Файл: Методические указания к практическим работам по дисциплине б 16 Инженерная геодезия для направления 08. 03. 01 Строительство.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.01.2024
Просмотров: 285
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4. ПР №4 «НИВЕЛИРОВАНИЕ ТРАССЫ»
(обработка журнала нивелирования трассы автодороги)
Практическая работа состоит из двух заданий:
- расчет главных точек круговой горизонтальной кривой относительно вершины угла поворота, отмеченного в пикетажной книжке (приложение 1);
- обработка журнала нивелирования, в который внесены данные по нивелированию трассы.
Результаты обработки используются для построения продольного и поперечных профилей с последующим проектированием профиля линейного сооружения (автодороги, трубопровода и т.д.). В данной работе построение профиля земной поверхности и проектного профиля не предусмотрено.
4.1 Задания
Задание 1. Расчет главных точек круговой кривой
-
Вычислить основные элементы кривой по углу поворота θ и радиусу круговой кривой R в соответствии с вариантом (приложение 2), используя нижеприведенные формулы:
T = R * tg θ/ 2 , К = π R θ / 180˚ , Б = R (1/cos(θ/ 2) - 1), Д=2Т –К
-
Определить пикетажные наименования главных точек кривой. Главные точки – начало кривой (НК), конец кривой (КК) и середина кривой (СК).
Результаты вычислений оформить как в примере:
θ = 42˚ 20' R = 100 ВУ №1 ПК1+13,22 ВУ №1 ПК1+13,22 Т = 38,72 К = 73,89 -Т 38,72 +Т 38,72
Б = 7,24 Д =3,55 --------------------------- ---------------------------
НК ПК 0+74,50 КК' ПК1 +51,94
+К 73,89 -Д 3,55
---------------------------- ----------------------------
КК ПК 1+ 48,39 КК ПК1 +48,39
-1/2К 36,95 контроль
-----------------------------
СК ПК 1+11,44
При выполнении этого задания пикетажное обозначение вершины угла поворота (ВУ №1) принять в соответствии с заданным преподавателем пикетажным журналом – приложение 1.
Задание 2. Обработка журнала нивелирования трассы
Результаты полевых измерений даны в журнале технического нивелирования. Нивелирование выполнено по оси трассы автодороги от пикета ПК0 до пикета ПК10 с привязкой хода к начальному реперу № 15 и к конечному реперу №16. Между связующими точками, которыми являются реперы, пикеты и Х-точки, нивелирование выполнено по двум сторонам рейки. На промежуточных точках и на точках поперечника отсчеты снимались только по черной стороне.
Обработка журнала выполняется в следующей последовательности:
1. Для всего нивелирного хода вычисляют превышения между связующими точками как разность между отсчетами на заднюю и переднюю связующие точки (З-П). Превышения определяют дважды – по черной стороне рейки и по красной. В графах 3 и 4 отсчеты по черной стороне рейки записаны первыми, под ними – отсчеты по красной стороне. Вычисленные превышения записывают в гр.6. Округляют до четного целого числа. Если разность между превышениями не превышает 4 мм, вычисляют среднее арифметическое значение и записывают в графу 7.
Превышения вычисляют после контроля по «пятке» рейки на каждой станции. Для вычисления «пятки» рейки из отсчета по красной стороне рейки вычитают отсчет по черной стороне. Эти разности, полученные для задней и передней точек, не должны отличаться более, чем на 2 мм. Вычисленная «пятка» записывается под отсчетом по красной стороне.
2. Выполняется постраничный контроль. Разность сумм отсчетов на задние и передние точки на данной странице должна равняться сумме всех превышений и двойной сумме средних превышений на странице:
ΣЗ – ΣП = Σh = 2 * Σhср
Расхождения не должны превышать 1 мм.
3. Определяется невязка в превышениях как разность между суммой всех средних превышений по трассе и разностью отметок опорных реперов:
f h = Σhср - (Hк - Нн)
Вычисленная невязка сравнивается с допустимой невязкой в превышениях, которую она не должна превышать. Для технического нивелирования
f hдоп = , мм,
где L – длина всего нивелирного хода в км, включая длину привязочных ходов между реперами и пикетами (L = Lo + Lн + Lк). Принять длину привязочного хода от начального репера до нулевого пикета Lн = 350 м, длину привязочного хода от последнего пикета до конечного репера Lк=150м.
Фактическая невязка в превышениях поровну распределяется на все средние превышении хода путем ввода поправки δh = - fh/ n , где n –число станций. Сумма поправок в превышения должна равняться фактической невязке с обратным знаком.
Исправленные превышения, вычисленные с учетом поправок, записываются в графу 9. После этого вычисляют отметки связующих точек для записи в графу 11 суммированием отметки предыдущей точки и исправ-ленного превышения между связующими точками:
Hn = Hn-1 + hиспр
Окончательным контролем расчета отметок является совпадение вычисленной отметки конечного репера с его фактической известной отметкой.
4. Вычисляются отметки промежуточных точек, к которым относятся все плюсовые точки, включая точки на поперечниках. Вычисления выполняют через предварительный расчет горизонта прибора на станциях, с которых наблюдались промежуточные точки (графа 10). Горизонт прибора вычисляется суммированием отметки связующей точки и отсчета по черной стороне рейки на этой точке: ГП = Нсвяз + а связ, черн.
Отметки промежуточных точек в графу 11вычисляют как разности между горизонтом прибора и отсчетами на промежуточных точках (графа 5).
Пример обработки журнала технического нивелирования дан в приложении 3.
4.2. Приложения
Приложение 1
Пикетажный журнал
Приложение 2
Варианты исходных данных
№ | θ ˚ ' | R, м | Ннач м | Нкон, м | № вар | θ ˚ ' | R, м | Ннач, м | Нкон, м |
1 | 31 29 | 110 | 70,239 | 59,251 | 13 | 21 19 | 151 | 126,352 | 115,364 |
2 | 31 46 | 125 | 77,773 | 66,785 | 14 | 28 29 | 121 | 130,337 | 119,349 |
3 | 33 19 | 140 | 80,682 | 69,694 | 15 | 31 46 | 140 | 136,943 | 125,955 |
4 | 34 55 | 101 | 84,674 | 73,686 | 16 | 34 55 | 118 | 141,376 | 130,388 |
5 | 27 29 | 127 | 88,766 | 77,778 | 17 | 27 29 | 127 | 146,444 | 135,456 |
6 | 31 46 | 140 | 92,343 | 81,355 | 18 | 31 46 | 121 | 150,401 | 139,413 |
7 | 38 14 | 127 | 96,882 | 85,894 | 19 | 28 29 | 151 | 153,782 | 142,794 |
8 | 31 46 | 121 | 101,909 | 90,921 | 20 | 38 14 | 111 | 157,633 | 146,645 |
9 | 27 33 | 115 | 106,583 | 95,595 | 21 | 33 15 | 151 | 77,573 | 66,585 |
10 | 33 15 | 121 | 110,644 | 99,656 | 22 | 34 55 | 125 | 84,674 | 73,686 |
11 | 24 27 | 140 | 114,133 | 103,145 | 23 | 27 29 | 151 | 88,766 | 77,778 |
12 | 35 44 | 127 | 120,346 | 109,358 | 24 | 24 27 | 115 | 90,361 | 79,373 |
Приложение 3
Журнал технического нивелирования (пример обработки)
№ ст. | Название и № точки | Отсчеты по рейке, мм | Превыше- ния, мм | Средние прев..,мм | Поправ- ки,мм | Исправл. превыш., мм | Горизонт инстр-та, м | Отметки, м | |||||||||
задний | передний | промеж. | |||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | |||||||
1 | Рп 5 | 0262 | 0323 | | -61 | | | | | 50,250 | |||||||
| ПК0 | 5046 | 5105 | | -59 | -60 | +3 | -57 | | 50,193 | |||||||
| | 4784 | 4782 | | | | | | | | |||||||
2 | ПК0 | 1066 | 2726 | | -1660 | | | | | | |||||||
| ПК1 | 5849 | 7508 | | -1659 | -1660 | +3 | -1657 | | 48,536 | |||||||
| | 4783 | 4782 | | | | | | | | |||||||
3 | ПК1 | 0387 | 0971 | | -584 | | | | | | |||||||
| ПК2 | 5170 | 5753 | | -583 | -584 | +3 | -581 | | 47,955 | |||||||
| | 4783 | 4782 | | | | | | | | |||||||
4 | ПК2 | 0853 | 2453 | | -1600 | | | | | | |||||||
| ПК3 | 5635 | 7239 | | -1604 | -1602 | +4 | -1598 | | 46,357 | |||||||
| | 4782 | 4786 | | | | | | | | |||||||
5 | ПК3 | 2105 | 1070 | | +1035 | | | | 48,462 | | |||||||
| ПК4 | 6888 | 5852 | | +1036 | +1036 | +4 | +1040 | | 47,397 | |||||||
| | 4783 | 4782 | | | | | | | | |||||||
| ПК3+50 | | | 1135 | | | | | | 47,327 | |||||||
6 | ПК4 | 2398 | 0728 | | +1670 | | | | | | |||||||
| ПК5 | 7184 | 5511 | | +1673 | +1672 | +4 | +1676 | | 49,073 | |||||||
| | 4786 | 4783 | | | | | | | | |||||||
7 | ПК5 | 2670 | 0663 | | +2007 | | | | | | |||||||
| Рп 7 | 7453 | 5444 | | +2009 | +2008 | +4 | +2012 | | 51,085 | |||||||
| | 4783 | 4781 | | | | | | | | |||||||
Постр. | контроль: | Σ З = | Σ П = | | Σ h = | Σ hср = | | | | | |||||||
| | 52966 | 51346 | | +1620 | +810 | | | | | |||||||
Расчет невязки: | Σ hср = 810 мм ; НРп7 - НРп5 = 835 мм ; fh = - 25 мм ; fhдоп = ± 50 √ L = 50 √(0,5+0.045+0,15)=42 мм |