Файл: Научнопрактическая коференция Шаг в будущее Применение программы Живая математика Построение квадрата по четырем точкам.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Научно-практическая коференция


«Шаг в будущее»

Применение программы «Живая математика»

Построение квадрата по четырем точкам



Исполнитель проекта

Черноградская Ая



МБОУ «Крест - Хальджайская средняя общеобразовательная школа

им.Героя Советского Союза Ф. М. Охлопкова», 11 класса

с. Крест – Хальджай, Томпонский район

Республика Саха (Якутия)

Преподаватель:

Бравина Лилия Николаевна,

учитель математики



Научный консультант:

Ефремов Валентин Павлович - кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания математики ИМиИ СВФУ

2021

Оглавление

  1. Введение …………………………………………………………………………

  2. Теоретическая часть………………………………………………………………

  3. Экспериментально – практическая часть ………………………………………

  4. Вывод ……….………………………………………………………………………

  5. Литература ………………………………………………………………………

Введение

Актуальность:


В школе, когда проходили задачи на построение, меня очень заинтересовало

решение таких задач. При решении подобных задач есть множество исследовательских способов решения. Задача «Квадрат по 4 точкам. На плоскости отмечены 4 точки. Построить квадрат, на сторонах которого лежат эти точки» рекомендована Ефремовым Валентином Павловичем - кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры методики преподавания математики ИМиИ СВФУ. В этом году мы продолжили исследовательскую работу по поиску новых вариантов решения с дальнейшим применением программы «Живая геометрия»

Проблема:


Через любые 4 точки, не лежащие на одной прямой, можно ли построить квадрат, на сторонах которого лежат эти точки.

Новизна:


Решение этой задачи не опубликовано в математических сборниках. При исследовании задачи применяется программа «Живая геометрия».

Предмет исследования:

Рассмотреть возможные варианты, если через любые 4 точки, из которых никакие три точки не лежат на одной прямой, построить квадрат, на сторонах которого лежат эти точки.

Цель:

Исследовать условие существования решений с помощью учебной программы «Живая геометрия».


Задачи:

1) построить квадрат через любые 4 точки, из которых никакие три точки не лежат на одной прямой, на сторонах которого лежат эти точки.

2) найти решения всех возможных вариантов;

Теоретическая часть

В задачах на построение рассматриваются множество всех точек плоскости, множество всех прямых плоскости и множество всех окружностей плоскости, над которыми допускаются следующие операции:

  1. Выделить точку из множества всех точек:

    1. произвольную точку

    2. произвольную точку на заданной прямой

    3. произвольную точку на заданной окружности

    4. точку пересечения двух заданных прямых

    5. точки пересечения/касания заданной прямой и заданной окружности

    6. точки пересечения/касания двух заданных окружностей

  2. «С помощью линейки» выделить прямую из множества всех прямых:

    1. произвольную прямую

    2. произвольную прямую, проходящую через заданную точку

    3. прямую, проходящую через две заданных точки

  3. «С помощью циркуля» выделить окружность из множества всех окружностей:

    1. произвольную окружность

    2. произвольную окружность с центром в заданной точке

    3. произвольную окружность с радиусом, равным расстоянию между двумя заданными точками

    4. окружность с центром в заданной точке и с радиусом, равным расстоянию между двумя заданными точками

В условиях задачи задается некоторое множество точек. Требуется с помощью конечного количества операций из числа перечисленных выше допустимых операций построить другое множество точек, находящееся в заданном соотношении с исходным множеством.

Решение задачи на построение содержит в себе три существенные части:

  1. Описание способа построения заданного множества.

  2. Доказательство того, что множество, построенное описанным способом, действительно находится в заданном соотношении с исходным множеством. Обычно доказательство построения производится как обычное доказательство теоремы, опирающееся на аксиомы и другие доказанные теоремы.

  3. Анализ описанного способа построения на предмет его применимости к разным вариантам начальных условий, а также на предмет единственности или неединственности решения, получаемого описанным способом.

В задачах на построение речь идет о построении геометрических фигур (отрезок, угол, пара параллельных прямых и т. д.) с помощью некоторых инструментов.



Решить задачу на построение – это значит найти способ построения фигуры, осуществить это построение и доказать, что построенная фигура – фигура, обладающая требуемыми свойствами.

В данном разделе мы будем решать задачи на построение «основных» геометрических фигур с помощью линейки и циркуля. Построение сложных фигур с помощью предварительного анализа можно будет свести к последовательности построений «основных» фигур.

Для начала мы должны описать, что можно делать с помощью линейки и циркуля.

Линейка – инструмент, позволяющий:

  • провести произвольную прямую;

  • провести прямую (произвольную), проходящую через данную точку;

  • провести прямую, проходящую через две данные точки;

  • построить произвольный луч;

  • построить произвольный луч с заданным началом;

  • построить луч с заданным началом, проходящий через заданную точку;

  • построить отрезок с заданными концами.

Циркуль – инструмент, позволяющий:

  • построить произвольную окружность;

  • построить окружность с заданным радиусом;

  • построить окружность с заданным центром и радиусом;

  • отложить данный отрезок на прямой от данной точки.


Ход работы:

При решении этой задачи применяем определение и свойства квадрата.

Квадрат-это прямоугольник, у которого все стороны равны.

Свойства:

  • 1. Все углы квадрата прямые.

  • Диагонали квадрата равны, взаимно перпендикулярны, точкой пересечения делятся пополам и делят углы квадрата пополам.



рис 1

  • 2. Если в квадрате EK FL , то их длины равны, т.е │EK│=│FL│ (рис1). Это свойство в школе не рассматривали. Приводим примером задачу, которую мы применяем в ходе исследования задачи.

Задача: (Н.В. Аргунова, Е.П.Жирков «Элементарная математика»)

Две взаимно перпендикулярные прямые пересекают стороны АВ,ВС, СД и АД квадрата АВСД соответственно в точках Е, F, K, L. Докажите, что ЕК=FL

(рис. 1).

Решение. На этом примере покажем применение геометрического метода.

1) Проведем FM || СД и КР || АД.

2) Тогда отрезки ЕК и FL станут сторонами двух треугольников ЕКР и FLM (рис.1), и, значит, достаточно доказать равенство этих треугольников.


3) Имеем РК=FM (как высоты квадрата), ∠LFM=∠EKP (как углы с взаимно перпендикулярными сторонами).

4) Значит ΔEKP= ΔFLM (по катету и острому углу).

5) Из равенства прямоугольных треугольников следует равенство их гипотенуз, т.е. EK=FL. Что и требовалось доказать.

Часть I

Задача: Квадрат по 4 точкам. На плоскости отмечены 4 точки. Построить квадрат, на сторонах которого лежат эти точки.

I . Анализ

Предположим, что задача решена.

а) пусть эти точки лежат на сторонах квадрата;

б) середины диагоналей Q и P четырехугольника АВСД лежат на осях симметрии искомого квадрата (по 2 свойству) ДР=PB.

в) на перпендикуляр к диагонали ДВ, проведенном через точку Q отложим отрезок QM=PB.

г) М и В при этом лежат на соседних сторонах квадрата, каждая прямая пересекает параллельные стороны квадрата.




II. Построение :


1. А,В,С,Д – из них 3 точки не лежат на одной прямой с четвертой точкой




2. А соединяем с Д, В соединяем с точкой С, отрезки АВ и ВС



3. Находим середины отрезков АД и ВС, то АР=РД, CQ=QВ




4. Середины отрезков лежат на осях симметрии искомого квадрата



5. Через Q проводим прямую j параллельной прямой ВР. Прямая j перпендикулярна к отрезку АВ



6. Отложим отрезок QM=PД на прямой j. Через М и В проводим прямую n, и построим квадрат.



III. Исследование:

При исследовании задачи мы применили учебную программу «Живая математика» и построение с помощью циркуля.


И нашли такие варианты решения.

1. Квадрат можно построить , когда две соседние углы тупые.

1.1 При построении квадрата применяем свойства перпендикулярности прямых

а) соединяем противоположные точки А и С, В и Д

б) Из точки А и С проводим перпендикуляры, то FD=GK

в) соединяем точки К и С, и к прямой КС проводи м перпендикуляры из точек Д и В, а из точки А проводи м параллельную прямую YX и получаем искомый квадрат.


K




1.2 При построении

а) Соединим соседние точки ЕН

б) Из точек F и G проведем перпендикуляр к отрезку ЕН

в) В четырехугольнике FPNG проведем диагональ FN

г) Через точки E и G проведем параллельную диагонали прямую.

д) Из точки F проведем перпендикуляр к отрезку RS

е) Через точку Н проведем прямую параллельную QR



2.1 При построение квадрата применяем свойство параллельности прямых

а) АС и ВД диагонали четырехугольника АВСД

б) Находим середины отрезков АС и ВД, то АH=HC, BT=TD

в) середины диагоналей лежат на осях симметрии искомого квадрата

г) через L проводим параллельную прямую j.

д) Отложим отрезок ТД=HG. Через G и C проводим прямую LK, и к прямой LK проводим из точек В и Д перпендикуляры и построим искомый квадрат.

г) через L проводим параллельную прямую j.

д) Отложим отрезок ТД=HG. Через G и C проводим прямую LK, и к прямой LK проводим из точек В и Д перпендикуляры и построим искомый квадрат.




2.2 При построении:

а) проводим диагонали

б) из точек В и U проводим перпендикуляры к диагоналям

в) через точки А и Д проводим прямые параллельно к прямой ВК,

г) через точки В и U проводим прямые параллельно к прямой АД,



3.1 При построении квадрата применяем пересечение окружности.

При построении:

а) соединяем соседние точки А и В, С и Д

б) находим середины отрезков АВ и СД, то ОА = OB=L, CО=ОД=P и проводим окружности с радиусом L и P