Файл: Научнопрактическая коференция Шаг в будущее Применение программы Живая математика Построение квадрата по четырем точкам.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Научно-практическая коференция
«Шаг в будущее»
Применение программы «Живая математика»
Построение квадрата по четырем точкам
Исполнитель проекта
Черноградская Ая
МБОУ «Крест - Хальджайская средняя общеобразовательная школа
им.Героя Советского Союза Ф. М. Охлопкова», 11 класса
с. Крест – Хальджай, Томпонский район
Республика Саха (Якутия)
Преподаватель:
Бравина Лилия Николаевна,
учитель математики
Научный консультант:
Ефремов Валентин Павлович - кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания математики ИМиИ СВФУ
2021
Оглавление
-
Введение ………………………………………………………………………… -
Теоретическая часть……………………………………………………………… -
Экспериментально – практическая часть ……………………………………… -
Вывод ……….……………………………………………………………………… -
Литература ………………………………………………………………………
Введение
Актуальность:
В школе, когда проходили задачи на построение, меня очень заинтересовало
решение таких задач. При решении подобных задач есть множество исследовательских способов решения. Задача «Квадрат по 4 точкам. На плоскости отмечены 4 точки. Построить квадрат, на сторонах которого лежат эти точки» рекомендована Ефремовым Валентином Павловичем - кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры методики преподавания математики ИМиИ СВФУ. В этом году мы продолжили исследовательскую работу по поиску новых вариантов решения с дальнейшим применением программы «Живая геометрия»
Проблема:
Через любые 4 точки, не лежащие на одной прямой, можно ли построить квадрат, на сторонах которого лежат эти точки.
Новизна:
Решение этой задачи не опубликовано в математических сборниках. При исследовании задачи применяется программа «Живая геометрия».
Предмет исследования:
Рассмотреть возможные варианты, если через любые 4 точки, из которых никакие три точки не лежат на одной прямой, построить квадрат, на сторонах которого лежат эти точки.
Цель:
Исследовать условие существования решений с помощью учебной программы «Живая геометрия».
Задачи:
1) построить квадрат через любые 4 точки, из которых никакие три точки не лежат на одной прямой, на сторонах которого лежат эти точки.
2) найти решения всех возможных вариантов;
Теоретическая часть
В задачах на построение рассматриваются множество всех точек плоскости, множество всех прямых плоскости и множество всех окружностей плоскости, над которыми допускаются следующие операции:
-
Выделить точку из множества всех точек:-
произвольную точку -
произвольную точку на заданной прямой -
произвольную точку на заданной окружности -
точку пересечения двух заданных прямых -
точки пересечения/касания заданной прямой и заданной окружности -
точки пересечения/касания двух заданных окружностей
-
-
«С помощью линейки» выделить прямую из множества всех прямых:-
произвольную прямую -
произвольную прямую, проходящую через заданную точку -
прямую, проходящую через две заданных точки
-
-
«С помощью циркуля» выделить окружность из множества всех окружностей:-
произвольную окружность -
произвольную окружность с центром в заданной точке -
произвольную окружность с радиусом, равным расстоянию между двумя заданными точками -
окружность с центром в заданной точке и с радиусом, равным расстоянию между двумя заданными точками
-
В условиях задачи задается некоторое множество точек. Требуется с помощью конечного количества операций из числа перечисленных выше допустимых операций построить другое множество точек, находящееся в заданном соотношении с исходным множеством.
Решение задачи на построение содержит в себе три существенные части:
-
Описание способа построения заданного множества. -
Доказательство того, что множество, построенное описанным способом, действительно находится в заданном соотношении с исходным множеством. Обычно доказательство построения производится как обычное доказательство теоремы, опирающееся на аксиомы и другие доказанные теоремы. -
Анализ описанного способа построения на предмет его применимости к разным вариантам начальных условий, а также на предмет единственности или неединственности решения, получаемого описанным способом.
В задачах на построение речь идет о построении геометрических фигур (отрезок, угол, пара параллельных прямых и т. д.) с помощью некоторых инструментов.
Решить задачу на построение – это значит найти способ построения фигуры, осуществить это построение и доказать, что построенная фигура – фигура, обладающая требуемыми свойствами.
В данном разделе мы будем решать задачи на построение «основных» геометрических фигур с помощью линейки и циркуля. Построение сложных фигур с помощью предварительного анализа можно будет свести к последовательности построений «основных» фигур.
Для начала мы должны описать, что можно делать с помощью линейки и циркуля.
Линейка – инструмент, позволяющий:
-
провести произвольную прямую; -
провести прямую (произвольную), проходящую через данную точку; -
провести прямую, проходящую через две данные точки; -
построить произвольный луч; -
построить произвольный луч с заданным началом; -
построить луч с заданным началом, проходящий через заданную точку; -
построить отрезок с заданными концами.
Циркуль – инструмент, позволяющий:
-
построить произвольную окружность; -
построить окружность с заданным радиусом; -
построить окружность с заданным центром и радиусом; -
отложить данный отрезок на прямой от данной точки.
Ход работы:
При решении этой задачи применяем определение и свойства квадрата.
Квадрат-это прямоугольник, у которого все стороны равны.
Свойства:
-
1. Все углы квадрата прямые. -
Диагонали квадрата равны, взаимно перпендикулярны, точкой пересечения делятся пополам и делят углы квадрата пополам.
рис 1
-
2. Если в квадрате EK FL , то их длины равны, т.е │EK│=│FL│ (рис1). Это свойство в школе не рассматривали. Приводим примером задачу, которую мы применяем в ходе исследования задачи.
Задача: (Н.В. Аргунова, Е.П.Жирков «Элементарная математика»)
Две взаимно перпендикулярные прямые пересекают стороны АВ,ВС, СД и АД квадрата АВСД соответственно в точках Е, F, K, L. Докажите, что ЕК=FL
(рис. 1).
Решение. На этом примере покажем применение геометрического метода.
1) Проведем FM || СД и КР || АД.
2) Тогда отрезки ЕК и FL станут сторонами двух треугольников ЕКР и FLM (рис.1), и, значит, достаточно доказать равенство этих треугольников.
3) Имеем РК=FM (как высоты квадрата), ∠LFM=∠EKP (как углы с взаимно перпендикулярными сторонами).
4) Значит ΔEKP= ΔFLM (по катету и острому углу).
5) Из равенства прямоугольных треугольников следует равенство их гипотенуз, т.е. EK=FL. Что и требовалось доказать.
Часть I
Задача: Квадрат по 4 точкам. На плоскости отмечены 4 точки. Построить квадрат, на сторонах которого лежат эти точки.
I . Анализ
Предположим, что задача решена.
а) пусть эти точки лежат на сторонах квадрата;
б) середины диагоналей Q и P четырехугольника АВСД лежат на осях симметрии искомого квадрата (по 2 свойству) ДР=PB.
в) на перпендикуляр к диагонали ДВ, проведенном через точку Q отложим отрезок QM=PB.
г) М и В при этом лежат на соседних сторонах квадрата, каждая прямая пересекает параллельные стороны квадрата.
|
II. Построение :
1. А,В,С,Д – из них 3 точки не лежат на одной прямой с четвертой точкой | 2. А соединяем с Д, В соединяем с точкой С, отрезки АВ и ВС |
3. Находим середины отрезков АД и ВС, то АР=РД, CQ=QВ | 4. Середины отрезков лежат на осях симметрии искомого квадрата |
5. Через Q проводим прямую j параллельной прямой ВР. Прямая j перпендикулярна к отрезку АВ | 6. Отложим отрезок QM=PД на прямой j. Через М и В проводим прямую n, и построим квадрат. |
III. Исследование:
При исследовании задачи мы применили учебную программу «Живая математика» и построение с помощью циркуля.
И нашли такие варианты решения.
1. Квадрат можно построить , когда две соседние углы тупые.
1.1 При построении квадрата применяем свойства перпендикулярности прямых
а) соединяем противоположные точки А и С, В и Д
б) Из точки А и С проводим перпендикуляры, то FD=GK
в) соединяем точки К и С, и к прямой КС проводи м перпендикуляры из точек Д и В, а из точки А проводи м параллельную прямую YX и получаем искомый квадрат.
K
1.2 При построении
а) Соединим соседние точки ЕН
б) Из точек F и G проведем перпендикуляр к отрезку ЕН
в) В четырехугольнике FPNG проведем диагональ FN
г) Через точки E и G проведем параллельную диагонали прямую.
д) Из точки F проведем перпендикуляр к отрезку RS
е) Через точку Н проведем прямую параллельную QR
2.1 При построение квадрата применяем свойство параллельности прямых
а) АС и ВД диагонали четырехугольника АВСД
б) Находим середины отрезков АС и ВД, то АH=HC, BT=TD
в) середины диагоналей лежат на осях симметрии искомого квадрата
г) через L проводим параллельную прямую j.
д) Отложим отрезок ТД=HG. Через G и C проводим прямую LK, и к прямой LK проводим из точек В и Д перпендикуляры и построим искомый квадрат.
г) через L проводим параллельную прямую j.
д) Отложим отрезок ТД=HG. Через G и C проводим прямую LK, и к прямой LK проводим из точек В и Д перпендикуляры и построим искомый квадрат.
2.2 При построении:
а) проводим диагонали
б) из точек В и U проводим перпендикуляры к диагоналям
в) через точки А и Д проводим прямые параллельно к прямой ВК,
г) через точки В и U проводим прямые параллельно к прямой АД,
3.1 При построении квадрата применяем пересечение окружности.
При построении:
а) соединяем соседние точки А и В, С и Д
б) находим середины отрезков АВ и СД, то ОА = OB=L, CО=ОД=P и проводим окружности с радиусом L и P