Файл: Организация коммерческой деятельности по работе с контрагентами (на примере ИП Илюхин О.А.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.03.2023

Просмотров: 338

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Коммерческая деятельность - это вид взаимосвязанной деятельности, служащий обмену материальными ценностями и услугами. Чтобы совершить такой обмен, необходимо:

- найти покупателя, поставщика;

- заключить с ним сделку;

- выполнить контракт.

Однако деловая активность не может быть уменьшена только за счет продажи или торговли и приобретения операции, которая составляет лишь часть, даже если она является основной частью этой деятельности. Благодаря развитию отношений между товарами и деньгами резко возросло разнообразие форм коммерческой деятельности. Вся хозяйственная деятельность заключается в изучении спроса населения и рынка на товары, установлении потребности в них, поиске источников поступления от поставщиков товаров, экономических отношений с последними, управлении розничной, оптовой и розничной торговлей, вовлечении в деятельность маркетинга и коммуникаций. Кроме того, ведутся работы по составу и управлению запасами, оказанию торговых услуг. Все эти операции должны быть взаимосвязаны и проводиться в определенной последовательности.

Таким образом, торговая деятельность, это один из важнейших факторов обеспечения эффективного функционирования экономической системы, рыночных условий хозяйствования. Коммерческая часть магазина имеет широкий спектр оперативно-организационной деятельности торговых организаций, предприятий, ориентированной на осуществление процессов купли-продажи товаров для удовлетворения потребностей населения и получения прибыли. Основываясь на изучении экономической литературы, в этой работе необходимо определить суть коммерческого экономического содержания.

Организация хозяйственной деятельности в современных условиях базируется на принципе полного равенства торговых партнеров по поставке товаров, экономической независимости поставщика и заказчика, в сугубо материальной, а также финансовой ответственности клиента за выполнение своих обязательств. Возросла роль коммерческих услуг компаний, на которые в настоящее время влияют различные факторы.

Итак, в своей коммерческой деятельности любое юридическое или физическое лицо не может достигать поставленных целей и результатов без контрагентов.

Контрагент (лат. contrahens – договаривающийся; contra – против + agens – действующий; con-trahere противостоять взаимно) – одна из сторон договора в правовых гражданских отношениях. Контр – или против проходит из противопоставления одной стороны другой, в договоре каждому обязательству сторон противостоит (корреспондирует) взаимно право другой стороны и наоборот. В правовых гражданских отношениях контрагент – партнер, одна из сторон договора. Как контрагент выступают обе стороны договора в отношении друг к другу.


Актуальность работы заключается в том, что выбор контрагента и все этапы работы с ним, это «важные звенья одной цепи». Любой этап работы с контрагентами должен быть максимально законным и своевременным, так как влияет на конечный результат любой коммерческой организации- извлечение прибыли.

Цель курсовой работы заключается в исследовании работы с контрагентами в коммерческой деятельности организации.

К основным задачам работы необходимо отнести следующее:

- рассмотрение понятия и сущности контрагентов;

- раскрытие особенностей в работе с контрагентами;

- исследование работы индивидуального предпринимателя с контрагентами;

- формулирование рекомендаций в работе с контрагентами.

Курсовая работа выполнена на 36 страницах. Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, 2 приложений.

Объектом исследования является индивидуальный предприниматель Илюхин Олег Александрович.

Методологической основой исследования является материалистическая диалектика, представляющая собой универсальную теорию познания действительности. Использованы методы научного обобщения, системно-структурного и сравнительного анализа.

1. Теоретические основы организации работы с контрагентами

1.1. Понятие в виды контрагентов

Контрагент – это физическое или юридическое лицо, которое является одной стороной заключаемой гражданской или правовой договоренности.

Представители с той и с другой стороны находятся в состоянии противопоставления по данному договору. Все обязанности для представителей одной стороны договора имеют противоположную характерность для другой. Согласно договору, представители сторон заключаемого документа – контрагенты.

Но данным термином можно назвать и организацию, выполняющую специализированные работы – подрядчика, которая вместе с заказчиком определяет необходимые рабочие условия и величину стоимости оказанной услуги.[1]

Получается, что контрагентом является тот, кто представляет определенную сторону договора. Происходит данный термин от латинского слова «contrahens», что означает «договариваться, согласовывать».[2]


В настоящее время контрагентом могут быть представители организации или же обычные граждане, которые заключают с предприятиями разного рода договорные соглашения (торговля, финансы и т.д.). Заказчик, являясь обязательным участником коммерческих манипуляций, предстает в роли главного участника в процессе разработки плана на основе взаимоотношений и анализа рынка.[3]

Контактировать предприятиям с контрагентами необходимо на постоянной основе, поскольку этот факт никак нельзя ликвидировать при заключении договора между сторонами. Данная связь имеет определенные принципиальные отличия и неизбежно указывается в отчетах бухгалтерии предприятия. Бухгалтер обязан на каждого контрагента выписать собственную необходимую документацию, где будет постоянно вписывать финансовые изменения, касающиеся заключенного договора.[4]

Получается, что каждая сторона оформляет договоренность друг с другом. Любой представитель фирмы имеет возможность стать контрагентом. Ими могут быть изготовители различных товаров и услуг, поставщики, заказчики, работники фирмы и ее покупатели – все, кто вступает с организацией в товарно-деловые взаимоотношения и оформляет договор. Контракты с контрагентами обычно развиваются на равноправных условиях, исключая полное подчинение какой-либо стороне договора.[5]

Контрагент – это емкое понятие. Оно включает в себя абсолютно всех, с кем сотрудничает организация при осуществлении своей деятельности. Поэтому данный термин имеет множество разновидностей (Приложение 1)[6]:

Продавец – покупатель. Первая сторона обязана передать второй выбранный ею товар соответствующего качества в установленном количестве и по обговоренной цене. В свою очередь вторая сторона обязана оплатить полученные товарно – материальные ценности.

Поставщик – покупатель. Поставщик, в соответствии с подписанным договором, обязан поставить покупателю определенный вид товаров или услуг. А покупатель обязан рассчитаться за полученный товар (услуги) тем способом, который прописан в договоре.

Арендодатель – арендатор. Первая сторона передает второй в возмездное пользование на определенный срок собственное имущество (жилая/нежилая площадь, техника, оборудование и т.д.).

Залогодатель – залогодержатель. Залогодатель во исполнение условий заключенного договора, передает залогодержателю собственное имущество в качестве гарантии. Обычно речь идет о кредите в банке, выданном под залог недвижимости или транспорта. При неисполнении условий договора залогодателем залогодержатель вправе распоряжаться полученным имуществом по собственному усмотрению.


Отправитель – перевозчик. Согласно заключенному договору, перевозчик обязуется осуществить транспортировку имущества отправителя на указанный адрес в установленный срок. Отправитель должен оплатить услуги перевозчика в соответствии с договоренностью.

Комитент – комиссионер. Первая сторона нанимает вторую для осуществления определенных действий от своего имени за установленный процент комиссии. Тот от лица комитента заключает договор, за что получает вознаграждение.[7]

Это основные виды внешних договаривающихся контрагентов, но далеко не полный список. Также встречаются: одаряемый – даритель, кредитор – поручитель и т.д. Их достаточно много, и в каждой сфере деятельности они называются по-разному, ведь условия сотрудничества значительно различаются.[8]

Но стоит сказать, что не любое физическое или юридическое лицо имеет право стать контрагентом. Для того, чтобы оказывать специализированные услуги или заниматься изготовлением определенных товаров, необходимо иметь действующую лицензию, поскольку контрагент является не только стороной заключенного договора, но и представляет собой партнера по бизнесу, работающего на взаимовыгодных условиях. Также не может быть контрагентом лицо, которое было признано недееспособным – не имеющее прав для заключения и исполнения договоренностей.[9]

Обычный гражданин не имеет права стать контрагентом при заключении строительного договора подряда, поскольку, при неудачно выполненных работах, заказчик останется в минусе. Именно поэтому для собственной защиты лучше всего заключать подобные договора с квалифицированными организациями, которым, в случае чего, можно будет предъявить претензии.[10]

В процессе правильного определения партнера-контрагента есть большая возможность избежать множества тревожных моментов и постоянно находиться в состоянии уверенности и эффективности собственного детища.

1.2. Особенности работы с контрагентами в коммерческой организации

Существует несколько принципов, которые формируют работу контрагента[11]:

- Контрагентом может стать любое правоспособное и дееспособное лицо, зарегистрированное в РФ (не обязательное условие, если это возможно) и подходящее под все условия для сотрудничества с конкретной организацией. К примеру, чтобы быть поставщиком для молочного завода необходимо поставлять продукцию, востребованную на этом заводе. Дополнительно нужно иметь все соответствующие разрешения, лицензии, отчеты о пройденных проверках качества товара.


- Обе стороны, заключившие контракт, делают это добровольно и сотрудничают на равных. Недопустимо принуждение одной из сторон к сотрудничеству. Основной принцип работы контрагентов – это добровольное желание сторон вести совместную деятельность.

- Фиксирование достигнутых договоренностей в форме подписанного контракта или иного документа. Желательно даже при небольших сделках подписывать договор, что и практикуется при сотрудничестве организаций. Но на практике при работе с частными лицами это не всегда возможно, и стороны договариваются между собой на словах. Особенно когда дело касается розничной торговли. В этом случае подтверждением сотрудничества и его условий будет полученный покупателем чек с указанием реквизитов организации, наименования и суммы товара (услуг).[12]

Взаимодействие контрагентов обычно происходит по следующей схеме[13]:

1) Заключение договора между двумя партнерами.

2) Внесение новой организации (физического лица) в список контрагентов. Большинство организаций и ИП используют для ведения учета специальную программу – 1С. В ней формируется справочник контрагентов, их полное досье, а также история сотрудничества и сверки.

3) Исполнение одной из сторон обязательств по договору (поставка товара, выполнение работ, оказание услуг). Для отражения исполнения обязательств используются первичные документы (ТОРГ-12, Акты выполненных работ, КС-2, КС-3 и т.д.).

4) Прием второй стороной обязательств по договору (подписание первичных документов, принятие товара и т.д.)

5) Финансовые расчеты. По итогу у одной из сторон образуется задолженность перед другой стороной, которая закрывается указанным в договоре способом (предоплата, оплата по факту и т.д.).

Процедура заключения договора состоит из нескольких этапов:

1) Оферта. Одна из сторон направляет другой письменное или устное предложение о сотрудничестве с указанием основных аспектов совместной работы. Это может быть деловая беседа, договор-счет, коммерческое предложение или письмо руководителю.

2) Акцепт. Вторая сторона рассматривает поступившее предложение и акцептует (принимает оферту) в случае согласия с предложенными условиями. Второй участник может внести некоторые коррективы в предложение или выдвинуть встречные условия, на которых согласен работать. Тогда рассматривать предложение приходится уже первой стороне.

3) Подписание контракта. Если стороны приходят к общему решению, то они подписывают договор и становятся друг для друга контрагентами.[14]