Файл: Содержание Введение стр. 4 Теоретическая часть стр. 6.docx
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 197
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Специалисты рекомендуют проводить осмотр щёточного узла раз в 45–55 тыс. км. пробега.
Определить, что проблема с зарядом кроется именно в щётках, можно по ряду признаков:
ПРОВЕРКА РЕГУЛЯТОРА НАПРЯЖЕНИЯ
О том, что с регулятором напряжения возникли какие-то проблемы, говорят следующие признаки:
Для проверки выполняют следующие действия:
Рис. 14 - Замер напряжения на клеммах АКБ мультиметром
При низких значениях напряжения АКБ заряжаться не будет, что требует проверки регулятора напряжения
Рис.15 - Проверка обмоток ротора
При проверке обмоток ротора определяют вероятность обрыва и короткого замыкания
Рис. 16 – Проверка статорных обмоток
Для проверки обмоток статора на обрыв щупами мультиметра поочерёдно касаются выводов обмоток
Рис. 17 - Проверка на предмет замыкания на корпус
Для выявления короткого замыкания щупами касаются обмоток и корпуса статора
Используя контрольную лампочку на 12 В, диагностику выполняют следующим образом:
Рис. 19 – Проверка диодного моста с помощью контрольной лампы
Красным цветом показана схема проверки моста лампочкой, зелёным — схема проверки на обрыв
Процедура выявления неисправности состоит из следующих шагов:
Рис. 20 – Проверка диодного моста мультиметром
Рис. 21- Прозвонка диода мультиметром
Мультиметр показывает сопротивление в 591 Ом, что говорит об исправности диода
Рис. 22 – Проверка подшипников
Рис. 23 – Проверка трещин на крышке генератора
Рис. 24 – Проверка натяжения ремня генератора
Натяжение ремня генератора должно быть правильным и периодически проверяться.
Рис. 14 - Замер напряжения на клеммах АКБ мультиметром
При низких значениях напряжения АКБ заряжаться не будет, что требует проверки регулятора напряжения
СЛОЖНЫЙ ВАРИАНТ
К этому способу проверки прибегают в том случае, если первым методом неисправность выявить не удалось. Такая ситуация может возникнуть, например, если при замере напряжения на АКБ прибор показывает 11,7–11,9 В. Для диагностики регулятора напряжения на ВАЗ 2107 понадобится мультиметр, лампочка и блок питания напряжением 16 В. Процедура состоит из следующих шагов:-
Реле-регулятор имеет два выходных контакта, на которые подаётся питание с АКБ. Есть ещё пара контактов, идущих к щёткам. К ним подключают лампу так, как это изображено на рисунке ниже.
-
Если на выходах, подключённых к блоку питания, напряжение не более 14 В, контрольная лампа между контактами щёток должна гореть ярко.
-
Если напряжение на контактах питания поднять до 15 В и выше, с исправным реле-регулятором лампа должна погаснуть. Если же этого не происходит, то регулятор неисправен.
-
Если лампа не загорается в обоих случаях, то устройство также подлежит замене.
ПРОВЕРКА ОБМОТОК
Генератор ВАЗ 2107, как и любых других «Жигулей», имеет две обмотки: роторную и статорную. Первая из них конструктивно выполнена на якоре и во время работы генератора постоянно вращается. Обмотка статора неподвижно закреплена к корпусу узла. С обмотками иногда возникают неполадки, которые сводятся к пробоям на корпус, замыканиям между витками, обрывам. Все эти неисправности выводят генератор из строя. Основным признаком подобных поломок является отсутствие заряда. В этой ситуации после пуска мотора лампа заряда АКБ, расположенная на приборной панели, не гаснет, а стрелка на вольтметре стремится к красной зоне. При замерах напряжения на клеммах аккумулятора оно оказывается ниже 13,6 В. При коротком замыкании статорных обмоток генератор иногда издаёт характерный воющий звук. Если АКБ не заряжается и есть подозрение, что причина кроется в обмотках генератора, устройство потребуется снять с автомобиля и разобрать. После этого, вооружившись мультиметром, выполняют диагностику в таком порядке:- 1 2 3 4
Проверяем обмотки ротора, для чего щупами прибора на пределе измерения сопротивлений касаемся контактных колец. Исправная обмотка должна иметь значение в пределах 5–10 Ом.
Дотрагиваемся щупами контактных колец и корпуса якоря, выявляя замыкание на массу. При отсутствии проблем с обмоткой прибор должен показать бесконечно большое сопротивление.
Рис.15 - Проверка обмоток ротора
При проверке обмоток ротора определяют вероятность обрыва и короткого замыкания
-
Для проверки статорных обмоток поочерёдно касаемся щупами проводов, выполняя проверку на обрыв. В случае отсутствия обрыва мультиметр покажет сопротивление около 10 Ом.
Рис. 16 – Проверка статорных обмоток
Для проверки обмоток статора на обрыв щупами мультиметра поочерёдно касаются выводов обмоток
-
Касаемся щупами выводов обмоток и корпуса статора для проверки на предмет замыкания на корпус. Если замыкания нет, на приборе будет бесконечно большое сопротивление.
Рис. 17 - Проверка на предмет замыкания на корпус
Для выявления короткого замыкания щупами касаются обмоток и корпуса статора
Если при диагностике были выявлены проблемы с обмотками, они подлежат замене или восстановлению (перемотке).
ПРОВЕРКА ДИОДНОГО МОСТА
Диодный мост генератора представляет собой блок выпрямительных диодов, конструктивно выполненных на одной пластине и установленных внутри генератора. Узел преобразовывает переменное напряжение в постоянное. Диоды могут по ряду причин выходить из строя (перегорать):-
попадание воды;
-
загрязнение (пыль, масло и т. п.);
-
неправильная зарядка АКБ от другого автомобиля (прикуривание).
Рис. 18 – Диодный мост
Диодный мост предназначен для выпрямления переменного напряжения и последующей его подачи на аккумулятор
Пластину с диодами для проверки нужно демонтировать с генератора, что предполагает разборку последнего. Выявить неисправность можно разными способами.
С ПРИМЕНЕНИЕМ КОНТРОЛЬКИ
Используя контрольную лампочку на 12 В, диагностику выполняют следующим образом:
-
К «-» АКБ подключаем корпус диодного моста, а сама пластина должна иметь хороший контакт с корпусом генератора.
- Берём лампочку и один её конец соединяем с плюсовой клеммой АКБ, а второй подключаем на контакт выхода дополнительных диодов. Затем этим же проводом дотрагиваемся к болтовому соединению «+» вывода генератора и точкам соединения статорной обмотки.
Рис. 19 – Проверка диодного моста с помощью контрольной лампы
Красным цветом показана схема проверки моста лампочкой, зелёным — схема проверки на обрыв
- Если диоды исправны, то собрав вышеуказанную схему, лампочка гореть не должна, также как и при подключении к разным точкам устройства. Если на одном из этапов проверки контролька загорелась, то это указывает на то, что диодный мост вышел из строя и требует замены.
ПРОВЕРКА МУЛЬТИМЕТРОМ
Процедура выявления неисправности состоит из следующих шагов:
- Мультиметр включаем на режим прозвона. При соединении щупов прибор должен издавать характерный звук. Если мультиметр не имеет такого режима, то выбираем положение проверки диодов (есть соответствующее обозначение).