Файл: Организация коммерческой деятельности по работе с контрагентами (на примере ИП Илюхин О.А.).pdf
Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 330
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы организации работы с контрагентами
1.1. Понятие в виды контрагентов
1.2. Особенности работы с контрагентами в коммерческой организации
2. Особенности работы с контрагентами у индивидуального предпринимателя Илюхин Олег Александрович
2.1. Организационно – экономическая характеристика организации
2.2. Договор, как основной документ в работе с контрагентами
2.3. Порядок расчетов с контрагентами у индивидуального предпринимателя
3. Рекомендации в организации работы с контрагентами
3.1. Рекомендации при выборе контрагента
Серьезные организации ответственно подходят к заключению договоров и расширению списка покупателей или поставщиков. От того, насколько грамотно и честно ведет свои бизнес вторая сторона отношений, зависит репутация и самой организации. Поэтому потенциальные контрагенты перед заключением договора проходят проверку на соответствие определенным параметрам.[15]
Для чего это нужно, если условия договора преследуют в основном экономическую выгоду? Нередко при проведении выездной проверки налоговая инспекция отправляет встречные запросы всем контрагентам. А в случае, если инспекторам что-то покажется подозрительным, они могут наведаться с камеральной проверкой к связанным компаниям. Перед заключением договора с неизвестной организацией необходимо запросить учредительные документы и проверить ее деловую репутацию. Иначе такое сотрудничество может привести к проблемам.[16]
В большинстве случаев расчеты между контрагентами производятся методом оплаты денежных средств на расчетный счет организации (физ. лица). В некоторых случаях применяется взаимозачет, бартерный обмен, наличный или иные способы расчетов.[17]
В зависимости от вида контрагентов и условий договора стороны могут рассчитываться:
- Методом предоплаты. Поставка или оказание услуг осуществляется только после их частичной оплаты. Обычно поставщик старается запросить хотя треть от оговоренной суммы, чтобы убедиться в серьезности намерений второй стороны.
- По факту выполнения работ или поставки товарно – материальных ценностей. То есть оплата осуществляется после подписания первичной документации и приема исполнения обязательств одной из сторон.
- В кредит. Если это предусмотрено условиями договора, контрагенты могут сотрудничать некоторое время без оплаты. Обычно – до достижения установленной суммы лимита, после чего необходимо закрыть долг, иначе сотрудничество будет приостановлено до момента оплаты.[18]
В практике взаимодействия между сторонами сделки применяются и другие варианты оплаты, например, лизинг. В зависимости от сферы свой деятельности организации могут предложить разные способы взаиморасчетов.[19]
Доводя итоги данной главы, следует отметить, что контрагент – обязательное звено в длинной цепочке бизнеса. Правильное понимание этого термина и серьезное отношение к деловым связям позволит избежать многих проблем, обойти стороной нечестных поставщиков и покупателей, обзавестись надежными клиентами. В основе грамотного ведения хозяйственной деятельности лежит правильный подход к выбору контрагентов и сотрудничеству с ними.
2. Особенности работы с контрагентами у индивидуального предпринимателя Илюхин Олег Александрович
2.1. Организационно – экономическая характеристика организации
Индивидуальный предприниматель Илюхин Олег Александрович зарегистрирован 10.11.2020 г. в Межрайонной Инспекция Федеральной Налоговой Службы №10 по Оренбургской Области. Адрес регистрации: Оренбургская область, Курманаевский район, село Андреевка. Присвоен ИНН 560308384665,ОГРН 320565800060253.
Основной вид экономической деятельности: деятельность автомобильного грузового транспорта – ОКВЭД 49.41. Дополнительный вид экономической деятельности: предоставление услуг по перевозкам ОКВЭД 49.42. Для ведения данных видов деятельности лицензия не требуется.
ИП Илюхин Олег Александрович относится к категории микропредприятия. Налоговая отчетность сдается в Межрайонную Инспекцию Федеральной Налоговой Службы №3 по Оренбургской области. В ИП применяется упрощённая система налогообложения (доходы минус расходы).
К основным обязанностям как налогоплательщика ИП Илюхин О.А. можно отнести следующее:
- расчет платежей;
- ведение документации в соответствии с выбранным режимом налогообложения;
- составление отчетности;
- уплата взносов и налогов;
- предоставление информации по запросу;
- ведение отчетности в определенном порядке, если это предусмотрено законом (например, в электронном виде), и т. д.
ИП Илюхин О.А. имеет расчетный счет в ПАО Сбербанк России, а также печать. Численность наемных работников составляет 3 человека. В соответствие с действующим законодательством России индивидуальный предприниматель имеет право иметь нанимать сотрудников до 15 чел.
При этом за предоставленные трудовые услуги ИП Илюхин О.А.:
- платит оговоренную заработную плату;
- предоставляет рабочее место и условия труда;
- отчисляет взносы на страхование;
- ведёт кадровый учет и отчетность за работников;
- следует правилам охраны труда и пожарной безопасности, проводит инструктажи и т. д.
ИП Илюхин Олег Александрович в государственных закупках в качестве поставщика по 44-ФЗ, 94-ФЗ и 223-ФЗ не участвует.
В соответствии ст. 24 ГК РФ, ИП отвечает по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, поэтому выделять из имущественной массы деньги предпринимателя в гражданских правоотношениях не требуется.
2.2. Договор, как основной документ в работе с контрагентами
Договор с индивидуальным предпринимателем — это соглашение двух или более сторон, одной из которых выступает ИП, направленное на возникновение, изменение и прекращение хозяйственных отношений.[20]
Сторонами контракта у ИП Илюхин О.А. могут быть как юридические, так и физические лица. В большинстве случаев письменная форма договора с индивидуальным предпринимателем является обязательной.
Сделка заключена, если между сторонами достигнуто согласие по всем существенным условиям.
В соответствии со статьей 161 ГК РФ, предприниматель обязан заключать соглашения в простой письменной форме:
- c юридическими лицами;
- другими ИП;
- физическими лицами, если сумма сделки превышает 10 000 рублей.
За невыполнение обязательств предприниматель несет ответственность перед контрагентом всем своим имуществом, поэтому этим требованиям законодательства ИП Илюхин О.А. строго следует.
При заключении контракта важно знать, с кем вы вступаете в договорные отношения. Перед подписанием стороны предоставляют документы, подтверждающие их договороспособность.[21]
Перечень документов юридического лица:
- устав;
- свидетельство о госрегистрации;
- свидетельство о постановке на учет в ФНС;
- выписка из ЕГРЮЛ;
- протокол или решение о назначении руководителя;
- документ, подтверждающий нахождение по конкретному адресу (право собственности, аренда);
- доверенность представителя;
- справка о наличии расчетного счета в банке;
- бухотчетность.
Перечень документов ИП:
- свидетельство о регистрации ИП или выписка из ЕГРИП;
- свидетельство о постановке на учет в ФНС;
- паспорт (оригинал и ксерокопия);
- документ, подтверждающий нахождение по конкретному адресу (право собственности, аренда);
- доверенность представителя.
ИП Илюхин О.А. вправе заключать такие виды сделок (список не полный, перечислены наиболее распространенные виды):
- аренды (арендодатель передает арендатору имущество на определенный срок за плату);
- подряда (подрядчик обязуется выполнить работу, а заказчик — принять и оплатить ее);
- агентское соглашение (представлять интересы клиента);
- оказание услуг (исполнитель обязан предоставить услуги, описанные в соглашении, а заказчик — принять и оплатить их);
- поставки (поставщик обязуется передать товар, а покупатель — принять и оплатить его).
В каждом соглашении должны присутствовать обязательные элементы. Рассмотрим пример договора с индивидуальным предпринимателем: как выглядят обязательные элементы в документе (Приложение 2):
- Преамбула (наименование сторон, реквизиты, дата, место, название контракта).
- Предмет (подробно описать суть соглашения).
- Права и обязанности сторон.
- Сумма и оплата.
- Ответственность сторон.
- Дополнительные и непредвиденные условия.
- Подписи и реквизиты.[22]
Для начала разберем договор индивидуального предпринимателя на оказание услуг и его основные характеристики.
В соответствии с этим соглашением, исполнитель берет на себя обязательство выполнить услугу, а заказчик оплачивает ее.
Существенные условия: предмет — определенные действия, которые совершает исполнитель; сроки начала и совершения действий; стоимость; показатели качества услуг.
В большинстве случаев форма сделки письменная.
Заимодавец передает заемщику ценности на определенный срок, а заемщик обязуется их вернуть.
При заключении этого соглашения следите за формулировками, так как это может расцениваться как финансовая деятельность. Индивидуальный предприниматель не вправе ею заниматься. Но взять в долг у физического лица вполне возможно.
Существенные условия такого соглашения:
- сумма займа и процентная ставка;
- срок контракта;
- порядок погашения задолженности;
- санкции за невыполнение условий.[23]
Составляя контракт с индивидуальным предпринимателем, укажите порядок разрешения споров.
Это соглашение, по которому продавец передает товар за плату покупателю. Предметом и единственным существенным условием этой сделки является товар.
Цена товара является существенным условием только для некоторых видов контрактов:
- розничная и оптовая купля-продажа;
- купля-продажа недвижимости;
- купля-продажа предприятий.
Признаки этого соглашения: двустороннее, возмездное, консенсуальное, публичное, бессрочное, взаимосогласованное, взаимообязывающее.
Рассмотрим еще и такой специфический контракт, как договор о рекрутинге с индивидуальным предпринимателем, или соглашение по подбору персонала. Предметом этой сделки является обязанность исполнителя подобрать персонал по заданию заказчика в соответствии с указанными требованиями. Заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Услуга выполнена, если заказчик принял на работу кандидата, направленного исполнителем, или в иных случаях, указанных в контракте.
Плата за услуги устанавливается в процентах от месячной зарплаты кандидата. Иногда в контракте оговаривается фиксированная сумма.
По контракту перевозки грузов перевозчик обязуется принять от отправителя груз и доставить его получателю. Отправитель обязан оплатить стоимость перевозки. Получатель не является стороной соглашения.[24]
Отношения отправителя и перевозчика подтверждаются товарно-транспортной накладной, выданной отправителю. Предмет сделки — перемещение груза в конкретный пункт назначения.
Срок — время, в течение которого груз должен быть доставлен. Цена контракта равняется плате за перевозку груза.
2.3. Порядок расчетов с контрагентами у индивидуального предпринимателя
Закон не требует от индивидуального предпринимателя обязательной регистрации расчетного счета. Рассчитываться с клиентами и контрагентами можно за наличные или пользуясь карточкой банка. Но ИП в практике ведения бизнеса часто приходит к тому, что открытие такого счета поможет расширить возможности бизнеса.
При небольшом количестве безналичных оплат и перечислений от клиентов к ИП вполне можно пользоваться только личной карточкой физического лица. Однако, если через текущий счет предприниматель постоянно производит связанные со своей деятельностью операции по безналичному расчету, то банк может накладывать ограничения на движение финансов в соответствии с инструкцией Банка России от 30 мая 2014 года № 153-И. Она четко указывает, что текущий счет — это вариант счета, не связанный с предпринимательской деятельностью или частной практикой физлица. Для ведения бизнеса или расчетов ИП должен открываться расчетный счет.[25]