.дир.

по УР

2

Формирование базы наставляемых

Задача: выявление конкретных проблем, обучающихся и педагогов образовательной организации, которые можно решить с

помощью наставничества Результат: сформирована база наставляемых с перечнем запросов, необходимая для

подбора кандидатов в наставники на следующем этапе

2.1

Проведение анкетирования среди

обучающихся/педагогов, желающих принять участие в программе наставничества. Сбор согласий на сбор и обработку персональных данных от совершеннолетних участников программы



Сентябр ь 2022г



Зам.дир.



по УР

2.2

Сбор дополнительной информации о запросах, наставляемых (обучающиеся/педагоги) от третьих лиц: классный руководитель, психолог, соцработник, родители. Сбор согласий на сбор и обработку персональных данных от законных представителей несовершеннолетних участников



Октябрь

2022г



Зам.дир.



по УР

2.3

Анализ полученных от наставляемых и третьих

лиц данных. Формирование базы наставляемых

Октябрь

2022г

Зам.дир.

по УР

3

Формирование базы наставников

Задача: поиск потенциальных наставников для формирования базы наставников Результат: сформированы базы наставников, которые потенциально

могут участвовать как в текущей программе наставничества, так и в будущих программах этой и иных (по запросу и с

разрешения наставников) образовательных организаций

3.1

Выбор форм наставничества, реализуемых в рамках текущей программы наставничества

Октябрь 2022г

Зам.дир.

по УР

3.2

Оценка участников-наставляемых по заданным параметрам, необходимым для будущего сравнения и мониторинга влияния программ на всех участников

Октябрь 2022г

Зам.дир.

по УР

3.3

Проведение анкетирования среди потенциальных наставников, желающих принять участие в программе наставничества. Сбор согласий на сбор

и обработку персональных данных

Октябрь 2022г

Зам.дир.

по УР

3.4

Анализ заполненных анкет

потенциальных наставников и сопоставление данных с анкетами наставляемых. Формирование базы наставников

Октябрь 2022г

Зам.дир.

по УР

4

Отбор и обучение наставников

Задача: выявление наставников, входящих в базу потенциальных наставников, подходящих для конкретной программы, и их подготовку к работе с наставляемыми

Результат: сформирована база готовых к работе наставников, подходящая для конкретной программы и запросов наставляемых конкретной образовательной организации

4.1

Оценка участников-наставников по заданным параметрам, необходимым для будущего сравнения и мониторинга влияния программ на всех участников


Ноябрь 2022


Зам.дир.


по УР.

4.2

Проведение собеседования с наставниками

некоторых случаях с привлечением психолога)

Ноябрь 2022

Зам.дир.
.

по УР

4.3

Поиск экспертов и материалов для проведения

обучения наставников

Ноябрь 2022

Зам.дир.
.

по УР

4.4

Обучение наставников

Ноябрь 2022

Зам.дир.

по УР

5

Формирование наставнических пар или групп

Задача: формирование пар «наставник – наставляемый» либо группы из наставника и нескольких наставляемых, подходящих друг другу по критериям Результат: сформированы наставнические пары или группы, готовые продолжить

работу в рамках программы

5.1

Организация групповой встречи наставников и

наставляемых

Ноябрь 2022г

Зам.дир.

по УР

5.2

Проведение

анкетирования предмет

на

Ноябрь 2022г

Зам.дир.

по УР




предпочитаемого наставника/наставляемого после

завершения групповой встречи







5.3

Анализ анкет групповой встречи и соединение

наставников и наставляемых в пары

Декабрь 2022г

Зам.дир.

по УР

5.4

Информирование участников о сложившихся парах/группах. Закрепление

пар/групп распоряжением руководителя образовательной

организации


Декабрь 2022г


Зам.дир.


по УР

6

Организация работы наставнических пар или групп

Задача: закрепление гармоничных и продуктивных отношений в наставнической паре или группе

Результат: сформированы стабильные наставнические отношения, доведенные до логического завершения, реализована цель

программы наставничества для конкретной наставнической пары или группы

6.1

Проведение первой, организационной, встречи

наставника и наставляемого

Декабрь 2022г

Зам.дир.

по УР

6.2

Проведение второй, пробной рабочей, встречи

наставника и наставляемого

Декабрь 2022г

Зам.дир.

по УР

6.3

Проведение встречи-планирования

рабочего

процесса в рамках программы наставничества с наставником и наставляемым

Декабрь 2022г

Зам.дир.

по УР

6.4


Регулярные встречи наставника и наставляемого

Декабрь 202г -

Март 2023

Зам.дир.

по УР

6.5

Сроки

сбора обратной связи от участников программы наставничества


Апрель 2023г

Зам.дир.

по УР

6.6

Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого


Апрель 2023г

Зам.дир.

по УР

6.7

Проведение групповой заключительной встречи всех пар и групп наставников и наставляемых


Апрель 2023г

Зам.дир.

по УР

6.8

Анкетирование участников.

Проведение мониторинга личной удовлетворенности участием

в программе наставничества


Апрель 2023г

Зам.дир.

по УР.

7

Завершение наставничества

Цель: усилить программу наставничества и расширить базу лояльных к программам наставничества людей, привлечь потенциальных наставников, будущих кураторов, потенциальных компаний-партнеров

Задача: подведение итогов работы каждой пары или группы и всей программы в целом в формате личной и групповой рефлексии, а также проведение открытого публичного мероприятия для популяризации практик наставничества и награждения лучших наставников.




Результат: достигнуты цели программы наставничества, собраны лучшие наставнические практики, внимание общественности привлечено к деятельности образовательных организаций, запущен процесс пополнения базы наставников и

наставляемых

7.1

Приглашение на торжественное мероприятие всех участников программы наставничества, их родных, представителей организаций-партнеров, представителей администрации муниципалитета, представителей иных

образовательных организаций и некоммерческих организаций



Май 2023


Директор

7.2

Проведение торжественного мероприятия для подведения итогов программы наставничества и награждения лучших наставников


Май 2023

Директор

7.3

Проведение мониторинга качества

реализации программы наставничества

Май 2023

Зам.дир.

по УР

7.4

Оценка участников по заданным параметрам, проведение второго, заключающего этапа мониторинга влияния программ на всех участников

Май 2023

Зам.дир.

по УР

7.5

Оформление итогов и процессов

совместной

работы в рамках программы наставничества в кейсы

Май 2023

Зам.дир.

по УР

7.6

Публикация результатов

программы наставничества, лучших наставников, кейсов на сайтах образовательной организации и

организаций-партнеров


Июнь 2023


Зам.дир.


по УР

7.7

Внесение данных об итогах

реализации программы наставничества в базу наставников и базу наставляемых

Июнь 2023

Зам.дир.

по УР

7.8

Формирование долгосрочной базы наставников

Июнь 2023

Зам.дир.

по УР


План программы «Ученик ученик»




Отбор наставник ов


Обучение наставник ов

Формирование пар

«наставник – наставляемый»


Мотивация для наставников

Процедур а завершен ия

взаимодействия


Через школьное сообщество. Выбор из наиболее мотивированн ых учащихся.


Осуществляет ся куратором программы в организации.

Возможн ые решения:

1)

анкетирование с последующим совмещением;


Лидерск ий статус.

Реализац ия лидерског о потенциа ла.


Представлени е конкретных результатов взаимодействи я.



Прохождение тестирования / собеседования (предметного, психологическ ог о–на коммуникацио н ные навыки и

эмпатию).


Проведен ие регулярн ых встреч, трениров ка в формате ролевого

взаимодействия

.

Определение потенциальны х проблем наставляемых и форматов, подходящих для их решения (мероприят ие, проект, совместная работа над домашним заданием)


2) личные и групповы е встречи, на которых

формирование пар идет по принципу личной симпатии;

3)

назначение куратором.



Благодарственн ы е

письма
и грамоты

для портфолио.

Причастност ь к школьному сообществу.



Защита проекта, анализ успеваемости и посещаемости

куратором, сбор обратной связи от участников, рефлексия.

Решение о продолжении (переход на другую тему или проблему) или прекращении взаимодействия.

Взаимная оценка работы наставника и наставляемог

о посредством анкетировани я.