ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 112
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Механизм реализации программы:
Критерии отбора наставников для «ученик-ученик»
Проблемы учащегося общеобразовательного учреждения, решаемые с помощью наставничества
Среди оцениваемых результатов:
Область применения в рамках образовательной программы
Проблемы региона, решаемые с помощью наставничества
Права и обязанности наставника
Права и обязанности наставляемого
Область применения в рамках образовательной программы
Взаимодействие наставника и наставляемого ведется в режиме внеурочной деятельности. Возможна интеграция в классные часы, организация совместных конкурсов и проектных работ, совместные походы на спортивные/культурные мероприятия, способствующие развитию чувства сопричастности, интеграции в сообщество (особенно важно для задач адаптации).
В школах: проектная деятельность, классные часы, внеурочная работа, подготовка к мероприятиям школьного сообщества, проектное волонтерство.
Проблемы региона, решаемые с помощью наставничества
На уровне региона, являющегося основным инициатором развития обновленной системы обучения и профессиональной подготовки школьников, также важно рассмотреть круг проблем, решаемых с помощью наставнического взаимодействия.
Комплексное представление круга этих задач поможет образовательной организации, претендовать на разностороннюю поддержку собственных инициатив со стороны администрации региона и общественное понимание необходимости внедрения новых подходов.
С помощью внедрения наставнических программ в образовательные организации можно добиться комплексного улучшения образовательных результатов. А также, что немаловажно на межличностном и социальном уровнях, таким образом можно сформировать устойчивые пути взаимодействия между отдельными
системами и поколениями и чувство сопричастности к жизни и развитию региона.
Принципы наставничества
-
добровольность; -
гуманность; -
соблюдение прав молодого специалиста; -
соблюдение прав наставника; -
конфиденциальность; -
ответственность; -
искреннее желание помочь в преодолении трудностей; -
взаимопонимание;
-
способность видеть личность.
Права и обязанности наставника
Наставникобязан:
-
разрабатывать индивидуальный план – комплекс мероприятий в рамках организации работы наставнической пары/группы; -
участвовать в реализации Дорожной карты в рамках компетенции; -
регулярно посещать образовательные события, организованные в рамках обучения наставников; -
оказывать всестороннюю помощь и поддержку наставляемому; -
Предоставлять результаты наставнической работы по запросу куратора; -
способствовать развитию информационного освещения реализации системы наставничества в образовательной организации; -
внимательно и уважительно относиться к наставляемому.
Наставникимеетправо:
-
Способствовать своевременному и качественному выполнению поставленных задач наставляемым; -
Совместно с куратором определять формы работы с наставляемым; -
принимать участие в обсуждениях и мероприятиях, направленных на развитие системы наставничества в образовательной организации; -
вносить предложения куратору и руководителю образовательной организации по внесению изменений в Дорожную карту; -
привлекать других специалистов для расширения компетенций наставляемого.
Права и обязанности наставляемого
Наставляемыйобязан:
-
регулярно посещать встречи, образовательные события в соответствии с индивидуальным планом; -
выполнять своевременно и качественно задачи, поставленные наставником; -
внимательно и уважительно относиться к наставнику и другим участникам наставнической группы.
Наставляемыйимеетправо:
-
вносить предложения в индивидуальный план обучения в рамках организации работы наставнической пары/группы; -
принимать участие в обсуждениях и мероприятиях, направленных на развитие системы наставничества в образовательной организации; -
в индивидуальном порядке обращаться к наставнику за советом, помощью по волнующим вопросам; -
при невозможности установления личного контакта с наставником выходить с ходатайством к руководителю образовательной организации о замене наставника.
«Дорожная карта» целевой модели наставничества
№ п/п | Мероприятие | Сроки | Ответственные | ||||
1 | Подготовка условий для запуска программы наставничества Задача: информирование о запуске программы наставничества; сбор предварительных запросов от потенциальных наставляемых и выбор соответствующих этим запросам аудитории для поиска наставников Результат: определены необходимые ресурсы (кадровые, методические, материально-техническая база и т. д.) и возможные источники их привлечения (внутренние и внешние) для организации функционирования целевой модели наставничества | ||||||
1.1 | Информирование педагогов школы реализации программы наставничества | Август 2022 г. | Зам.дир. | по УР | |||
1.2 | Информирование родительского сообщества о планируемой реализации программы наставничества | Октябрь 2022г | Зам.дир. | по УР | |||
1.3 | Встреча с сообществом выпускников и/или представителями региональных организаций и предприятий с целью информирования о реализации программы наставничества | Октябрь 2022г | Зам.дир. | по УР | |||
1.4 | Встреча с обучающимися образовательной организации с информированием о реализуемой программе наставничества | Октябрь 2022г | Зам.дир. | по УР | |||
2 | Формирование базы наставляемых Задача: выявление конкретных проблем, обучающихся и педагогов образовательной организации, которые можно решить с помощью наставничества Результат: сформирована база наставляемых с перечнем запросов, необходимая для подбора кандидатов в наставники на следующем этапе | ||||||
2.1 | Проведение анкетирования среди обучающихся/педагогов, желающих принять участие в программе наставничества. Сбор согласий на сбор и обработку персональных данных от совершеннолетних участников программы | Сентябр ь 2022г | Зам.дир. | по УР | |||
2.2 | Сбор дополнительной информации о запросах, наставляемых (обучающиеся/педагоги) от третьих лиц: классный руководитель, психолог, соцработник, родители. Сбор согласий на сбор и обработку персональных данных от законных представителей несовершеннолетних участников | Октябрь 2022г | Зам.дир. | по УР | |||
2.3 | Анализ полученных от наставляемых и третьих лиц данных. Формирование базы наставляемых | Октябрь 2022г | Зам.дир. | по УР | |||
3 | Формирование базы наставников Задача: поиск потенциальных наставников для формирования базы наставников Результат: сформированы базы наставников, которые потенциально могут участвовать как в текущей программе наставничества, так и в будущих программах этой и иных (по запросу и с разрешения наставников) образовательных организаций | ||||||
3.1 | Выбор форм наставничества, реализуемых в рамках текущей программы наставничества | Октябрь 2022г | Зам.дир. | по УР | |||
3.2 | Оценка участников-наставляемых по заданным параметрам, необходимым для будущего сравнения и мониторинга влияния программ на всех участников | Октябрь 2022г | Зам.дир. | по УР | |||
3.3 | Проведение анкетирования среди потенциальных наставников, желающих принять участие в программе наставничества. Сбор согласий на сбор и обработку персональных данных | Октябрь 2022г | Зам.дир. | по УР | |||
3.4 | Анализ заполненных анкет потенциальных наставников и сопоставление данных с анкетами наставляемых. Формирование базы наставников | Октябрь 2022г | Зам.дир. | по УР | |||
4 | Отбор и обучение наставников Задача: выявление наставников, входящих в базу потенциальных наставников, подходящих для конкретной программы, и их подготовку к работе с наставляемыми Результат: сформирована база готовых к работе наставников, подходящая для конкретной программы и запросов наставляемых конкретной образовательной организации | ||||||
4.1 | Оценка участников-наставников по заданным параметрам, необходимым для будущего сравнения и мониторинга влияния программ на всех участников | Ноябрь 2022 | Зам.дир. | по УР. | |||
4.2 | Проведение собеседования с наставниками (в некоторых случаях с привлечением психолога) | Ноябрь 2022 | Зам.дир. . | по УР | |||
4.3 | Поиск экспертов и материалов для проведения обучения наставников | Ноябрь 2022 | Зам.дир. . | по УР | |||
4.4 | Обучение наставников | Ноябрь 2022 | Зам.дир. | по УР | |||
5 | Формирование наставнических пар или групп Задача: формирование пар «наставник – наставляемый» либо группы из наставника и нескольких наставляемых, подходящих друг другу по критериям Результат: сформированы наставнические пары или группы, готовые продолжить работу в рамках программы | ||||||
5.1 | Организация групповой встречи наставников и наставляемых | Ноябрь 2022г | Зам.дир. | по УР | |||
5.2 | Проведение | анкетирования предмет | на | Ноябрь 2022г | Зам.дир. | по УР | |
| предпочитаемого наставника/наставляемого после завершения групповой встречи | | | ||||
5.3 | Анализ анкет групповой встречи и соединение наставников и наставляемых в пары | Декабрь 2022г | Зам.дир. | по УР | |||
5.4 | Информирование участников о сложившихся парах/группах. Закрепление пар/групп распоряжением руководителя образовательной организации | Декабрь 2022г | Зам.дир. | по УР | |||
6 | Организация работы наставнических пар или групп Задача: закрепление гармоничных и продуктивных отношений в наставнической паре или группе Результат: сформированы стабильные наставнические отношения, доведенные до логического завершения, реализована цель программы наставничества для конкретной наставнической пары или группы | ||||||
6.1 | Проведение первой, организационной, встречи наставника и наставляемого | Декабрь 2022г | Зам.дир. | по УР | |||
6.2 | Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и наставляемого | Декабрь 2022г | Зам.дир. | по УР | |||
6.3 | Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы наставничества с наставником и наставляемым | Декабрь 2022г | Зам.дир. | по УР | |||
6.4 | Регулярные встречи наставника и наставляемого | Декабрь 202г - Март 2023 | Зам.дир. | по УР | |||
6.5 | Сроки | сбора обратной связи от участников программы наставничества | Апрель 2023г | Зам.дир. | по УР | ||
6.6 | Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого | Апрель 2023г | Зам.дир. | по УР | |||
6.7 | Проведение групповой заключительной встречи всех пар и групп наставников и наставляемых | Апрель 2023г | Зам.дир. | по УР | |||
6.8 | Анкетирование участников. Проведение мониторинга личной удовлетворенности участием в программе наставничества | Апрель 2023г | Зам.дир. | по УР. | |||
7 | Завершение наставничества Цель: усилить программу наставничества и расширить базу лояльных к программам наставничества людей, привлечь потенциальных наставников, будущих кураторов, потенциальных компаний-партнеров Задача: подведение итогов работы каждой пары или группы и всей программы в целом в формате личной и групповой рефлексии, а также проведение открытого публичного мероприятия для популяризации практик наставничества и награждения лучших наставников. | ||||||
| Результат: достигнуты цели программы наставничества, собраны лучшие наставнические практики, внимание общественности привлечено к деятельности образовательных организаций, запущен процесс пополнения базы наставников и наставляемых | ||||||
7.1 | Приглашение на торжественное мероприятие всех участников программы наставничества, их родных, представителей организаций-партнеров, представителей администрации муниципалитета, представителей иных образовательных организаций и некоммерческих организаций | Май 2023 | Директор | ||||
7.2 | Проведение торжественного мероприятия для подведения итогов программы наставничества и награждения лучших наставников | Май 2023 | Директор | ||||
7.3 | Проведение мониторинга качества реализации программы наставничества | Май 2023 | Зам.дир. | по УР | |||
7.4 | Оценка участников по заданным параметрам, проведение второго, заключающего этапа мониторинга влияния программ на всех участников | Май 2023 | Зам.дир. | по УР | |||
7.5 | Оформление итогов и процессов совместной работы в рамках программы наставничества в кейсы | Май 2023 | Зам.дир. | по УР | |||
7.6 | Публикация результатов программы наставничества, лучших наставников, кейсов на сайтах образовательной организации и организаций-партнеров | Июнь 2023 | Зам.дир. | по УР | |||
7.7 | Внесение данных об итогах реализации программы наставничества в базу наставников и базу наставляемых | Июнь 2023 | Зам.дир. | по УР | |||
7.8 | Формирование долгосрочной базы наставников | Июнь 2023 | Зам.дир. | по УР |
План программы «Ученик – ученик»
Отбор наставник ов | Обучение наставник ов | Формирование пар «наставник – наставляемый» | Мотивация для наставников | Процедур а завершен ия взаимодействия |
Через школьное сообщество. Выбор из наиболее мотивированн ых учащихся. | Осуществляет ся куратором программы в организации. | Возможн ые решения: 1) анкетирование с последующим совмещением; | Лидерск ий статус. Реализац ия лидерског о потенциа ла. | Представлени е конкретных результатов взаимодействи я. |
Прохождение тестирования / собеседования (предметного, психологическ ог о–на коммуникацио н ные навыки и эмпатию). | Проведен ие регулярн ых встреч, трениров ка в формате ролевого взаимодействия . Определение потенциальны х проблем наставляемых и форматов, подходящих для их решения (мероприят ие, проект, совместная работа над домашним заданием) | 2) личные и групповы е встречи, на которых формирование пар идет по принципу личной симпатии; 3) назначение куратором. | Благодарственн ы е письма и грамоты для портфолио. Причастност ь к школьному сообществу. | Защита проекта, анализ успеваемости и посещаемости куратором, сбор обратной связи от участников, рефлексия. Решение о продолжении (переход на другую тему или проблему) или прекращении взаимодействия. Взаимная оценка работы наставника и наставляемог о посредством анкетировани я. |