Добавлен: 29.03.2023
Просмотров: 209
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика социального обеспечения
1.1 Понятие социального обеспечения
1.2 Функции социального обеспечения
1.3 Основные этапы развития форм социального обеспечения
2. Система социального обеспечения
2.1 Организационно-правовые формы
2.2 Социальное обеспечение в порядке обязательного социального страхования
2.3 Социальное обеспечение за счет отчислений1 из государственного бюджета
1.3 Основные этапы развития форм социального обеспечения
В обыденном сознании людей социальное обеспечение - это деятельность государственных органов по обеспечению нуждающихся граждан различными видами пенсий и пособий, по предоставлению всех видов социальных услуг и пособий инвалидам и пожилым людям, по различным видам социальной помощи и поддержки[39].
В первобытном обществе прототипом социального обеспечения было общинное содержание, которое было направлено на поддержание жизни пожилых людей, больных, инвалидов, беременных женщин, кормящих матерей и детей[40]. Средства к существованию для этих категорий людей выделялись из общего объема продовольствия, производимого трудоспособными членами племенной общины. Однако так было не всегда. В начале первобытной эпохи здоровые избавлялись от стариков, больных, инвалидов и детей - колясочников[41].
По мере развития родового строя первобытный человек начинает осознавать, что для нормальной жизни рода необходимы. Поэтому старые члены рода, больные воины, дети и подростки стали находиться на общем содержании и обеспечении рода или общины. Так что долг родственников -помогать друг другу.
В капиталистическом обществе основным источником средств к существованию для подавляющего большинства населения является личный труд работодателя. Лишение работника возможности продавать свой труд означает потерю основного и единственного источника средств к существованию. Это обстоятельство привело к появлению новых способов существования социального обеспечения. Чаще всего их называют организационными формами социального обеспечения. Есть три основных этапа[42].
Первый этап характеризуется невмешательством государства в регулирование общественных отношений по социальному обеспечению.
В самом начале развития и становления машинного производства как реальной формы материальной поддержки нетрудоспособных граждан буржуазное государство предлагало частную благотворительность, государственную или общественную благотворительность, сбор милостыни, волю работодателя предоставлять средства своим бывшим работникам, заимствованные из рабовладельческого и феодального права[43]. Имелись различные формы и виды – страховой фонд, обязательный Фонд, вспомогательный Фонд, добровольный Фонд. Государственные субсидии из государственного бюджета этим фондам практически отсутствовали или были незначительными. Участие государства в этот период проявлялось только в регистрации этих отделений[44].
Второй этап развития организационных форм социального обеспечения характеризуется ограниченным вмешательством государства. Так, в конце 90-х гг. В Германии, Австрии и Италии были приняты первые законы о социальном страховании от несчастных случаев на производстве, болезней, старости, потери кормильца. Основными признаками таких правовых актов являются следующие[45].
1. обязательное условие регистрации страховых компаний и организаций закреплено законом.
2. учредительные документы этих компаний должны содержать указание на состав участников.
3. определены размеры страховых взносов всех сторон этого страхования.
4. фиксируется перечень страховых рисков и соответствующих видов обеспечения.
5. указываются размеры каждого вида обеспечения при наступлении страховых случаев.
6. указываются органы, осуществляющие страхование и страховое обеспечение граждан с участием органов государственной власти.
Поэтому не случайно в литературе этот этап также называют эпохой социального страхования[46].
Третий этап -активное управление социальным обеспечением государством -начинается в середине 50-х гг. Основными чертами этого периода являются следующие.
1. как обязательное социальное страхование, так и добровольное социальное страхование функционируют в соответствии с законодательством.
2. развиваются производственные системы социального страхования.
3. государство уже непосредственно участвует в формировании фондов социального обеспечения за счет собственных финансовых ресурсов. Некоторые категории лиц, включенных в систему обязательного пенсионного страхования, получают различные дополнительные выплаты в случае необходимости[47].
Таким образом, социальное обеспечение представляет собой совокупность общественных отношений по распределению внебюджетных средств социального страхования и перераспределению средств государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей физических лиц социальных услуг[48]. В системе социального обеспечения важное значение имеют следующие функции: - Экономический; - Политический; - Демографический; - Социальная реабилитация; - Защитный[49].
Посредством закона, то есть обнародования законов, государство делает социальное обеспечение обязательным (принудительным).
2. Система социального обеспечения
2.1 Организационно-правовые формы
Форма социального обеспечения как понятие сама по себе является абстракцией. Чтобы существовать в реальной жизни, социальное обеспечение должно иметь форму (формы). Под формой социального обеспечения мы понимаем способ его существования, то есть его внешнее проявление (появление)[50]. В специальной литературе формы социального обеспечения рассматриваются в двух значениях:
Во-первых, как способ его организации, то есть организационно-правовая форма;
Во-вторых, как способ удовлетворения потребностей граждан.
Государственная система социального обеспечения имеет две основные организационно-правовые формы ее реализации. Эти формы определяются (и подразделяются) конкретными признаками[51]. Такими признаками являются:
- Способ накопления средств в финансовых источниках, за счет которых обеспечивается социальное обеспечение[52];
- Круг лиц, обеспеченных финансовыми источниками;
- Виды материального обеспечения, предоставляемые лицам за счет определенных источников;
- Виды социальных рисков, возникновение которых связано с возникновением права на соответствующий вид социального обеспечения;
- Система органов, осуществляющих социальное обеспечение.
Важность организационно-правовых способов реализации социального обеспечения заключается в том, что они позволяют государству и обществу наиболее рационально распределять совокупный валовой продукт через систему социального обеспечения, основывая такое распределение на принципах социальной справедливости[53].
Историческое развитие системы социального обеспечения развитых стран показывает, что основополагающим критерием выбора формы социального обеспечения является социальный статус человека, то есть обеспечивается ли он как работник (в настоящем или в прошлом) или как член общества без какой-либо связи с трудом[54]. Именно с учетом этого критерия на национальном уровне в развитых странах сложились две основные формы социального обеспечения: работник (в случае смерти-его семья) в форме обязательного социального страхования и член общества без учета его трудового вклада в форме государственного социального обеспечения. Эти формы во многих государствах используются в сочетании с различными дополнительными формами (отраслевое, профессиональное, промышленное страхование, системы социального обеспечения, основанные на принципах накопления и др.)[55].
Формы социального обеспечения, используемые в России на современном этапе, можно классифицировать по степени их централизации на централизованные, региональные, а также локальные, локальные. Централизованные формы, в свою очередь, подразделяются на: обязательное социальное страхование; социальное обеспечение за счет бюджетных средств; смешанная форма социального обеспечения, используемая для отдельных специальных субъектов. Рассмотрим каждую из этих форм.
2.2 Социальное обеспечение в порядке обязательного социального страхования
Обязательное социальное страхование как организационно-правовая форма социального обеспечения получило свое законодательное закрепление только с принятием Федерального закона от 16 июля 1999 года"Об основах обязательного социального страхования в Российской Федерации". Он определяет, что " обязательное социальное страхование - система правовых, экономических и организационных мер, создаваемых государством для компенсации или минимизации последствий изменения материального и (или) социального положения трудящихся, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан в результате выхода на пенсию, инвалидности, потери кормильца, болезни, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и иных событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании"[56].
Рассмотрим более подробно особенности, по которым различают обязательное социальное страхование как самостоятельную форму социального обеспечения[57].
* это способ формирования и накопления средств в финансовых источниках, за счет которых обеспечивается социальное обеспечение в порядке обязательного социального страхования[58]. Работающие лица принимают участие в формировании финансовых ресурсов (источников). Страховые взносы во внебюджетные фонды социального страхования (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, фонды обязательного медицинского страхования) удерживаются из заработка работников в обязательном (обязательном) порядке. Эти взносы рассматриваются как отсроченная часть заработка работников для их будущего социального обеспечения (в ряде случаев и членов семьи) в виде соответствующих пенсий, пособий, социальных услуг, медицинского обслуживания[59].
* круг лиц, поддерживаемых финансовыми источниками. К ним относятся застрахованные граждане и, в случае их смерти, члены их семей. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам; лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой; иные категории граждан, признанные застрахованными в соответствии с федеральными законами Об отдельных видах обязательного социального страхования[60].
* страховщики-организации любой формы собственности, обязанные уплачивать страховые взносы в соответствующие фонды обязательного социального страхования. В ряде случаев страховщиками выступают также органы государственной исполнительной власти и местного самоуправления, например, по обязательному медицинскому страхованию безработного населения[61].
* страховщики -это специальные страховые организации, созданные в соответствии с законодательством об отдельных видах обязательного социального страхования. К ним относятся ПФР, ФСС, ФОМС РФ.
* виды обеспечения, предоставляемого застрахованным лицам, зависят от вида социального риска и, соответственно, от средств определенного финансового источника. Поэтому их нельзя рассматривать в отрыве друг от друга. Закон Об основах социального страхования определяет виды рисков социального страхования; необходимость получения медицинской помощи; утрату застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или иного дохода в связи со страховым случаем; дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи со страховым случаем.
* Страховыми случаями являются: достижение пенсионного возраста, инвалидность, потеря кормильца, болезнь, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка( детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и иные случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
• каждому виду страхового риска соответствует вид страховой защиты по обязательному социальному страхованию[62].
Источниками поступлений в бюджеты обязательного социального страхования являются: страховые взносы; субсидии, иные федеральные фонды и иные бюджетные фонды в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; штрафы и пени; средства, уплаченные страховщикам в результате обращений к лицам, ответственным за причинение вреда застрахованным лицам; доходы от размещения временно свободных средств обязательного социального страхования; иные доходы, не противоречащие законодательству Российской Федерации.[63]