ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 227
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
N – множество натуральных чисел;
Q – множество рациональных чисел;
I - множество иррациональных чисел;
R – множество действительных чисел.
Поставьте вместо звездочки знак так, чтобы получить правильное утверждение:
Запишите множества букв слов КОНИ и КИНО
а) множество чисел, кратных 13;
б) множество делителей числа 15;
г) множество натуральных чисел;
д) множество рек Ростовской области;
е) множество корней уравнения х + 3 = 11;
ж) множество решений неравенства х + 1 < 3.
а) 3254; б) 8797; в) 11000; г) 555555.
а) М = Р б) Р ≠ S в) М ≠ Т г) Р = Т
При этом пишут AB, где есть знак вложения подмножества.
Определить как между собой соотносятся множества A = {1, 2, 3, 5, 7}, и B ={1, 3, 5}?
Определение: Если мощность множества n, то у этого множества 2n подмножеств.
Определить количество подмножеств
Два множества А и В равны (А=В), если они состоят из одних и тех же элементов.
- если А={1,2,3,4}, B={3,1,4,2} то А=В.
Таким образом, е А В тогда и только тогда, когда либо е А ,либо е В .
Например, если А={1,2,3,4}, B={3,4,5,6},
Свойства операций над множествами:
Пусть U — множество всех абитуриентов,
А-множество абитуриентов, решивших задачу по алгебре,
В-множество абитуриентов, решивших задачу по планиметрии,
С-множество абитуриентов, решивших задачу по стереометрии.
В множество AUBUC включены все абитуриенты, решившие хотя бы одну задачу. По формуле имеем:
n(А U В U С) = 800 + 700 + 600 - 600 - 500 - 400 + 300 =900.
Отсюда следует, что не все поступающие решили хотя бы одну задачу.
n(U) - n(AUBUC)=1000 - 900=100 (абитуриентов).
А – четные натуральные числа В – двузначные числа
Найти объединение этих множеств.
А В – быть четным натуральным или двузначным числом
Пересечение множеств обозначается
П р и м е р : {1,2,3} {2,3,4} = {2,3}
Найти пересечение этих множеств.
А В – быть четным натуральным и двузначным числом
Какие названия применяются для обозначения множеств животных?
Какие названия применяются для обозначения множеств военно-служащих?
Как называется множество цветов, стоящих в вазе?
Как называется множество точек земной поверхности, равноудаленных от обоих полюсов?
Как называется множество населённых людьми мест?
Как называется множество картин?
Как называется множество документов?
Какие названия применяют для обозначения множеств кораблей?
Найдите: 1) АUВ; 2) АUС; 3) СUВ.
А – множество всех натуральных чисел, кратных 10,
Согласно формуле доказанной выше
n + m- k = 17+ 19- k = 30 k = 6.
Ответ: 6 учеников в классе поют и танцуют одновременно.
Всего 67
Английский 47
Немецкий 35
23
47-23=24
24
35-23=12
12
24+12+23=59
67- 59=8
На фирме работают 67 человек. Из них 47 знают английский язык, 35 - немецкий язык, а 23 - оба языка. Сколько человек в фирме не знают ни английского, ни немецкого языков?
Каждый учащийся в классе изучает английский или французский язык. Английский язык изучают 25 учащихся, французский — 27 учащихся, а два языка — 18 учащихся. Сколько учащихся в классе?
Ответ: в классе 34 ученика
Английский 25
Немецкий 27
Только английский
25 – 18 = 7
Только немецкий
27 – 18 = 9
7 + 9 + 18 = 34
18
7
9
Объединение содержит 9 элементов
газету, или журнал, или и то и другое вместе. 75 семей
выписывают газету, а 27 семей выписывают журнал и лишь 13 семей выписывают и журнал, и газету. Сколько семей живет в нашем доме?
Всего: 14 + 13 + 62 =89
класса выполнил норматив или по бегу, или по прыжкам в высоту. Оба норматива выполнили 7 человек, а 11 учеников выполнили норматив по бегу, но не выполнили норматив по прыжкам в высоту. Сколько учеников выполнили норматив: а) по бегу; б) по прыжкам в высоту; в) по прыжкам при условии, что не выполнен норматив по бегу? планетарии, 10 – в цирке и 6 – на стадионе. Планетарий и цирк посетили 5 учеников; планетарий и стадион - 3; цирк и стадион - 1. Сколько учеников в нашем классе, если никто не успел посетить все три места, а три ученика не посетили ни одного места?
УМЕНИЯ
ЗНАНИЯ
МНОЖЕСТВО
ЭЛЕМЕНТ МНОЖЕСТВА
ВИДЫ МНОЖЕСТВ
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ
МНОЖЕСТВАМИ
ОБЪЕДИНЕНИЕ МНОЖЕСТВ
ПЕРЕСЕЧЕНИЕ МНОЖЕСТВ
НАХОДИТЬ ОБЪЕДИНЕНИЕ МНОЖЕСТВ
НАХОДИТЬ ПЕРЕСЕЧЕНИЕ МНОЖЕСТВ
ИЗОБРАЖАТЬ С ПОМОЩЬЮ КРУГОВ ЭЙЛЕРА-ВЕННА
РЕШАТЬ ЗАДАЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИМЕЮЩИХСЯ ЗНАНИЙ
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
Диаграммы Эйлера-Венна
- Для наглядного представления множеств и результатов операций над ними удобно пользоваться диаграммами Эйлера-Венна (кругами Эйлера).
- При этом множества изображаются на плоскости в виде замкнутых кругов, а универсальное множество в виде прямоугольника.
- Элементы множества – точки внутри соответствующего круга.
- Формула для подсчета числа элементов в объединении трех множеств:
- m (АВС) = m (А) + m (В) + m (С) - m (А∩В) – m (А∩С) – m (В∩С) + m (А∩В∩С)
Примеры
- Пример 1. Записать множество всех натуральных делителей числа 15 и найти число его элементов.
- Решение: А={1, 3, 5}, m (А)=3.
Пример 2
- Даны множества А={2, 3, 5, 8, 13, 15}, В={1, 3, 4, 8,16}, С={12, 13, 15, 16}, D={0, 1, 20}.
- Найти А∪В, С∪D, В∩С, А∩D,А\С, D\В, А∪В∪С, А∩В∩С, В∪D∩С, А∩С\D.
- Решение:
- Учтем, что сначала должна выполняться операция пересечения множеств, а затем объединение или разность.
- Получим
- АВ={1, 2, 3, 4, 5, 8, 13, 15, 16},
- С∪D={0, 1, 12, 13, 15, 16, 20},
- В∩С={16}, А∩D=∅, А\С={2, 3, 5, 8}, D\В={0, 20},
- А∪В∪С={1, 2, 3,4, 5, 8, 12, 13, 15, 16},
- А∩В∩С=∅, В∪D∩С={1, 3, 4, 8, 16}, А∩С\D={13, 15}
Пример 3.
- Экзамен по математике сдавали 250 абитуриентов, оценку ниже пяти получили 180 человек, а выдержали этот экзамен 210 абитуриентов. Сколько человек получили оценки 3 и 4?
- Решение: Пусть А – множество абитуриентов, выдержавших экзамен, В – множество абитуриентов, получивших оценку ниже 5, по условию m (A)=210, m (В)=180, m (A∪B)=250. Абитуриенты, получившие оценки 3 и 4, образуют множество А∩В.
- Из формулы (2) находим m (A∩B) = m (A) + m (В) - m (A∪B) = 210 + 180 – 250 = 140.
Пример 4.
- В школе 1400 учеников.
- Из них 1250 умеют кататься на лыжах, 952 – на коньках.
- Не умеют кататься 60 учащихся.
- Сколько учащихся умеют кататься и на коньках и на лыжах?
- Решение: Множество учеников школы будем считать основным множеством U, А и В – соответственно множества учеников, умеющих кататься на лыжах и на коньках .
- Учащиеся, не умеющие кататься ни на лыжах, ни на коньках, составляют множество А’∩В’= (А∪B)’
- m (А∪B) = m(U) - m (А∪B)’=1340.
- m (А∩B) = m (А) + m (В) - m (А∪B) = 862