ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.01.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выдающийся советский

режиссёр-документалист

Дзига Ветров

сравнивал кинокамеру

с киноглазом,

которым мы смотрим

на мир.

В 1924 году вышел первый полнометражный фильм «Кино-Глаз» с подзаголовком «Жизнь врасплох». Этот фильм о человеке в документально-поэтическом неинсценированном фильме. Под таким же названием у Вертова была теория о съемках жизни врасплох методом скрытого наблюдения. Он считал, что это будет киноправда. По сути дела, съемка жизни врасплох означала для него примерно то же, что в современном кинематографе понимается под репортажным методом.

Документальное кино


Название графика

2008

2010

2011

50

70

120

Документа́льное кино́ (или неигрово́е кино́) — вид кинематографа.

Документальным называется фильм, в основу которого легли съёмки подлинных событий и лиц.

Первые документальные съёмки были произведены ещё при зарождении кинематографа.

В настоящее время документальное кино прочно вошло в киноискусство всего мира.

Темой для документальных фильмов чаще всего становятся интересные события, культурные явления, научные факты и гипотезы, а также знаменитые персоны и сообщества

Телевидение и документальное кино 8 класс

Особенности документального кино


Название графика

2008

2010

2011

50

70

120

Документальное кино — это сложный жанр, подготовка и работа над которым занимает длительное время: отбирается жизненный и документальный материал, на основе которого создается сценарий. Структура документального фильма многообразна: используются как постановочная, так и репортажная съемка, натурные и интерьерные съемки, архивные видео- и фотоматериалы.

Задачи документалистики


Название графика

2008

2010

2011

50

70

120
  • Средство обучения (иначе «учебные фильмы»)
  • Исследование (географическое, зоологическое, историческое, этнографическое, и т. д.)
  • Пропаганда (науки, товара, технологии, религии, т.д.)
  • Хроника (длительное наблюдение за событием, репортаж, т.п.)
  • Публицистика

  • Объединяет их (все выше перечисленные) — общая для всего документального кино задача: «рассказать нам о мире, в котором мы живём»


Название графика

2008

2010

2011

50

70

120

событийная хроника

кинолетопись (съемки, создаваемые не для оперативных новостных журналов, а для истории),

кинофиксация для специальных целей (научные съемки, милицейские протоколы, видеонаблюдение)

Название графика

2008

2010

2011

50

70

120

Авторская журналистика,

Искусство:

подразделяются на многие жанры: кинорепортаж, киноочерк, киноисследование, социальная кинопублицистика, кинодневник, кинопутешествие, фильм-портрет, кинопроза, кинодрама, киномелодрама, кинокомедия, кинопоэзия, кинотрагедия...
  • Документальное кино, как правило, основано на съёмках подлинных, реальных фактов и явлений. Одна из основных задач документального кино - информирование зрителей о тех вещах, которые они сами не могут увидеть. До появления телевидения киножурналы, содержащие сюжеты о происходящих в мире событиях, в определённой мере заменяли современные выпуски новостей. Часто в документальное кино включаются кинохроника, кадры тех или иных происходивших в прошлом событий, освещение которых производят создатели фильма. Документальное кино играло и продолжает играть также и пропагандистскую роль (иногда агитационное кино выделяют в качестве самостоятельного жанра).

Образовательные фильмы

  • Фильмы, предназначенные для показа в школах и других учебных заведениях. Исследования показывают, что учебный материал, преподнесённый в виде фильма, усваивается гораздо лучше, чем тот же материал, пересказанный учителем. В конце XX — начале XXI веков образовательные фильмы стали часто показывать по телевидению и они приобрели большую популярность. В настоящее время существуют даже специальные телевизионные каналы, почти круглосуточно показывающие только образовательные и научно-популярные документальные фильмы.

Мокьюментари

  • Имеется также псевдо-документальное кино, т. н. «мокьюментари», описывающее вымышленные события — например, телепередача BBC об урожае спагетти в Швейцарии, американский проект «Ведьмы из Блэра», российский фильм Первые на Луне.

Советское и российское документальное кино


  • В советские времена документальное кино было востребовано властью. Документальные фильмы были в основном инструментом коммунистической пропаганды и служили государственным интересам.
  • Особенную роль сыграли кино-журналы.
  • Современное российское неигровое кино — это сотни разных студий во многих регионах Российской Федерации. Это тысячи фильмов и документальных телепрограмм, созданных с 1991 года. К сожалению, этот огромный материал плохо изучен и пока недостаточно востребован.

Правда и интерес к происходящему в документальном фильме обеспечиваются благодаря длительному и целенаправленному наблюдению за человеком или ситуацией.

Человек привыкает к камере, не замечает её,

оставаясь самим собой.

Основные жанры документального кино

видовой фильм на различные темы

фильм-биогра -фия

Кинохро -ника

беседа

монолог

фильм-исследо -вание

Интервью

фильм-обозре -ние

Жанры документального кино
  • Кинохроника — оперативная киноинформация (репортаж) об актуальных событиях и фактах современной жизни. Телевизионная кинохроника телерепортаж, передаваемый в видеозаписи
  • Видовой фильм— географический, географо этнографический, краеведческий фильм. Первый видовой фильм снят во Франции в 1895, в России  в 1907. (географический, географоэтнографический, краеведческий фильм)
  • Беседа – фильм, снятый в форме диалога или полилога, нередко со вставкой коротких видеосюжетов, фотоматериалов
  • Монолог – разновидность фильма-беседы, обычно в форме повествования от первого лица о каком-то событии, периоде в истории, факте, автобиографии, другом человеке и т.п.
  • Фильм-исследование – узконаправленный документальный фильм, являющийся отражением какого-либо научно-исследовательского процесса, мониторинга природного явления, анализа происходящего события и т.д.
  • Фильмы в жанре беседа и интервью, которые построены на живом общении с людьми, полны сюрпризов и практически не могут контролироваться режиссёром.
  • Фильм-обозрение – это информация о каких-то событиях, каждое из которых сопровождается аналитическими пояснениями.
  • Фильм-биография – рассказ о жизни известной личности, внёсший определённый вклад в развитие какой-либо сферы или оказавшей влияние на ход исторических событий.


Формы документального кино

Наблюдение – это некая видеоохота,

требующая терпения, внимания и заинтересованности в том, что снимаешь.

В особенности это касается человека в кадре.

Наблюдение

Видеоэтюд – это документальная (натурная) съёмка, посвящённая разработке какой-либо одной темы, являющаяся одновременно творческим упражнением на развитие композиционного

и монтажно-съёмочного мастерства.

Видеоэтюд

Термин сюжет пришёл в телепрактику

из журналистики и обозначает краткое экранное повествование о каком-либо событии.

В видеосюжете главное — экранный рассказ о событии, повествование которого предстаёт перед нами

в жанрах репортажа, очерка, интервью.

Сюжет

Информационные телепередачи, как и новости он-лайн, строятся на репортажных видеосюжетах. Репортаж — это сообщение с места события, которое произошло или происходит. Репортажные видеосюжеты занимают важнейшее место не только на экранах телевизоров и в Интернете, но и в вашей съёмочной практике. Типичный пример — видео на тему «Первое сентября», «Последний звонок», «На соревнованиях» и т. п.

Репортаж

Репортаж предполагает наиболее точную и объективную, информацию о событии. Он сценарно и монтажно выстраивается так, что не акцентирует наше внимание на трагических деталях, а ещё раз призывает к вниманию на дорогах.

Репортаж

Введение авторского мнения, проявление своей позиции и личных комментариев превращают репортаж в очерк. Очерк – это информация о людях и событиях, как и репортаж. Но это уже не чисто новостное сообщение,

это рассказ, включающий в себя исторические

или иные мотивы, параллели с другими событиями, размышления автора о героях очерка.

Очерк

Репортаж и очерк могут вбирать в себя элементы интервью.

Интервью – это разновидность разговора,

беседы между двумя и более людьми,

при которой интервьюер задаёт вопросы

своим собеседникам и получает на них ответы. Интервью на телеэкране и в любительской практике может существовать как самостоятельный жанр.

Интервью

Любительский фильм, домашнее видео, съемка мобильным телефоном
, по существу – авторская форма документального кино. Это видеохроника твоей жизни, твоих близких и друзей. Любительское кино – это замечательный вид искусства кинематографии, в котором автор свободен высказаться именно так, как он хочет и может, поскольку не зависит от заказа, финансирования и каких-либо других условностей. С любительского кино, собственно, и начался мировой кинематограф.

Любительский фильм